Взаимодействие одаренного учащегося и учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые) факторы. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………2
1.Понятие об одаренности…………………………………………………………………………………………..2
2.Учебная программа для одаренных детей……………………………………………………………..4
3.Проблема "обогащения содержания образования"………………………………………………5
4.Выявление одаренных детей……………………………………………………………………………….….6
5.Формы и методы обучения одаренных детей………………………………………………..……….9
5.1.Направления обучения одаренных детей…………………………………………………….10
5.2.Индивидуализированное обучение……………………………………………………………..10
5.3.Дифференциация обучения…………………………………………………………………………..12
5.4.Формы обучения…………………………………………………………………………………………….15
6.Взаимодействие одаренного учащегося и учителя……………………………………………….19
Вывод………………………………………………………………………………………………………..…………….....21
Список литературы………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Обучение одаренных детей..docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)

- самоуправляемое  изучение (self-directed study), здесь конкретные  цели и учебный материал назначен  учителем, способ его усвоения  выбирает сам ученик;

- нацеленная  на учащегося программа (learnecentered program), здесь учащийся может выбрать  учебный материал и время его  изучения, способ же усвоения  определен; эта программа более  или менее идентична персонифицированной  программе (personilized program).

5.3.Дифференциация обучения

Привлекают  внимание отечественных педагогов  и различные виды дифференциации обучения в школьном образовании  США. В основе большинства видов  дифференциации обучения лежат обычно наиболее типичные характеристики одаренных  детей. Так, например, известный специалист в области детской одаренности  С.Кейплан отмечает, что "специальные учебные программы для одаренных должны отражать те особенности, которые отличают их сверстников со средними способностями"

Большая часть исследователей соглашается  с тем, что дифференциация обучения должна строиться на основных, ведущих  характеристиках одаренного ребенка. К ним относятся: более высокий  уровень развития продуктивности его  мышления, самостоятельность, независимость, склонность к лидерству.

Основными направлениями дифференциации обучения являются:

- Дифференциация  по уровню учебной успешности.

Этот  вариант является одним из наиболее простых вариантов дифференциации. Многие учителя, несмотря на постоянные возражения исследователей (как педагогов, так и психологов), считали и  до сих пор склонны утверждать, что одаренные дети - это дети успешные в учении (отличники). В  связи с этим возникает "соблазн  объединить тех, кто хорошо учится в  один класс, средних, по уровню учебной  успешности, в другой, а отстающих  в третий. Данный вариант имеет  ясность критериев отбора, однако, возникали некоторые вопросы. При  обучении педагоги опирались на "обученность", в то время как другие сторонники данного подхода (прежде всего психологи) призывали к ориентации на "обучаемость". Однако "обучаемость" - это характеристика, которая трудно поддается диагностике. Успешность в учении сама по себе еще  не гарант высоких умственных способностей. Этот опыт подталкивал исследователей к мысли о необходимости поиска некой интегративной личностной характеристики, свидетельствующей  об уровне общих способностей, что  в итоге привело к созданию варианта дифференциации обучения, по уровню общих способностей.

-Дифференциация  по общим способностям.

Этот  вид дифференциации обучения проявляет  схожесть с предыдущим в понимании  того, что относится к общим  способностям. Корни данного педагогического  подхода находятся в "тестологии". То понимание, которое вкладывали в  понятие "общая (интеллектуальная) одаренность" сторонники данного направления  в педагогической психологии, легло  в основу этого вида дифференциации школьного обучения

Результатом такого подхода явилось создание специальных школ для одаренных  детей. В основе этого подхода  к дифференциации простая идея - "качественные отличия одаренных  детей от их условно "нормальных" сверстников так же велики, как  отличия между последними и умственно  отсталыми, и поскольку существуют школы для умственно отсталых, должны существовать школы для одаренных" .

- Профильная  дифференциация: обучение талантливых  детей. 

Идея  профильных школ довольно популярна  во всем мире, несмотря на выявленные и  трудно преодолимые проблемы. Теоретической  основой данного педагогического  подхода стали теории, недооценивающие  представление об одаренности как "интегративной личностной характеристике, отрицающие возможность количественного  определения уровня одаренности  и опирающиеся лишь на качественную её характеристику"

В последнее  время этот способ дифференциации обучения потерял значительную часть своих  сторонников, связанный с изменениями, проявившимися в последнее время  на уровне философии образования. В  школе США основной задачей являлось выявление до начала обучения либо на его ранних этапах основные способности  человека с тем, чтобы соответственно им скорректировать характер обучения. Это рассматривалось как оптимальный  путь к максимальной, в том числе  и творческой отдаче.

