Актуальные проблемы компьютерной зависимости в образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:29, статья

Описание работы

Анализ данных зарубежной (с 1995 г.) литературы показал достаточно большое количество публикаций по различным аспектам компьютерной зависимости, но убедительной гипотезы о физиологических механизмах формирования компьютерной зависимости нам обнаружить не удалось. В ряде работ отмечено, что в основе формирования интернет-зависимости лежит повышение уровня активации возбудимых и тормозных процессов в нейронных сетях определенных участков головного мозга.

Файлы: 1 файл

Ст.Зависим.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЕ

Ахмадеев Р.Р., Тимерханов Р.И.,

БГПУ, Уфа

 

В рамках настоящей конференции обсуждаются, безусловно, актуальные социально-педагогические аспекты злободневной проблемы наркотической зависимости. Вместе с тем, другие виды зависимостей во многом остаются за пределами внимания общества. К таким видам зависимостей в полной мере можно отнести и компьютерную зависимость (Computer Addiction), Интренет-зависимость (IAD), зависимость от компьютерных игр. Учитывая масштабы и интенсивность распространения компьютерных технологий, а также слабую изученность физиолого-педагогических аспектов компьютерной зависимости в образовательной среде, рассматриваемая в статье

При анализе  данных отечественной литературы с 1999 года прямых данных о физиологических механизмах формирования компьютерной зависимости обнаружить не удалось. Вместе с тем, в ряде работ группы авторов (В.Г.Григорян, А.Н.Аракелян, А.Р.Агибабян, 1999-2011) показаны выраженные изменения со стороны ЦНС при работе на персональных компьютерах (ПК). В частности, выполнение на компьютере зрительно-пространственных задач вызывало стрессогенную реакцию у людей с преимущественным симпатотоническим типом. Согласно этим же авторам, пользователи ПК с исходно низким уровнем активации "платят" большую "физиологическую цену" за поддержание должной эффективности деятельности в отличие от испытуемых с высоким исходным уровнем корковой активации, достигающих "рабочего" уровня функционирования за счет дополнительных психофизиологических затрат.

Анализ  данных зарубежной (с 1995 г.) литературы показал достаточно большое количество публикаций по различным аспектам компьютерной зависимости, но убедительной гипотезы о физиологических механизмах формирования компьютерной зависимости нам обнаружить не удалось. В ряде работ отмечено, что  в основе формирования интернет-зависимости лежит повышение уровня активации возбудимых и тормозных процессов в нейронных сетях определенных участков головного мозга. Это проявляется, с одной стороны, в снижении степени выраженности пароксизмальной активности, уменьшении количества и длительности ее разрядов, а с другой стороны, в улучшении общего баланса между неспецифическими активирующими и тормозными системами головного мозга (Больбот).

Интересны данные Фредерика Шиффера, согласно которому изменения в мозговой деятельности при работе на ПК происходят из-за различий в проекции сетчатки на зрительную кору, что, в свою очередь вызывает десинхронизацию деятельности двух полушарий головного мозга.

 

Кристофер Макпек считает, что в основе интернет-зависимости, а также зависимости от компьютерных игр, лежат процессы, постоянно требующие вовлечение механизмов центрального видения. А именно,  действия, которые требуют центрального видения,  приводят к активации структур в «логическом» полушарии мозга, и компенсаторно снижается активность эмоционального полушария, что приводит к межполушарной дезинтеграции. Такая дезинтеграция, наряду со зрительным утомлением, вызывает проблемы с бинокулярным зрением, которые в наиболее общем виде сводятся к следующему. При глубоких функциональных перестройках сетчатки (амблиопии) глаз, который обычно является субдоминантным, становится доминирующим. Повышенная светочувствительность в этом глазу вызывает еще большее увеличение деятельности в «эмоциональном» полушарии. Эти процессы и вызывают проблемы с дифференцированием, которое включает навязчивые действия – компьютерную зависимость.

Экспериментальные психофизиологические исследования, проведенные нами на базе кафедры ОЗ и БЖД БГПУ им М. Акмуллы с участием студентов различных факультетов (2010-2011 г.г.), в общем, согласуются с данными вышеприведенных авторов. В частности, нами выявлены достоверное уменьшение объема краткосрочной памяти (КЗП), а также снижение латентного времени сенсомоторной реакции после компьютерной зрительной нагрузки. Кроме того, полученные нами данные динамики показателей селективного зрительного внимания (СЗВ) свидетельствуют о достоверном повышении эффективности механизмов обработки зрительной информации. Мы полагаем, что в основе обнаруженных явлений лежат процессы мощной активации в системе неспецифические зрительные центры – восходящая активирующая система мозга. Очевидно, эта точка зрения является лишь рабочей гипотезой и требует подтверждения с использованием современных нейрофизиологических методов.

Литература.

  1. Иваницкий А.М., Ильюченок И.Р., Иваницкий Г.А. Избирательное внимание и память – вызванные потенциалы при конкуренции зрительных и слуховых словесных сигналов // Журнал высшей нервной деятельности, 2003, т.53, вып. 5, с. 541-551.
  2. Ахмадеев Р.Р., Мочалов С.М., Зубова С.М., Нагаева Р.Р. Психофизиологические компоненты зрительного утомления. 1. Возможности исследования с помощью различных моделей внимания. 2. Возможности использования моделей краткосрочной памяти. Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии, и психологии: сб. науч. ст. Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашИФК, 2010.
  3. Григорян В.Г., Агабабян А.Р. ЭЭГ - показатели функционального состояния оператора при длительной монотонной работе на компьютере // Журнал высшей нервной деятельности, 1999, т.49, вып. 2, с. 220-227.
  4. Schiffer F., Teicher M.H., Anderson C., Tomoda A., Polcari A., Navalta C.P., Andersen S.L. Determination of hemispheric emotional valence in individual subjects: a new approach with research and therapeutic implications. Behav Brain Funct., 2007 Mar 6;3:13.
  5. Больбот Т. Ю., Юрьева Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с.
  6. Young К., Rodgers R.C. Internet addiction: personality traits associated with its development // CyberPsychol. Behavior. — 1998.-Vol.2, N1.-P. 46-51.
  7. Shapira N. A. Problematic internet use // Am. Psychiatric Association. - 1998. - N 4. - P. 45-49.

Информация о работе Актуальные проблемы компьютерной зависимости в образовательной среде