Взаимодействие специалистов Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

Содержание работы

1. Актуальность проблемы - с. 3 - 4
2. Концептуальные основы коррекционно-развивающей среды
в МКОУ С(К)ОШ - с. 4 - 7
2.1 Принципы создания коррекционно-развивающей среды с. 4
2.2. Цели и задачи - с. 5
2.3. Практическая значимость - с. 5-7
3. Комплексное взаимодействие подразделений МКОУ С(К)ОШ , обеспечивающих единую коррекционно-развивающую среду - с. 7 -
3.1. Алгоритм развития познавательной деятельности - с.7-8
3.2.Основные функции субъектов образовательного процесса по обеспечению коррекционно- развивающих условий в МКОУ С(К)ОШ - с.8-10
3.3.Особенности образовательного процесса - с. 10- 11
3.5. Воспитательная работа - с. 12-13
3.6. Организация деятельности группы продленного дня – с. 14-17
3.7. Взаимодействие со специалистами – с. 18-19
4. Список литературы – с. 20

Файлы: 1 файл

referat_direktor_mkou_s-k-osh_2013.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы довести  коррекционно-развивающие условия  до современных требований  необходим ряд дополнительных условий:

Методические условия:

  • диагностика учителей и воспитателей, отражающая их отношение к организации коррекционно-развивающей работы, коррекционно-развивающим приемам, технологиям и методикам;
  • анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования учителями коррекционно-развивающих приемов, технологий и методик;
  • консультации по использованию учителями коррекционно-развивающих приемов, технологий и методик;
  • создание методической копилки материалов и обобщение опыта по применению коррекционно- развивающих приемов, технологий и методик.

Учебно-педагогические условия:

  • проведение предметных Дней (недель) ;
  • разработка  познавательных игр, конкурсов;
  • организация работы факультативов, творческих объединений;
  • организация летних оздоровительно-трудовых отрядов;
  • проведение выставок достижений учащихся.

Психологические условия:

  • диагностика творческих способностей обучающихся, выявление детей, склонных к творчеству;
  • проведение тренингов развития познавательных способностей со школьниками;
  • организация коррекционно-развивающих занятий;
  • консультации для школьников, родителей и учителей.

3. Комплексное взаимодействие  подразделений МКОУ  С(К)ОШ , обеспечивающих единую  коррекционно-развивающую среду.

 

3.1. Алгоритм развития познавательной деятельности.

 

При разработке системы коррекционно-развивающей работы мы опираемся на предложенный В.В. Натаровым  алгоритм развития познавательной деятельности (Таблица 1).

 

 

Формирование  потребности 

"хочу  учиться!"


создание условий, при которых возможно

удовлетворение  этой потребности


Предметная среда (условия): 
все предметы, которые используются в деятельности, начиная с помещения и включая приборы, наглядные пособия, мебель и т.п.

 Идеальная  среда: взаимоотношения,  

 которые     складываются  между

 Партнерами в процессе познаватель-

 ной деятельности.


 

Одним из важных условий  реализации системы  коррекционно-развивающих условий в коррекционном учреждении является правильно организованная предметно-развивающая среда.

             В нашей школе дети не только учатся, но и, отдыхают в группах продленного дня, проводят большую часть времени. Важное значение  имеет оформление рекреаций, коридоров, классных комнат, библиотеки, мастерских, столовой, школьного двора.

Все помещения школы оформлены в определенном стиле: каждый  классный руководитель, руководитель кабинета или мастерской  стремиться  создать максимум  благоприятных условий из скромного арсенала мебели и наглядностей с учетом здоровья сбережения  детей.

Именно взрослый создает  все условия для нормального  психофизиологического развития ребенка. Поэтому важным элементом системы  развивающих условий является конструирование  межличностных отношений в школьном коллективе.  Администрация, педагоги, медики, обслуживающий персонал и родители образовательного учреждения стремятся к созданию условий для развития взаимоотношений по сотрудничающему типу (гибкость в контактах, широкий круг интересов, потребность в социально приемлемых нормах поведения и т.д.). Таким образом, особую значимость приобретает социокультурная среда, которая будет окружать ребенка. Следует помнить  то, что все сотрудники  школы являются составной частью окружающей среды, в которой ребенок должен жить и расти. Не только среда оказывает влияние на ребенка, но и ребенок также может воздействовать на свое окружение (либо поддерживать ее полностью, либо изменять, либо вообще не принимать).

Рассмотрим подробнее распределение функциональных обязанностей по реализации системы коррекционно-развивающих условий.

Инновационные технологии.

Педколлектив внедряет в коррекционно-реабилитационный процесс  инновационные  технологии через:

  • Программу развития МКОУ С(К)ОШ для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2011-2016 гг. ( автор директор- Колузанова О.С.)
  • Программа для обучающихся 1-4 классов «Азбука общения» (автор Суманова О.В. – педагог-психолог),
  • Программу для педагогов по работе с глубоко-умственно отсталыми детьми «Мой мир» (автор Суманова О.В. – педагог-психолог),
  • Программу сотрудничества и взаимодействия с родителями и законными представителями обучающихся и воспитанников «СЕМЬЯ и ШКОЛА» (Авторы  Левкина Е.С.),
  • Подпрограмму «Дополнительное образование в МКОУ С(К)ОШ» ( автор Сокирка В.Н. ),
  • Программу для психологического сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов «МЫ ВМЕСТЕ» (автор Суманова О.В. – педагог-психолог),
  • Программу по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в МКОУ С(К)ОШ», 5-9 кл. (автор  Стоянова Т.Н. – зам. дир.

по УВР).

Коррекционно-развивающее  сопровождение.

Вопросами комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в школе занимается школьный  психолого-медико педагогический консилиум по руководство педагога-психолога О.В. Сумановой.

Цель сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических и коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальным особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

В течение учебного года специалисты школы занимались -

- отслеживанием  психолого-педагогического  статуса  каждого ребенка, его   динамикой  развития;

-  созданием социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания.

Специалистами ПМПк проводилось  консультирование в условиях школы  при непосредственном общении с  консультируемыми. В настоящем учебном  году проведено консультаций для  педагогов – 63, для обучающихся 20, для родителей – 82, кроме этого,  обращающихся родителей из других школьных и дошкольных учебных заведений – 44.

Основной целью консультативной  работы  являлось получение психологической  помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса.

Совместно с психиатром Саблиным А.В. для родителей организованы групповые консультации. Выделено пять основных нозологических групп:

1. Дети с аутизмом

2. Дети с синдромом  Дауна

3. Гиперактивные дети

4. Легкая умственная  отсталость

5. Выраженная и тяжелая умственная отсталость.

Проведены консультации для родителей аутичных детей и детей с синдромом  Дауна. Работа в этом направлении будет продолжена.

      Специфической формой организации учебных занятий коррекционного курса  в школе являются логопедические занятия, занятия по ритмике, ЛФК, СБО, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

        3.5. Воспитательная работа.

Основным условием нормального  психологического развития является доброжелательная обстановка, обеспечивающая рост личностного и образовательного уровня, поэтому главная цель воспитательной работы 
это - создание условий у обучающихся воспитанников для развития основ самосознания, позволяющих им  адаптироваться в сложном мире социальных отношений.

        Системная работа предусматривает необходимость дойти до каждого воспитанника, создать условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать потребность к самореализации в соответствии с его  желаниями, психическими и физическими возможностями. Для создания и удовлетворения социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей организовано взаимодействие с городской библиотекой, ДК Металлургов,  МБОУ СОШ с. Мотмос, МБОУ ЦДТТ. В процессе осуществления внешних связей создается ситуация успеха для любого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании его личного достоинства.

   В  школе  разработана и реализуется программа воспитательной деятельности «Будущее начинается сегодня». Данная программа помогает систематизировать воспитательную работу в школе: с обучающимися начальных классов, с подростками, с детьми-инвалидами, с детьми, обучающимися на индивидуальном обучении. При этом учитываются все стороны личности ребенка.

Основные направления  воспитательной работы

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация деятельности продленного дня.

Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации  внеурочного времени учащихся младших  и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям. Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителями пенсионного возраста.

Планирование работы группы продленного дня должно вытекать из общего плана работы образовательного учреждения. Выполнение общих воспитательных и образовательных программ – главная цель работы группы продленного дня.

 В плане работы  на неделю четко должны быть  прописаны основные режимные  моменты и мероприятия (без  указания точного времени), цель  и задачи их организации на  каждый день (в соответствии с Приложением).

Основными направлениями  планирования являются:

- сохранение здоровья  и формирование здорового образа  жизни;

- обеспечение воспитанности  учащихся;

- обеспечение всеобщего  основного образования.

2. Педагогический работник – воспитатель группы продленного дня разрабатывает режим занятий обучающихся (воспитанников) с учетом расписания учебных занятий общеобразовательного учреждения, плана работы группы.

Организация образовательного процесса в группе продленного дня.

    1. В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам), работы в кружках, секциях по интересам, отдыха, прогулок на свежем воздухе. Режим работы группы продленного дня, сочетающий обучение, труд и отдых, составляется с учетом пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении до 17.30 часов.
    2. Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях.
    3. По письменной просьбе родителей воспитатель группы продленного дня может отпускать воспитанника для посещения учебных занятий в учреждении дополнительного образования в сопровождении взрослого (по договоренности с родителями).
    4. При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки. Во время самоподготовки педагогическими работниками могут быть организованы консультации по учебным предметам. Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели.

Начало самоподготовки определяет организационный момент. Это прежде всего подготовка детьми рабочего места к занятию. На самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку: оно должно быть систематическим, происходить каждый день.

Следующий структурный  элемент самоподготовки – постановка цели и мотивация деятельности детей. Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения. Главный путь приобщения младших школьников к внутренним теоретическим действиям – использование системы алгоритмов познавательной деятельности. На занятиях самоподготовкой идет обработка последовательности внутренних теоретических действий. Младшие школьники многократно повторяют эти действия, и только в результате этого алгоритм познавательной деятельности будет внутренне принят.

В настоящее время важно, чтобы в основу планирования работы педагог – воспитатель закладывал следующие приоритетные позиции:

- создание условий  для личностного развития воспитанников;

- создание условий  для реализации, основных форм  деятельности учащихся в группе  продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

- создание условий  для формирования системы отношений  к  самому себе, другим людям,  окружающему миру.

При работе обращаюсь  к новейшим методическим разработкам, изучаю подходы О.С. Газмана, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой.

Опыт белорусских коллег (М.П. Осиповой, С.И. Козлович, Е.Д. Король и др.), показался мне особенно интересным.

 Основой моей модели  организации жизнедеятельности  в ГПД – являются 6 направлений:

    1. Школа безопасности жизни.
    2. Здоровый образ жизни.
    3. Радость познания.
    4. Труд на радость себе и людям.
    5. Школа человечности.
    6. Природа- наш дом.

Каждое из направлений  имеет свой методический аспект.

      1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ -  формирование и развитие валеологической культуры ребенка. Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни.
      2. ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – формирование понятия о важности знания ОБЖ.
      3. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ – становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств.
      4. РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ – формирования ценностного отношения к знаниям, книге, процессу познания.
      5. ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ – формирование отношения к объектам окружающего мира и к труду как социальной ценности.
      6. ПРИРОДА – НАШ ДОМ – развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности.

Информация о работе Взаимодействие специалистов Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспи