Активные методы теоретического обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.


Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.


Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:


1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.


2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.


3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.


4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3


ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5


1.1 Понятие об обучении………………………………………………5


1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9


1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9


1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13


1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15


1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16


1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17


ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20


2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20


2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21


2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24


2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30


2.4. Упражнения………………………………………………………..34


2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35


2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36


2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

 

159 

Ч 

 

160 

Щ 

 

161 

Я 

 

162 

Ф 

 

163 

Х 

 

164 

У 

 

165 

М 

 

166 

П 

 

167 

Д 

 

168 

А 

 

169 

С 

 

170 

Н 

 

171 

Ш 

 

172 

К 

 

173 

Т 

 

174 

О 

 

175 

Ж 

 

176 

Г 

 
 
 

По результатам  тестирования было выявлено, что у 2 человек хорошо развито ПВ, а у 11 человек - ПО. Следовательно, педагогу в своей работе с такими учащимися  следует чаще применять активные методы обучения, ко-торые направлены на активизацию мыслительной и практической деятельно-сти в процессе овладения учебным материалом. Например, создавать в ходе урока проблемные ситуации либо проводить деловые игры. Последние будут стимулировать к продуктивной деятельности и менее активных учащихся. Оценивая субтесты 8 и 9 в комплексе, мы пришли к выводу, что только у 2 человек из 11 испытуемых развиты конструктивные способности теоретичес-кого и практического плана. Одинаково высокие результаты по обоим суб-тестам являются хорошим основанием не только для естественно-техничес-кой, но и научной одаренности. 

ГЛАВА 2. Активные методы теоретического обучения и их использование в процессе обучения ПТЗО. 
 

2.1 Общая характеристика  технического мышления. 

Особенности многих технических задач и объектов, само оперирова-ние производственно-техническим материалом придают мышлению свое-образный характер. По своим истокам и основам техническое мышление является тем же обобщенным и опосредованным познанием действитель-ности и осуществ-ляется также через решение задач (проблем). Однако при решении техни-ческих задач одни стороны мышления (его направленность, структурные особенности, определенные качества ума) получают преиму-щественное развитие, тогда как другие проявляются в меньшей степени. 

Решение любой  технической задачи базируется на использовании большого запаса специальных знаний, на умении «добывать» недостающую информацию. Особое внимание следует обратить на специфику технических задач (проблем), в ходе решения которых и осуществляется мыслительная деятельность. 

Характеризуя  техническое мышление, следует подчеркнуть важней-шую его особенность, которая проявляется в тесном единстве теоретичес-ких и практических компонентов деятельности, в непрерывном сочетании и взаимодействии умственных (мыслительных) и практических действий.  

Психологические исследования показывают, что успех  решения техни-ческих задач во многом зависит от того, как сочетаются в деятельности че-ловека теория и  практика.Отсюда следует педагогический вывод: техничес-кий интеллект нельзя развить, применяя «словесно-меловой» способ преподавания.  

Другая важная особенность технического мышления проявляется в тесной взаимосвязи  и взаимодействии понятийных и образных компонентов деятельности. Специфичен и сам процесс технического мышления, характер его протекания, что обусловлено особенностями технических задач, а также условиями деятельности по их решению.  
 

2.2. Проблемное  обучение как общее средство  развития технического мышления 

В результате более  или менее длительного опыта  решения техничес-ких задач вырабатывается определенная направленность мышления, выража-ющаяся в техническом осмысливании действительности, в особом стремле-нии выделять в ней технические явления, в способности сосредоточиться на решении технических задач. Если процесс технического мышления протека-ет в ходе решения задач, то естественно предположить, что способ его разви-тия должен моделировать ход решения задачи. Такой способ обучения мож-но назвать проблемным . 

Проблемное обучение -- это система обучения, предполагающая создание в учебно-педагогическом процессе условий, при которых учащийся усваивает знания и умения путем проблемных ситуаций и овладения спосо-бами их разрешения. Основу теории проблемного обучения составляют по-нятия проблемной ситуации и способа ее разрешения. Проблемная ситуация -- это психическое состояние человека, испытывающего познавательную трудность, это противоречие, выявившееся в форме вопроса, заданного са-мому себе. В результате разрешения системы таких ситуаций учащиеся открывают для себя новые знания и способы действий с ними, овладевают общими принципами решения задач. Проблемные ситуации должны быть доступными для учащихся определенного возраста, учитывать их познава-тельные и практические возможности и т. п. 

В максимальной степени процесс мышления проявляется  и развивается при решении проблемных задач. 

Обращаясь к  проблемному обучению, преподаватель  не сообщает зна-ний в «готовом виде», а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуж-дает искать пути и средства для их решения. Здесь сама проблема «прокла-дывает путь» к новым знаниям и способам действия, а не наоборот. То, что новые знания вводятся не ради получения следующей порции сведений, а ра-ди решения проблемы , является принципиально важным.  

Можно выделить три признака проблемной ситуации в  обучении. Во-первых, она должна быть такой, чтобы ее разрешение можно было ориен-тировать на возможности познавательной и исследовательской активности учащихся. Во-вторых, все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть значимыми для учащихся. В-третьих, разрешение основной проблемы, как правило, должно протекать на фоне решения цепи соподчи-ненных проблем, вытекающих одна из другой и показывающих логические отношения между изучаемыми явлениями, законами, процессами. 

Информация о работе Активные методы теоретического обучения