Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление агрессии в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием
Объектом исследования: агрессия как следствие воздействия средств массовой информации на личность ребенка.
Предметом исследования: личность (слабослышащие) обучающихся школы-интернат.
Гипотеза исследования:
1. Агрессия выступает механизмом психологической защиты личности слабослышащих учащихся, если ребенок не удовлетворен своим социальным статусом;
2. Агрессия как поведенческие проявление личности зависит от этапа онтогенетического развития. Так, чем старше более агрессивен – подросток агрессивнее, чем младшие ученики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Агрессия как социально-психологическое явление и научное понятие.
1.1 Понятие агрессии как психологического феномена
1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.
1.3 Возрастные особенности протекания детской агрессивности.
Глава 2. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности.
2.1 Средства массовой информации, их содержание и структура.
2.2 Манипулятивное воздействие средств массовой информации на личность.
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности детей школьного возраста.
3.1 Методы, схемы и методики.
3.2 Анализ и оценка результатов исследования.

Заключение…
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Атаева Дж.docx

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Оборонительная агрессия является фактом биологической адаптации. Эта форма агрессивного поведения  проявляется в моменты опасности, в наличии угрозы жизни и здоровья. Хотя как врожденная тенденция оборонительная агрессия у человека выражена менее  ярко, чем у животных, но все же мы можем убедиться в ее наличии  у человека и тенденции проявления оборонительной. Так Э.Фром разделяет агрессию на злокачественную и доброкачественную агрессию. Доброкачественная агрессия, по его мнению способствует поддержанию жизни и является адаптивной к условиям существования.  Работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, имеющие целью выполнение профессионального и гражданского долга и т.д. Биологически адаптивная агрессия, способствуют поддержанию жизни, связанной с сохранением жизни. Биологическая неадаптивная, злокачественная агрессивность вовсе не является защитой от нападения или угрозы, она приносит биологический вред и социальное разрушение. В рамках доброкачественной агрессии Фромм выделяет оборонительную и инструментальную.

Оборонительная агрессия является фактом биологической адаптации. Эта форма агрессивного поведения  проявляется в моменты опасности, в наличии угрозы жизни и здоровья. Хотя как врожденная тенденция оборонительная агрессия у человека выражена менее  ярко, чем у животных, но все же мы можем убедиться в ее наличии у человека и тенденции проявления оборонительной.

Агрессивные проявления в  данном случае являются защитными, на достижение цели обезопасить себя. Ведь, как мы помним, в пирамиде А.Маслоу  потребность в безопасности является базовой и необходимой в удовлетворении, иначе могут возникнуть негативные последствия. Если эта цель достигается, т.е. исчезает наличие опасности или угрозы то и исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными составляющими. Так же филогенетически запрограммирован человек: на угрозы и наличие опасности человек реагирует либо атакой, либо бегством. Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Инструментальная агрессия - по мнению Фромма - вид биологического приспособления, преследующий определенную цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно.  Агрессия в данном случае является инструментом или средством достижения цели, это и проявляется в наименовании данной формы агрессии. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.

И этим она схожа с предыдущей формой агрессивного поведения, а именно оборонительной агрессией, но это единственное их  сходство, при их рассмотрении можно выделить множество различий между двумя формами агрессивности. Первым можно отметить, что инструментальная агрессия не является генетически заложенной в нашей человеческой природе, в  отличии от оборонительной- генетически запрограммированной

При анализе феномена инструментальной агрессии сложность состоит в  двусмысленности понятий "необходимое" и "желательное". «Необходимое»  Фромм определяет как безусловную физиологическую потребность, например, в утолении голода. Что касается категории "желательное", то чаще под этим понимается "желаемое".  И если брать слово в этом  смысле, то  проблема  инструментальной агрессии приобретает другой аспект, и притом важнейший для понимания мотивации агрессии.

Фромм считает, что люди желают иметь не только то, что требуется им для поддержания жизни, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни. Можно смело утверждать, что большинство людей отличается алчностью: накопительство, неумеренность в пище и питье, необузданность в сексе, жажда власти и славы и т.д. При этом, можно отметить, что обычно не все, а одна из перечисленных областей является предметом чьих-то желаний и страстей. Агрессивные проявления в данном случае являются защитными, на достижение цели обезопасить себя. Ведь, как мы помним, в пирамиде А.Маслоу  потребность в безопасности является базовой и необходимой в удовлетворении, иначе могут возникнуть негативные последствия. Если эта цель достигается, т.е. исчезает наличие опасности или угрозы то и исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными составляющими. Так же филогенетически запрограммирован человек: на угрозы и наличие опасности человек реагирует либо атакой, либо бегством. Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Инструментальная агрессия - по мнению Фромма - вид биологического приспособления, преследующий определенную цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно.  Агрессия в данном случае является инструментом или средством достижения цели, это и проявляется в наименовании данной формы агрессии. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.

