Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.

Заключение…
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Атаева Дж.docx

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Телевидение. Телевидение, объединяя  зрительный образ и устную речь, еще ближе по форме к восприятию информации в межличностном общении, чем радио. Э.Г. Багиров выделяет «зрительно- звуковой язык» телевидения, имея в виду синтез трех знаковых систем: устной речи, изображения и музыки. В силу этого телевидения более легким средством массовой коммуникации с точки зрения восприятия информации по сравнению с печатью и радио.

Вместе с тем следует  отметить такую особенность телевидения, как ограниченность  телевизионного экрана в пространстве. Определенная картина мира, включенная в телепрограмму, ограниченна весьма скромными рамками. Установлено, что дети , увлеченные изображением событий на экране, не замечают их рамок. Но взрослым труднее от них отрешиться. Ему нужно больше времени на вглядывание в телевизионный экран, чем ему же в качестве кинозрителя. Эта особенность восприятия  телевизионного изображения взрослыми людьми вызвала необходимость большего использования на телевидении крупных планов. В целом эту специфичность телевидения можно обозначить  как стремление к укреплению замедлению своих изображений.

Возможно, что именно благодаря  обилию крупных планов  и замедленному изображению появилась гипотеза  о том, что телевидение обладает возможность осуществлять «рентген характера» того человека, которого оно  показывает. Эта идея принадлежит  одному из первых советских исследователей телевидения В.С.Саппаку. по его мнению, телевидение способно выявить скрытые (дурные или хорошие) черты человека, попавшего в рамку телекадра. Экспериментально это еще предстоит доказать. Хотя Саппак журналист, а не психолог, его предложение не лишено смысла. Ведь благодаря особенностям телевидения выявляются выразительные возможности лица человека, его движений и речи, которые являются основными «сигналами», раскрывающими индивидуальные особенности личности.

В отношении оперативности  телевидения намного опережает  печать, но уступает радио. Однако в  телевизионных передачах сильнее, чем на радио, срабатывает «эффект  присутствия» повышающий силу воздействия  передаваемого сообщения. В этом легко убедиться, если сравнить свое собственное восприятие прямых трансляций по радио и по телевидению важнейших  политических, спортивных и других событий.

Телевидение, как и радио, предоставляет меньше свободы по сравнению с газетой в первоочередности выбора той или иной информации, и у него более ограниченны  возможности, вернутся к переданной информации для лучшего его осмысления.

Интернет. Интернет стал использоваться в качестве СМК лишь в 90-е гг 20в. Его бурное развитие во многом объясняется тем, что Интернет дает возможность своим пользователям получать такие огромные объемы  самой разнообразной информации, что в этом отношении с ним не может сравниться ни одно из прежних традиционных СМИ. Первоначально по Интернету передавалась только текстовая информация, но очень скоро в нем появились неподвижные графические изображения, а затем звук и подвижные изображения, так что фактически в Интернете сейчас представлены все сенсорные модальности каналов СМИ.

По сравнению с прежними СМК интернет-СМИ обладает  определенными  функциональными особенностями . прежде всего отличительная особенность интернет-СМИ заключается в том, что в них происходит не только передача информации через веб-издания, но так же в значительном объеме ретранслируются традиционные СМИ. Это осуществляется либо в форме электронных версий традиционных СМИ, как правило, носят презентационный продукт и услуг, а также порядок оформления и условия подписки.

Интернет информация очень  оперативна, и зачастую опережает  даже радио. Информация в интернете  может появиться буквально через  несколько минут после начала событий.

Интернет-СМИ обладают и таким важным для массовой коммуникации качеством, как асинхронность, т.е. возможность для аудитории интернет-СМИ получать медийную информацию в любое удобное для нее время. Огромным преимуществом всех интернет-СМИ является так же то, что вся информация или отдельные ее фрагменты легко сохраняются в памяти компьютера. Поэтому ее легко можно вернуть.

Интернет-СМИ обладают также возможностью взаимодействовать с аудиторией в диалоговом  режиме. Это повышает интерактивность коммуникации и превращает пассивную аудиторию в более активных пользователей, которые осуществляют обратную связь. Так, на многих веб-сайтах газет и журналов, комментарии помещаются сразу же после появления сообщения. Поэтому любой читатель может ознакомится не только с мнением автора, но и пообсуждать ее с другими читателями. Так же существуют и другие формы обратной связи, как гостевые книги и интернет-конференции.

В отличие от традиционных СМИ информация  в Интернете  не проходит через  руки «сторожей», т.е. редакторов, людей занимающихся проверкой факторов, выпускающих  и т.д. в результате возникает  огромное количество информации, одна часть которой заслуживает доверия, другая – дезинформирует. Поэтому  достаточно сложно выбрать нужную информацию. С одной стороны – огромные ресурсы информации. Но именно из-за огромности этого ресурса для  нахождения необходимой в данный момент информации зачастую приходится тратить очень много времени  и сил.

Однако в современных  условиях главным недостатком можно  считать что Интернет, и соответственно интернет-СМИ пока не так доступны для массовой аудитории, как традиционные СМИ, по двум причинам. Во-первых, доступ к информации в Интернете требует от его пользователя специальных знаний и умений. Во-вторых, аппаратура и оплата пользования Интернета значительно дороже, чем у других каналов СМИ.

