Активные методы теоретического обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.


Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.


Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:


1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.


2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.


3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.


4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3


ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5


1.1 Понятие об обучении………………………………………………5


1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9


1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9


1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13


1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15


1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16


1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17


ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20


2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20


2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21


2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24


2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30


2.4. Упражнения………………………………………………………..34


2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35


2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36


2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

2.5. Алгоритм  создания проблемной ситуации  в процессе теоретического обучения 

Опыт обучения показывает необходимость специальной  подготовки преподавателя к проведению проблемного занятия. Одно из основных требо-ваний - тщательный теоретико-логический анализ учебного материала, кото-рый  должен быть усвоен учащимися, разбивка его на отдельные порции и выбор способа структурирования (причинная, хронологическая или любая другая структура). Преподавателю следует заранее планировать деятельность не только свою, но и учащихся, гипотетически определяя ход урока, четко выделяя по отношению к каждой порции учебного материала, на основе ко-торого создается тот или иной тип проблемной ситуации. Сталкиваясь с про-тиворечивой, новой, непонятной проблемой, у учащегося возникает состоя-ние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслитель-ный процесс учащегося происходит по следующей схеме: выдвижение гипо-тез, их обоснование и проверка. И учащийся либо самостоятельно осуществ-ляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью препода-вателя. 

Алгоритм 

2 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

В данной курсовой работе мы рассмотрели проблему внедрения  активных методов теоретического обучения и правильного их применения в  процессе обучения ПТЗО. 

В ходе работы мы изучили и сделали анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, рассмотрели психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения, применили тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра, а также разработали алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения, что и было целью данной работы. 

Развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами:обеспечить формирование и  развитие познавательных интересов  и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. В век бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достиг-нуто путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности - качеств, характеризующих интеллекту-альные способности человека к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления этих качеств приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятель-ности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспе-чивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике. 

В результате изученного, мы пришли к выводу, что применение актив-ных методов теоретического обучения действительно приведет продуктив-ной  мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овла-дения учебным  материалом. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

1. Профессиональная  педагогика: Учебник для студентов,  обучающихся по педагогическим  специальностям и направлениям.-М.,1997. 

2. Педагогика  профессионального образования.  Под ред. В.А.Сластенина.- М.,2004.-368с. 

3. Безрукова  В.С. Педагогика. Проективная педагогика.- Екатеринбург,1996.-344 с. 

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и  методы обучения в средних  специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. Пособие.- М. Высш. Шк.,1990-194 с. 

5. Немов Р.С.  Психология, Т.2 М., 1998. 

6. Обухова Л.Ф.  Возрастная психология. М., 1996. 

7. Петровский  А.В. Возрастная и педагогическая  психология. М., 1996. 

8. Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного  обучения. М., 1990. 

9. Периодические  издания по психологии - «Вопросы  психологии».

Информация о работе Активные методы теоретического обучения