И этим она схожа с предыдущей формой агрессивного поведения, а именно оборонительной агрессией, но это единственное их  сходство, при их рассмотрении можно выделить множество различий между двумя формами агрессивности. Первым можно отметить, что инструментальная агрессия не является генетически заложенной в нашей человеческой природе, в отличии от оборонительной- генетически запрограммированной

При анализе феномена инструментальной агрессии сложность состоит в  двусмысленности понятий "необходимое" и "желательное". «Необходимое»  Фромм определяет как безусловную физиологическую потребность, например, в утолении голода. Что касается категории "желательное", то чаще под этим понимается "желаемое".  И если брать слово в этом  смысле, то  проблема  инструментальной агрессии приобретает другой аспект, и притом важнейший для понимания мотивации агрессии.

Фромм считает, что люди желают иметь не только то, что требуется им для поддержания жизни, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни. Можно смело утверждать, что большинство людей отличается алчностью: накопительство, неумеренность в пище и питье, необузданность в сексе, жажда власти и славы и т.д. При этом, можно отметить, что обычно не все, а одна из перечисленных областей является предметом чьих-то желаний и страстей. Агрессивные проявления в данном случае являются защитными, на достижение цели обезопасить себя. Ведь, как мы помним, в пирамиде А.Маслоу  потребность в безопасности является базовой и необходимой в удовлетворении, иначе могут возникнуть негативные последствия. Если эта цель достигается, т.е. исчезает наличие опасности или угрозы то и исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными составляющими. Так же филогенетически запрограммирован человек: на угрозы и наличие опасности человек реагирует либо атакой, либо бегством. Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Инструментальная агрессия - по мнению Фромма - вид биологического приспособления, преследующий определенную цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно.  Агрессия в данном случае является инструментом или средством достижения цели, это и проявляется в наименовании данной формы агрессии. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.

И этим она схожа с предыдущей формой агрессивного поведения, а именно оборонительной агрессией, но это единственное их  сходство, при их рассмотрении можно выделить множество различий между двумя формами агрессивности. Первым можно отметить, что инструментальная агрессия не является генетически заложенной в нашей человеческой природе, в  отличии от оборонительной- генетически запрограммированной

При анализе феномена инструментальной агрессии сложность состоит в  двусмысленности понятий "необходимое" и "желательное". «Необходимое»  Фромм определяет как безусловную физиологическую потребность, например, в утолении голода. Что касается категории "желательное", то чаще под этим понимается "желаемое".  И если брать слово в этом  смысле, то  проблема  инструментальной агрессии приобретает другой аспект, и притом важнейший для понимания мотивации агрессии.

Фромм считает, что люди желают иметь не только то, что требуется им для поддержания жизни, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни. Можно смело утверждать, что большинство людей отличается алчностью: накопительство, неумеренность в пище и питье, необузданность в сексе, жажда власти и славы и т.д. При этом, можно отметить, что обычно не все, а одна из перечисленных областей является предметом чьих-то желаний и страстей. Агрессивные проявления в данном случае являются защитными, на достижение цели обезопасить себя. Ведь, как мы помним, в пирамиде А.Маслоу  потребность в безопасности является базовой и необходимой в удовлетворении, иначе могут возникнуть негативные последствия. Если эта цель достигается, т.е. исчезает наличие опасности или угрозы то и исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными составляющими. Так же филогенетически запрограммирован человек: на угрозы и наличие опасности человек  реагирует либо атакой, либо бегством. Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Инструментальная агрессия - по мнению Фромма - вид биологического приспособления, преследующий определенную цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно.  Агрессия в данном случае является инструментом или средством достижения цели, это и проявляется в наименовании данной формы агрессии. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.

И этим она схожа с предыдущей формой агрессивного поведения, а именно оборонительной агрессией, но это единственное их  сходство, при их рассмотрении можно выделить множество различий между двумя формами агрессивности. Первым можно отметить, что инструментальная агрессия не является генетически заложенной в нашей человеческой природе, в  отличии от оборонительной- генетически запрограммированной

При анализе феномена инструментальной агрессии сложность состоит в  двусмысленности понятий "необходимое" и "желательное". «Необходимое»  Фромм определяет как безусловную физиологическую потребность, например, в утолении голода. Что касается категории "желательное", то чаще под этим понимается "желаемое".  И если брать слово в этом  смысле, то  проблема  инструментальной агрессии приобретает другой аспект, и притом важнейший для понимания мотивации агрессии.

Фромм считает, что люди желают иметь не только то, что требуется им для поддержания жизни, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни. Можно смело утверждать, что большинство людей отличается алчностью: накопительство, неумеренность в пище и питье, необузданность в сексе, жажда власти и славы и т.д. При этом, можно отметить, что  обычно не все, а одна из перечисленных областей является предметом чьих-то желаний и страстей.

Эти подростки больше проявляют  агрессивность, так как основной причиной их развития является неудовлетворенность  социальным окружением. Так маргинальные группы ведущие антиобщественный образ являются для них привлекательной средой и вызывает доверие. Например, группы панков хиппи, хранящие свои законы и правила, кажутся им надежным и безопасным окружением, где они чувствуют себя своим и нужным. В отличии от семьи, где родители кажутся ему чужими и не вызывающими доверия, ему кажется что они не понимают, а их идеи устарели для современной жизни. Благодаря этим чувствам подросток чувствует себя неуязвимым и защищённым и может творить опасные вещи, участвует в противозаконных мероприятиях, нарушает законы и т.д.  

Дети больше проявляют агрессивность, так как основной причиной их развития является неудовлетворенность социальным окружением. Так маргинальные группы ведущие антиобщественный образ являются для них привлекательной средой и вызывает доверие. Например, группы панков хиппи, хранящие свои законы и правила, кажутся им надежным и безопасным окружением, где они чувствуют себя своим и нужным. В отличии от семьи, где родители кажутся ему чужими и не вызывающими доверия, ему кажется что они не понимают, а их идеи устарели для современной жизни. Благодаря этим чувствам подросток чувствует себя неуязвимым и защищённым и может творить опасные вещи, участвует в противозаконных мероприятиях, нарушает законы и т.д.   Эти подростки больше проявляют агрессивность, так как основной причиной их развития является неудовлетворенность социальным окружением. Так маргинальные группы ведущие антиобщественный образ являются для них привлекательной средой и вызывает доверие. Например, группы панков хиппи, хранящие свои законы и правила, кажутся им надежным и безопасным окружением, где они чувствуют себя своим и  нужным. В отличии от семьи, где родители кажутся ему чужими и не вызывающими доверия, ему кажется что они не понимают, а их идеи устарели для современной жизни. Благодаря этим чувствам подросток чувствует себя неуязвимым и защищённым и может творить опасные вещи, участвует в противозаконных мероприятиях, нарушает законы и т.д.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные теории и направления изучения агрессивного поведения.

Рассматривая негативный характер последствий агрессивного поведения не удивительно что данная проблема всегда пользовалась популярностью и находилась в центре внимания ученых. Многие  ученные пытались рассмотреть природу данного явления,  разрабатывали свои теории и направления, каждый из которых рассматривает различные механизмы, задействованные в проявлении агрессивного поведения. Многие  ученные пытались рассмотреть  природу данного явления,  разрабатывали свои теории и направления, каждый из которых рассматривает различные механизмы, задействованные в  проявлении агрессивного поведения. Ученные пытались рассмотреть природу данного явления,  разрабатывали свои теории и направления, каждый из которых рассматривает различные механизмы, задействованные в проявлении агрессивного поведения.

Для начала мы вам представим шпаргалку в виде таблицы, которая  позволит нам разъяснить некоторые  подходы к изучения агрессивного поведения зарубежными психологами. Эта таблица будет нашей отправной точкой дальнейшего рассмотрения. В этой таблице указаны наименования теоретических подходов с точки зрения биологического и психологического объяснений. Так же в ней указаны качества, присущие данным направлениям, для объяснения понимания агрессии и фактор изменчивости (стабильность и изменчивость). 

В дальнейшем  мы рассмотрим мы более подробнее каждое из направлений объясняющих причины возникновения и повышения агрессивности людей. Так мы рассмотрим и возрастные особенности,  и специфику агрессивного поведения на разных этапах  в онтогенезе, но это в следующем параграфе. Агрессия является выражением эмоциональной предрасположенности, которая, однако, подвержена культурно адаптации и зависит от индивидуального научения. Все люди обладают этой предрасположенностью, но агрессивное поведение является адаптивной реакцией на угрозу выживания, а не выбросом спонтанной энергии

Для начала мы вам представим шпаргалку в виде таблицы, которая  позволит нам разъяснить некоторые  подходы к изучения агрессивного поведения зарубежными психологами. Эта таблица будет нашей отправной точкой дальнейшего рассмотрения. В этой таблице указаны наименования теоретических подходов с точки зрения биологического и психологического объяснений. Так же в ней указаны качества, присущие данным направлениям, для объяснения понимания агрессии и фактор изменчивости (стабильность и изменчивость). 

Агрессия является выражением эмоциональной предрасположенности, которая, однако, подвержена культурно  адаптации и зависит от индивидуального научения. Все люди обладают этой предрасположенностью, но агрессивное поведение является адаптивной реакцией на угрозу выживания, а не выбросом спонтанной энергии

Информация о работе Агрессия в средствах массовой информации как механизм манипулирования массовым сознанием