Высокий результат, достигнутый благодаря  определенным и развитым способностям, содействует формированию высокой  самооценки, адекватной "Я-концепции". Данные тенденции широко распространены в США, т.к. развивая способности  каждого человека, общество стремится  впоследствии его максимально использовать.

 

В школах США существует дифференциация 2-х  видов: внутренняя и внешняя. При  грамотном сочетании они обеспечивают высокую эффективность учебного процесса. В начальной школе: внешняя  дифференциация выражается в разнообразии специфических форм организации  учебного процесса. Основными из них  являются:

-Распределение  учащихся по потокам по уровням  их способностей на основе  результатов тестов, собеседований.

-Распределение  учащихся на определенном этапе  обучения по их склонностям  к тому или иному циклу учебных  дисциплин. Внутри таких групп  может существовать распределение  на более мелкие временные  группы учащихся определенного  уровня способностей для совместного  изучения той или иной дисциплины.

-Обучение  в группах "смешанных способностей.

Сущность  внутренней дифференциации заключается  в том, что учащиеся на основании  академических успехов по отдельным  дисциплинам, и преобладающим у них способам познавательной деятельности могут быть объединены во временные учебные группы.

Анализ  проведения внешней и внутренней дифференциации оказывает, что она  может способствовать усилению познавательной активности учащегося, повышает их взаимоконтроль и ответственность не только перед  учителями и товарищами по учебной  группе, но и перед всеми одноклассниками, позволяется варьировать самостоятельную работу с элементами взаимообучения. При такой организации учебного процесса работа учителя направлена на творческую поддержку ученика. Он поощряет общение и взаимодействие, особенно в форме совместных исследований, дискуссий, обмена опытом. От учащегося же требуется интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои индивидуальные способности.

Применение  методов внутришкольной дифференциации, т. е. распределения учащихся в рамках данного учебного заведения, занимает особое место в американской педагогике. Как уже отмечено выше, - это внешняя  дифференциация (деление учащихся по определенным признакам на группы, классы, курсы) и внутренняя (использование  различных методов обучения на занятии  с детьми одного класса). В классах  применяются две основные формы  дифференциации - по способностям и  по интересам. В первом случае основным критерием распределения на группы является успеваемость Дифференциация по интересам происходит благодаря  включению в учебный план предметов  по выбору, кружковой и клубной  работы, предоставлению учащимся возможности  выбора отдельных тем в рамках одного предмета. Дифференциация по способностям может быть двух типов: школьники  распределяются по группам либо в  зависимости от общих показателей  успеваемости по всем предметам, либо по успеваемости по конкретным дисциплинам.

5.4.Формы обучения

Как варианты обеспечения учебных потребностей одаренных детей, используются различные  формы обучения.

Одной из организационных форм обучения является "Бендинг" (banding - деление на "ленты", "полосы"). Эта форма основана на распределении всех учащихся данной возрастной группы в зависимости  от уровня интеллекта на три широкие "полосы". Уровень интеллекта определяется с помощью тестов на вербальные и  мыслительные способности, которые  измеряют уровень способностей к  обучению. После окончания начальной  школы 25% учащихся переводятся в  верхнюю полосу (top band), 50% в среднюю  полосу (middle band) и 25% в нижнюю полосу (bottom band). С одной стороны, это шаг  к лучшему обеспечению учебных  потребностей всех учащихся, но, с другой стороны, обучение в полосе ориентируется на среднего учащегося, а потребности высоко одаренных, которых всего 2-3 % в возрастной группе, не полностью удовлетворяются. Исследования американских ученых показали отрицательное влияние этого вида группирования в социальном плане, так их следствием является " навешивание ярлыков", играющее в определенной степени роль "самоподтверждающего пророчества", когда дети более высокого уровня способностей, помещенные в несоответствующую их способностям группу, учатся хуже, чем действительно могут. Перевод учащихся в другую группу встречается довольно редко (2%)

Следующей формой является "Стриминг" (streaming - деление на "потоки") - метод  группирования по способностям, похож  на деление на "ленты", при этом образуется много разных потоков, что  создает возможность делать группы еще более однородными, чем при  делении на "полосы". "Стриминг" начинает применяться в средней  школе на втором, третьем году обучения. Однако в некоторых штатах (Флорида, Нью-Йорк) этот метод используется в  начальной школе. Считается, что  здесь меньше "навешивания ярлыков", так как нет жесткого деления  на три группы. Но одаренные дети не всегда могут найти место в  этой системе, поэтому в отдельных  школах для них создаются специальные  потоки (express stream), где вводятся такие  предметы, как латинский и греческий  языки и т. д. Тем самым обеспечивается более высокий темп обучения.

Третья  форма - "Сеттинга" (setting - деление  на "сеты", группы), основанным на группировании детей в процессе обучения на основе успеваемости по отдельным  предметам. Один и тот же учащийся может быть в первом "сете" по естествознанию и в последнем "сете" по математике.

Американские  педагоги считают, что "сеттинг" имеет  значительные преимущества по сравнению  с другими организационными формами  обучения. Во-первых, занятия с однородным по составу классом позволяют  учителю определять содержание, формы  и методы обучения, согласно уровням  способностей учащихся, соизмерять степень  сложности учебного материала с  уровнем подготовки каждого школьника. Это в значительной степени, на наш  взгляд, способствует повышению мотивации  к обучению и росту показателей  успеваемости.

Во-вторых, однородный состав учащихся стимулирует  каждого из них к повышению  индивидуальных показателей успеваемости, дает возможность сравнивать свои собственные  успехи с успехами столь же способных  школьников.

В-третьих, одаренные дети, способности которых  проявляются не во всех предметах, имеют  условия для развития своего потенциала. Эта форма обучения является более  справедливой в социальном плане, поскольку  основана на различии интеллектуальных возможностей.

"Сеттинг"  является наиболее гибкой формой  обучения, поскольку по результатам  успеваемости в конце триместра  учащийся может быть переведен  в другой сет. Таким образом,  меньше возможности образования  жестких рамок обучения, когда  определение способностей в раннем  возрасте (а тестирование в этот  период начинается в 7 лет) может  привести одаренных детей из  семей с низким социально-экономическим  статусом на уровни для менее  способных. "Сеттинг" дает возможность  раскрытия способностей всех  детей, их своеобразия, кроме  того, в определенной мере продолжает  сохраняться коллектив класса, так  как на некоторых уроках учащиеся  работают в группах "смешанных  способностей". Одним из условий  функционирования "сеттинга" является  наличие гибкого расписания и  четкой организации учебного  процесса. При этой форме нередко  каждый учащийся имеет свое  собственное расписание.

В школах США часто применяется обучение в группах "смешанных способностей".

Вводятся  формы обучения в группах гомогенных способностей, которые создают более  благоприятные условия для обучения одаренных детей. При этом, особые преимущества дает деление по успеваемости по отдельным предметам, т. е. обучение в "сетах".

Основным  направлением повышения эффективности  обучения в группах "смешанных  способностей" в американской школе  является применение различных средств  индивидуального обучения, а также  работа в группе бригады учителей. Широко применяется план индивидуализированного обучения по математике "SMILE" (Secondary Mathematics Individualised Learning Experiment). Эта система  была создана, чтобы дать возможность  каждому ребенку добиваться максимального  прогресса в соответствии со способностями  в свойственном ему темпе. Она  дает учителю большие возможности  управления обучением одаренных  детей. "SMILE" применяется во многих штатах около двух десятилетий. После  введения единого содержания образования  началась активная работа по усовершенствованию "SMILE". Вводятся дополнительные темы, материал структурируется в учебные  пакеты разного уровня трудности. В  этой работе активное участие принимают  и школьные учителя 

Каждый  школьник прорабатывает по программе  примерно 1300 индивидуальных карт, содержащих обширный материал. На экзамене от 30 до 50 % оценок исходит из уровня работы учащегося во время прохождения  курса "SMILE". Многие школы используют эту систему, видя ее преимущества перед старым проектом "SMP"(School Mathematics Project) и другими Аналогичные индивидуализированные планы обучения широко применяются и по другим предметам программы. К. Итцин так говорит об их значении: "С индивидуализированным планом обучения и "хорошим" учителем (таким, который может уделять внимание каждому) обучение в группе смешанных способностей должно давать больше всего в педагогическом и социальном планах. Но если этих условий нет, оно полностью не удовлетворяет ни быстрых, ни средних, ни медленных учащихся".

В области  организационных форм и методов  обучения для одаренных широко распространенным среди педагогов нововведением  является неградуированная школа (ungraded school) в системе альтернативного  образования. Она получила популярность в связи с принятым в педагогике курсом на индивидуализацию обучения. По существу, идея неградуированной школы  не нова. Она является развитием  прежних "Дальтон" и "Виннетка-планов". Вильям Раган, наиболее крупный специалист США по начальному образованию, поясняет замысел, лежащий в основе неградуированной школы, следующим образом: "Помочь каждому ребенку расти в соответствии с его внутренней натурой, не лишая  способного ученика возможности  учиться так, как позволяют его  способности и усилия, и не заставляя  слабого ученика тянуться до требований, которые ему не под силу".

Информация о работе Взаимодействие одаренного учащегося и учителя