Взаимодействие одаренного учащегося и учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые) факторы. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………2
1.Понятие об одаренности…………………………………………………………………………………………..2
2.Учебная программа для одаренных детей……………………………………………………………..4
3.Проблема "обогащения содержания образования"………………………………………………5
4.Выявление одаренных детей……………………………………………………………………………….….6
5.Формы и методы обучения одаренных детей………………………………………………..……….9
5.1.Направления обучения одаренных детей…………………………………………………….10
5.2.Индивидуализированное обучение……………………………………………………………..10
5.3.Дифференциация обучения…………………………………………………………………………..12
5.4.Формы обучения…………………………………………………………………………………………….15
6.Взаимодействие одаренного учащегося и учителя……………………………………………….19
Вывод………………………………………………………………………………………………………..…………….....21
Список литературы………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Обучение одаренных детей..docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)

Неградуированная  система чаще всего применяется  в первые 3 года обучения, хотя имеются  школы, где она существует все 6 лет. Программа обучения разделена на 8-12 уровней (levels). Дети занимаются самостоятельно в небольших группах, которые  формируются из детей одинаковых способностей. К следующему уровню учащиеся переходят, как только закончат программу предыдущего, не ожидая других учеников. Таким образом, часть учеников может завершить программу трех лет за 2 года и перейти к промежуточному циклу начальной школы (4, 5, 6-й  годы обучения), в некоторых случаях  также неградуированному. Для других учащихся продвижение по уровням  может занять 4 года и более.

Неградуированная  школа повлекла за собой многие изменения  вплоть до архитектурных перемен  в школьном строительстве. В частности, она ввела в начальных классах  обучение бригадами учителей - нововведение, которое первоначально предназначалось для средней школы и породило "школу без стен".

Сегодня в трети всех элементарных школ практикуется обучение бригадами учителей. Суть состоит в том, что двое или  более учителей, работающих с детьми начальных классов, образуют бригаду  во главе со старшим учителем или  бригадиром. Совместно планируя работу, они организуют ее таким образом, что часть занятий проходит в больших группах, когда собираются все учащиеся, часть - в малых (по 10-12 человек, сгруппированных по способностям). Одновременно учителя следят за самостоятельной работой детей.

Бригадное обучение потребовало перепланировки школьных помещений. В штате Филадельфия, например, ряд школ, выстроенных  в последние годы в богатых  пригородах, не имеют капитальных  стен, разделяющих классные комнаты. Занятия проходят в большом зале с гофрированными подвижными перегородками. Одновременно может заниматься до 100 детей с 4-5 учителями. Один и тот  же ребенок на чтении может заниматься с учителем, ведущим "уровень 5", а когда наступает время арифметики, переходит в другой конец зала, где занимается с учителем на "уровне 3", и т. д. На некоторых занятиях, например, на обществоведении, музыке, пении, дети собираются все вместе.

В штате  Калифорния, например, получила признание  разновозрастная группировка, когда  учебные группы комплектуются из детей различных возрастов (например, I, II, III классов или IV, V, VI). По мнению авторов проекта, разновозрастной  состав группы имеет три преимущества: во-первых, учитель не может ставить  общих задач, пользоваться едиными  учебниками и тем самым он вынужден работать индивидуально с учащимися; во-вторых, ученик быстрее продвигается вперед, ибо он многому учится от старших товарищей; в-третьих, быстрее  происходит процесс социальной зрелости.

В ряде школ применяется "двойной план" (dual progress plan), согласно которому учебные  предметы элементарной школы делятся  на две группы: "первой необходимости" и "элективные". После III класса учащиеся проводят половину дня с одним  учителем, изучая предметы первой группы - язык, обществоведение, физкультуру. Вторая половина дня посвящается  элективным предметам, которыми считаются  математика, естествознание, иностранный  язык, искусство, музыка. Здесь каждый ученик работает по индивидуальной программе  с учителями.

6.Взаимодействие одаренного учащегося и учителя

Необходимо  отметить также социальные механизмы  и формы взаимодействия одаренного учащегося с учителями и наставниками. Правильный выбор учителя зачастую предопределяет успех всего процесса обучения и воспитания личности одаренного ребенка. Учитель, приступающий к работе по программе, должен обладать высоким  профессиональным уровнем, уметь налаживать дружеские взаимоотношения с  учащимися, осуществлять творческий подход к обучению. На основе исследований американского педагога S. L. Berger выделены функции учителя, работающего с  одаренными детьми. Учителя могут помочь одаренным, сотрудничая с учителями - предметниками. Вместе они могут модифицировать расписание, изменить стратегии обучения, выбор возможностей, цели учебной программы, а также усовершенствовать процедуру оценки знаний.

Использование наставнических программ является сегодня  одним из наиболее эффективных условий  совершенствования воспитания и  обучения одаренных учащихся в США. Взаимоотношения с наставником  дают возможность одаренным молодым  людям разрешить такие проблемы как: планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению  приоритетов и к постановке долговременных целей. Наставник выступает как  советник, консультант, является моделью  поведения для ученика, при необходимости  играет роль критика, если это может  облегчить достижение учеником поставленных целей.

Американским  педагогом S. L. Berger предложены руководящие  принципы, которые играют решающую роль в общении одаренного ученика  с наставником:

1. Определить, в чем конкретно нуждается  ученик.

2. Решить  с учеником, действительно ли  он нуждается в наставнике.

3. Объяснить  ребенку, что взаимоотношения  с наставником предполагает тесные, долговременные контакты и личностный рост.

4. Выявить  несколько кандидатур наставников,  чтобы иметь возможность выбора.

5. Выяснить, обладает ли наставник необходимым количеством времени и заинтересован ли в проведении такого рода работы, а также согласуется ли стиль работы специалиста с тем, к чему привык ученик, готов ли он поделиться своими навыками работы.

6. Подготовить  молодого человека к работе  с наставником, убедиться, что  он понимает цель таких взаимоотношений,  их пользу и может быть недостатки, а также права и ответственность,  которые они налагают.

7. Контролировать  процесс наставничества.

 

 

 

 

Вывод

Отечественными  педагогами Н. С. Лейтесом, А. М. Матюшкиным, В. И. Пановым, В. П. Лебедевой, Ю. Д. Бабевой, С. Д. Дерябо, В. А. Орловым, В. С. Юркевичем, Е. Л. Яковлевой, В. А. Ясвиным, А. И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных  детей в рамках программы личностно  ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной  школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные  технологии, которые изменили отношение  к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующая разностороннему  развитию каждого школьника через  экспериментальную деятельность, развернутую  на базе школ в Центре комплексного формирования личности РАО (пос.Черноголовка) и в Центре творческого детей  и юношества "Зябликово" ( Москва). Подобные исследования проводятся и  в регионах нашей страны.

Между тем, акцентируя внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися в нашей стране и за рубежом, в частности, в США, следует отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у учащихся; углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения; использование специализированных программ педагогического наставничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Боровикова О.Н., Дежникова Н.С., Ришар Е.Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. - М.: - 1993.

3. Воробьев  Н.Е. Развитие содержания среднего  образования в США. - Волгоград:  ВГАФК.- 1997.

4. Воробьев  Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование  в США и Западной Европе. Луганск.- 2004.

5. Вульфсон  Б.Л. Сравнительная педагогика: история  и современные проблемы. - М.: Изд-во  УРАО, 2003.

6. Джуринский  А.Н. Развитие образования в  современном мире. - М.: Владос, 1999.

7. Малькова З.А. Научные поиски решения актуальных проблем обучения и воспитания учащихся в США / В кн. Развитие современной педагогической науки в зарубежных странах / Под ред. Б.Л. Вульфсона, З.А. Мальковой, Н.М. Воскресенской - М., 2003.

8. Невструева О.В. Компенсирующее обучение в начальной школе США. - М., 2002.

9. Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.

10. http://www.edweek.

11. http://www.nfgcc.org - National Foundation for Gifted Children (USA);

12. http://www.aol.com

13. http://www.missouri.edu

14. http://www.interlog.com

15. http://eidos.ru

16. http://5ka.su/ref/psihologiya

 


Информация о работе Взаимодействие одаренного учащегося и учителя