Акцентуации характера К.Леонгарда или А.Е.Личко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано прежде всего с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-акцентуации характера (Леонгарда или Личко).doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, выяснение фактов и наблюдение Леонгард считал более достоверными методами описания личности, чем тесты (вопросники), которые, по его мнению, можно использовать только с большими оговорками. Важно не столько то, что отвечает человек на вопрос, а то, как он это делает, то, насколько вопрос понят и то, в каком контексте дается ответ. По этой причине при использовании вопросника, составленного Г. Шмишеком для диагностики акцентуаций, «необходимо делать поправку на возможные ошибки» и уточнять первичные результаты в процессе беседы и наблюдения за поведением человека в разных жизненных ситуациях.

     При анализе акцентуаций необходимо учитывать ряд важных моментов, связанных  со спецификой подходов авторов, которые  работали в этом направлении.

     1. Типология акцентуаций характера  представляет собой обобщение опыта работы с пациентами психиатрической клиники. Она была разработана К. Леонгардом для постановки и уточнения диагноза, на основании которого можно проводить лечение больных людей.

     2. Поскольку наличие акцентуаций  еще не является признаком патологии, а свидетельствует об определенном потенциале личности, подход К. Леонгарда можно использовать в работе со здоровыми людьми с целью описания их возможностей и ограничений, а также прогноза поведения в различных ситуациях. Однако при этом необходимо проявлять осторожность в интерпретациях и не забывать о «крайностях», которые Леонгард включил в свои описания выделенных им типов.

     3. Личностный опросник Г. Шмишека  был составлен на основе вопросов, которые К. Леонгард задавал  своим пациентам в процессе клинической беседы, и не противоречит общему подходу автора концепции акцентуированных личностей. Тем не менее, тест имеет свои ограничения, поэтому результаты, полученные после подсчета данных, нуждаются в уточнении, которые лучше всего делать в процессе беседы и наблюдения за человеком в реальных жизненных ситуациях.

     4. Личностный опросник А.Е. Личко  (ПДО) только частично опирается  на концепцию К. Леонгарда и  предназначен для диагностики типов психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Чаще всего, этот опросник применяется в клинических целях, и для его использования необходимы специальные знания в области патопсихологии и психологии развития.

     5. С позиции индивидуального подхода,  подразумевающего целостное описание  личности с учетом ее уникальности, наиболее ценным является не столько умение распознать отдельные ярко выраженные черты и получить подтверждения их реального существования, сколько способность соединить полученную информацию в общую картину. В этом смысле полезно рассматривать и интерпретировать сочетания черт – так называемые, «букеты» акцентуаций, которые составляют ядро личности и позволяют получить достаточно полное представление о поведении человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

          В настоящее время многие области  трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

          Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Автор этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в нерезко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и "нормальным" людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным. 

          У подростков сбалансированный  характер встречается крайне  редко. У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят о таких особо усиленных чертах вслед за Леонгардом как акцентуация характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости.

          Попытки построения типологии  характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Несколько позже аналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, Г.К. Ушаков, А. Е. Личко и ряд других ученых.

          Все типологии человеческих характеров  исходили из ряда идей. Основные  из них следующие:

      1. Характер человека формируется  довольно рано в онтогенезе  и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

      2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

      3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. 

          Объектом исследования в данной работе является подросток, ученик 7-го класса.

          Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

        Цель и задачи:

   1. Провести обзор литературных  источников по изучаемой проблеме.

   2. Подбор методов исследования.

   3. Проведение эксперимента.

   4. Обработка полученных результатов  и их анализ.

   5. Выводы.

          База исследования: ученик 7-го класса иркутской средней школы # 76 возраст 12 лет.

         Решение заявленной проблемы может использоваться для решения следующих практических задач:

- составление  коррекционных программ;

- профориентация  и профотбор;

- проведение  судебно-медицинской экспертизы;

  • выявление группы риска (лиц, склонных к правонарушениям, наркомании, суицидам) с целью социально-психологической поддержки;
  • выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям и т. д.
 
 
 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ  ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Объектом исследования в данной работе является подросток, ученик 7-го класса.

          Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

        Цель и задачи:

   1. Провести обзор литературных  источников по изучаемой проблеме.

   2. Подбор методов исследования.

   3. Проведение исследований и сравнение  их результатов.

   4. Обработка полученных результатов  и их анализ.

   5. Выводы.

          База исследования: ученик 7-го класса иркутской средней школы # 76 возраст 12 лет.

          Для решения заявленной проблемы использовались следующие методики: для определения типа акцентуации характера – методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда; для определения типа темперамента – методика определения психологической характеристики темперамента.  Обе методики валидны и надежны, являются достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом.

          Тексты методик приводятся в  приложении.

       Ниже приводятся ответы испытуемого  на предложенные ему тесты. 
 
 

АНАЛИЗ  И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Ответы  испытуемого на тест «Методика определений  акцентуаций характера» К. Леонгарда 
 
 

1+ 9+ 17+ 25- 33+ 41- 49+ 57+ 65+ 73+ 81+
2+ 10+ 18+ 26- 34- 42- 50- 58+ 66+ 74+ 82-
3- 11+ 19+ 27+ 35- 43+ 51+ 59+ 67- 75- 83-
4+ 12+ 20+ 28- 36- 44- 52+ 60+ 68+ 76+ 84+
5- 13+ 21- 29+ 37+ 45- 53+ 61+ 69+ 77+ 85+
6+ 14+ 22- 30- 38+ 46- 54- 62- 70+ 78- 86+
7- 15- 23- 31- 39+ 47+ 55+ 63+ 71+ 79- 87-
8+ 16- 24- 32+ 40+ 48+ 56- 64- 72+ 80- 88-
 
 

Подсчёты:

  1. Г-1

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-« 

5 * 3 =15

  1. Г-2

«+» +,+,+,+ =4

«-« -,-, = 2

4 + 2 = 6,  6 * 2 = 12

  1. Г-3

«+» +,+,+,+ = 4

«-« - = 1

4 + 1 = 5,  5 * 3 = 15

  1. Г-4

«+» +,+,+,+,+,+,+,+ = 8

«-«

8 * 1 = 8

  1. Г-5

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-« 

5 * 3 = 15

  1. Г-6

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-« 

5 * 3 = 15

  1. Г-7

«+» +,+,+,+,+,+ = 6

«-« - = 1

6 + 1 =7,   7 * 2 = 14

  1. Г-8

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-«

5 * 3 = 15

  1. Г-9

«+» +,+ = 2

«-« -,- = 2

2 + 2 = 4,  4 * 3 = 12

  1. Г-10

«+» +,+,+ = 3

«-« 

3 * 6 = 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Итог: (см.  таблицу) гипертимность -  15 баллов, ригидность, застревание – 12 баллов, эмотивность, лабильность – 15 баллов, педантичность – 8 баллов, тревожность – 15 баллов, циклотимность – 15 баллов, демонстративность – 14 баллов, неуравновешенность – 15 баллов, дистимичность – 12 баллов, экзальтированность – 18 баллов.

Вывод по проведённому исследованию: практически все (за исключением педантичности) акцентуации характера наблюдаются у испытуемого в значении выше среднего, тем не менее ярко выраженные акцентуации характера отсутствуют. Из всех перечисленных акцентуаций наиболее высокий показатель соответствует экзальтированности. В соответствии с этим приводим описание данной акцентуации: 

Информация о работе Акцентуации характера К.Леонгарда или А.Е.Личко