2.2 Манипуляторное воздействие  средств массовой информации  на личность

Мы рассмотрели достоинства  и недостатки всех существующих в  настоящее средств массой коммуникации. но какими бы не были его недостатки СМИ неотъемлемой частью нашей жизни и мы являемся свидетелем беспрецедентного развития СМК во всем мире. В них нашел свое наглядное выражение научно-технический прогресс, который охватил все стороны общества, в том числе и сферу человеческого общения.

Современные средства массовой коммуникации дают возможность передавать огромные объемы информации на колоссальные по численности аудитории, преодолевая  при этом любые временные барьеры  и огромные расстояния, «не зная в принципе никаких границ своего действия – ни демографических и  социальных, ни национальных и государственных».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Экспериментальное  исследование по проблеме воздействия  средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного  возраста

3.1 Подготовка  экспериментального исследования, подборка методик

В нашей исследовательской  работе мы рассмотрели что такое  «агрессия», причины ее возникновения, а также воздействие СМИ на психическое и психологическое  состояние школьников. В исследовании приведено множество примеров с  трагическими последствиями, виною  которым послужили средства массовой информации, распространение ими  насилия на экранах наших телевизоров. Помимо теоретической части, мы взяли  на себя смелость провести небольшое  практическое исследование, методом  анкетирования и методом беседы, а так же были использованы проективные  методики и наблюдение

На начальном этапе  были проведены проективные методики выявляющие наличие агрессии у детей. Это такие методики как «Автопортрет», «Несуществующее животное», которые  позволили на основе  рисунков сделанных  детьми выявить внутренние качества детей, а именно агрессию и ее направленность, а так же внушаемость и приверженность авторитетов.

Методика «Автопортрет»  разработана А.М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности  (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты  человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального  развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет  – это изображение человека, созданное  им самим. Изображая себя, человек  воссоздает основные черты собственных  телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает  для метода возможность анализа  достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации  «схемы тела» можно судить, полностью  ли соответствует полученная графическая  продукция физическим и  психологическим  переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким  образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его  конфликты, компенсации и социальные установки.

Выделяются следующие  критерии  помогающие определить агрессивность  при интерпретации данного рисунка:

1. сильный нажим

2. жирный контур рисунка

3. ноги расставлены

4. видны зубы (вербальная агрессия)

5. выделены «уши – ноздри -рот» (выраженная агрессивность)

6. подбородок увеличен и акцентирован

7. наличие оружия на рисунке.

Проективные рисуночные тесты  человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального  развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет  – это изображение человека, созданное  им самим. Изображая себя, человек  воссоздает основные черты собственных  телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает  для метода возможность анализа  достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации  «схемы тела» можно судить, полностью  ли соответствует полученная графическая  продукция физическим и  психологическим  переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким  образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его  конфликты, компенсации и социальные установки.

Так же нами был проведен  цветовой тест Люшера – методика созданная швейцарским психологом, профессором, доктором психологии и философии Максом Люшером в 1947-1949 годах.

Многие ученые, сторонники применения теста считают, что он позволяет провести быстрый и  глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов. Поскольку выбор цвета  основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек  на самом деле, а не на то, каким  он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто  случается при использовании  опросных методов.

Кроме проективных методик  нами были проведены опросные методики. Преподавателям и родителям была методика Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко. Родителям и педагогам (классным руководителям) предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Агрессивные дети именно агрессивным  поведением привлекают внимание других людей. Они стараются разозлить близких,  с целью -  обратить на себя внимание.

Родителям и педагогам  не всегда понятно, чего добивается ребенок  и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны  детей может получить отпор, а  со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой  лишь отчаянная попытка завоевать  внимание других людей. Ребенок не имеет  представления, как другим способом можно бороться за выживание в  этом странном и жестоком мире, как  защитить себя.

Агрессивный ребенок часто  ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Агрессивные дети очень часто  перекладывают свою вину на других детей. Также они очень подозрительны  и заранее настроены на то, что  другие хотят причинить им вред.

Лаврентьевой Г.П. и Титаренко  Т.М. выделяют следующие характеристики, которые по их мнению, определяют агрессивных детей:

1. Часто теряет контроль  над собой.

2. Часто спорит, ругается  с взрослыми.

3. Часто отказывается  выполнять правила.

4. Часто специально раздражает  людей.

5. Часто винит других  в своих ошибках.

6. Часто сердится и  отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро  реагирует на различные действия  окружающих (детей и взрослых), которые  нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок  агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев  в его поведении проявлялись  хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Так же нами были проведены  тесты на определение уровня агрессивности  «Опросник Л.Г. Почебут»; и зависимости от средств массовой информации: «Тест интернет зависимости», «Зависимость от телевидения».

Беседа проводилась во время заполнения анкет, состоящих  из 7 закрытых и полузакрытых вопросов, она проводилась в свободной  форме, поэтому вопросы беседы в  своей практической части мы указывать  не будем. Была поставлена цель – выяснить, какие программы, кинофильмы, какой  направленности смотрят современные  школьники, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество, определить осознание ими всего  отрицательного в информационной сфере mass-media.

Информация о работе Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием