Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 06:58, доклад

Описание работы

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Успехи ребенка во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности

1.1 Обзор научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе

1.2 Принцип преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования

2. Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе

2.1 Организация опытно-экспериментального исследования

2.2 Основные методы определения уровня подготовки детей к школе

2.3 Анализ уровня подготовки детей к обучению в школе

2.4 Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству

2.5 Содержание контрольного эксперимента

3. Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка в рамках подготовки детей к обучению в школе

Заключение

Файлы: 1 файл

Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством.docx

— 37.99 Кб (Скачать файл)

 

Тематическое рисование в школе является как бы продолжением сюжетного рисования в детском саду. Детям дают задание рассмотреть, понаблюдать предметы или явления в окружающей жизни, а затем рисовать их по памяти. Они учатся передавать смысловые связи между объектами, располагать в рисунке один предмет за другим с учетом плоскости земли и неба, изображать дальние предметы меньше по размеру [35, с.255].

 

В декоративном рисовании в школе ставятся задачи технического порядка – рисование узоров с последовательным построением их с помощью вспомогательных линий. Задачи художественного воспитания решаются в процессе выполнения декоративных работ с использованием элементов узоров народно-прикладного искусства и в процессе уроков-бесед об искусстве.

 

Выбор методов обучения детей изобразительному искусству зависит от возрастных особенностей. Возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников имеют много общего. Поэтому и в методике обучения тех и других много аналогичных моментов.

 

Подготовка детей к школе ведется на протяжении всего времени обучения и воспитания в детском саду. В младшем возрасте они учатся правильно держать карандаш и кисть, знакомятся с различными изобразительными материалами, познают основные геометрические формы разной величины. Дети 2-3 лет не имеют опыта изобразительной деятельности, и подражание является основным приемом усвоения ими знаний. Поэтому большое значение приобретает показ способов выполнения задания воспитателем. В старшей группе больше внимания уделяется рисованию по непосредственному наблюдению, которое является подготовительным этапом к рисованию с натуры. Оно заключается в рассматривании и всестороннем обследовании предмета перед началом работы и изображении его по представлению. Этот прием развивает у детей внимание, зрительную память, целенаправленное восприятие окружающих предметов. Иногда предмет остается перед детьми в качестве натуры, к которой они обращаются, чтобы более правильно изобразить его.

 

В подготовительной группе требования к изображению с натуры заметно повышаются и приближаются к требованиям школы. Дети учатся анализировать модель от общего к частному делать набросок общей формы, сравнивать рисунок с натурой, исправлять ошибки, добиваясь сходства с моделью.

 

В рисовании с натуры дети учатся логически мыслить, анализируя пространственные свойства предмета, наблюдать, выделяя главное, самостоятельно выбирать изобразительные средства для передачи пространственных свойств модели в рисунке. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

 

При построении рисунка детей учат применять вспомогательные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, касательные, оси симметрии), прорисовывание невидимых частей предмета.

 

Для показа и анализа специально подобранного иллюстративного материала могут служить репродукции картин, иллюстрации детских книг, а также специальные рисунки учебного характера. Учащимся показывают изображения городских зданий, оград, деревьев разных пород, растений, людей в разной одежде и в разных положениях.

 

Преимущество учебных рисунков, изготовленных с учетом учебного содержания занятий по рисованию, заключается в том, что по сравнению с репродукциями дети их легче воспринимают и запоминают. Цель показа — обогащение и уточнение представлений детей, развитие у них умения рассматривать предложенный иллюстративный материал и использовать увиденное в процессе рисования [6, с.51].

 

При анализе детских рисунков необходимо обращать внимание на правильность передачи конструкций, пропорций предмета, взаимосвязи отдельных его частей, цветовое и композиционное решение рисунка.

 

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку — большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).

 

В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом каллиграфии, т. е. правильного их расположения на линейках и клеточках, пропорционального соотношения, соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения движений руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

 

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача — использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.

 

Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

 

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда. Учитель начальной школы должен учитывать имеющиеся у детей умения и навыки и строить уроки труда на их основе.

 

Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду с основными формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из окружающей обстановки, определять термином, сравнивать по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение помогают овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в I классе.

Совершенствование глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия).

 

В результате теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме, мы приходим к выводу о том, что целенаправленная подготовка детей к учебе в школе посредством занятий изобразительной деятельностью в детском саду будет способствовать нравственному, эстетическому и умственному воспитанию дошкольников, развитию их художественного вкуса и творческих способностей.

 

Таким образом, успешное решение задач обучения и воспитания в начальных классах неразрывно связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием в значительной мере способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

 

Именно на данном теоретическом предположении мы обосновали основные положения опытно-экспериментального исследования, которые и будут отражены в следующей части курсовой работы.

 

 

2. Художественно-творческая  деятельность как гарант повышения  уровня подготовки ребенка к  обучению в школе

 

 

2.1 Организация опытно-экспериментального  исследования

 

 

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ДОУ № 32 «Рябинушка». В эксперименте принимали участие 2 группы детей в возрасте 5,5 - 6 лет – экспериментальная и контрольная. Количество детей каждой группы – 20 человек.

 

Гипотеза исследования: целенаправленная организация изобразительной деятельности старших дошкольников способна оказывать влияние на уровень подготовленности детей к процессу обучения в школе. В процессе изобразительной деятельности у ребенка более форсированными темпами развивается интеллектуальная сфера, тонкая моторика рук и координация движений, т.е. формируются основные умения и навыки, необходимые в школе; дошкольник наиболее точно способен воспроизводить образец, сосредоточенно работать над поставленной задачей, не отвлекаясь, и следовать указаниям взрослого – наличие именно этих компонентов учебной деятельности у дошкольника позволяют говорить о высоком уровне его подготовки к школе.

 

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

 

Разработать программу, направленную на формирование компонентов психологической готовности к обучению личности дошкольника посредством занятий изобразительной деятельностью.

 

Установить стартовый уровень развития психологической готовности к школе у детей контрольных и экспериментальных групп.

 

Внедрить программу работы кружка по развитию художественно-творческих способностей детей на базе экспериментальной группы старших дошкольников.

 

Провести формирующий эксперимент в старшей группе детского сада и сравнить уровень сформированности компонентов психологической готовности у детей контрольных и экспериментальных групп.

 

Проследить динамику уровня подготовленности детей к обучению в школе.

 

В ходе исследования использовались следующие методы:

 

- Изучение психолого-педагогической  литературы по проблемам формирования  у детей посредством изобразительной  деятельности основных умений  и навыков, необходимых для обучения  в школе.

 

- Метод анализа продуктивной  деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка и т.д.).

 

- Наблюдение.

 

- Констатирующий, формирующий  и контрольный эксперименты.

 

Процесс экспериментального исследования проходил в несколько эта­пов:

 

I – Выявление психолого-педагогических  особенностей детей старшего  дошкольного возраста экспериментальной  и контрольной групп – констатирующий  этап экспериментальной работы.

 

II – Формирующий этап  эксперимента включал в себя  внедрение программы работы кружка  по направлениям: рисование, аппликация, лепка и ознакомление детей  с произведениями искусства.

 

III - Контрольный эксперимент, обработка результатов исследования.

 

 

2.2 Основные методы определения  уровня подготовки детей к  школе

 

 

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: изучение уровня подготовленности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении кружковой работы.

 

Задачи диагностической работы:

 

1. Изучить общие особенности  готовности детей к школе –  сформированность и уровень развития основных психических процессов.

 

2. Выявить наличие предпосылок  к учебной деятельности и испытуемых: умение подчинять свои действия  определенному правилу и точно  выполнять указания взрослого.

 

3. Оценить уровень развития  графического навыка у испытуемых  – как предпосылки для последующего  успешного развития письменности.

 

Для решения поставленных задач в рамках констатирующего этапа опытно-экспериментально работы были проведены следующие методики:

 

1. Ориентационный тест  школьной зрелости Керна-Йерасека.

 

2. Методика «Учебная деятельность».

 

Остановимся на основных характеристиках данных методик.

 

"Ориентационный тест  школьной зрелости" Керна-Йерасека.

 

Структура теста:

 

Задание 1. Рисование мужской фигуры по памяти.

 

Задание 2. Срисовывание письменных букв.

 

Задание 3. Срисовывание группы точек.

 

Стимульный материал: листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий.

 

Цель методики: определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и


Информация о работе Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе