Вальдорфская педогогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы было изучение Вальдорфской педагогики, как одной из систем, альтернативных стандартной классно-урочной. Так же нам хотелось понять, насколько она «жизнеспособна» на российской почве и как обстоят дела с дальнейшей социализацией ее выпускников, дает ли она знания, необходимые для поступления в высшие и среднеспециальные учебные заведения.

Содержание работы

Задание №1. Вопросы стр. 2
1. Человек – индивид – личность – субьект стр. 2
2. Эмоции, чувства и воля стр. 4
Задание №2. Виктор Э. Франкл стр. 7
Жизненный путь стр. 7
Логотерапия стр. 9
Выводы стр. 12
Список литературы стр.14

Файлы: 1 файл

Курсовая по теор обуч.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

«... Скульптурный портрет живо передает облик человека. В это время  портрет получил большое развитие. Сначала римляне, как и этруски, почитая своих предков, делали их головы из воска, а затем стали  почитать умерших императоров. Их головы, выполненные уже из мрамора, ставили на туловища богов. Делая все новые и новые портреты, скульпторы научились выполнять их в совершенстве, передавая даже состояние души изображаемого.

 

Дальнейшее развитие скульптуры с  ее стремлением все более тщательно исполнять детали могло пойти только по пути натурализма, и тогда целостность облика бы исчезла...«

О римской архитектуре

 

«... Римляне очень гордились  тем, что они имели возможность  каждый день мыться в банях. Бани назывались термами. Вода в бани поступала по акведукам. Начало акведука строилось в горах, потом он шел в город.

 

Внутри бань находились бассейны, библиотеки, большие сады и площадки для спорта.

 

После сражений римляне возвращались в город через триумфальные арки. Всех богов и добытые сокровища они несли в храм Пантеон. Развлечения проходили в Колизее, который был устроен так, что, заполнив его водой, можно было получить огромный бассейн. Колизей был рассчитан на 50 000 мест и состоял из трех ярусов, каждый имел свои архитектурные особенности: так на первом ярусе были дорические колонны, на втором — ионические, на третьем — коринфские. В каждой арке Колизей находилась скульптура. В грозу или зной Колизей затягивали тентом...«

 

 

Готика

Готическая скульптура

 

На хорах собора в Наумбурге расположена группа статуй, в которой изображены люди, на чьи пожертвования создавался собор. Среди них — маркграф Эккерхард и его жена Ута. Автору удалось передать характер каждого персонажа, хотя он никогда не видел Уты и Эккехарда — они жили задолго до создания скульптур.

 

Ученики ничего не знали об этой скульптурной группе, когда мы начали ее рассматривать. Мы вставали в позы этих людей и  пытались почувствовать то, что чувствуют  они. После этого ребятам было предложено сочинить историю об этих людях.

 

«Мы видим мужчину и женщину  среднего возраста. Судя по некоторым  атрибутам их внешнего вида (корона, ордена, меч, щит) можно думать, что  они из богатого знатного рода, возможно, это король и королева.

 

Отношения между ними уважительные, но холодные.

 

Они оба смотрят на что-то одно, возможно, это казнь, совершаемая  по решению короля ( о трагичности  события можно также судить по лицам людей, окружающих эту пару). Оба смотрят на происходящее с  участием, при этом королева испытывает сильное внутреннее напряжение, а король более равнодушен и принимает все, как есть. она жен не может смириться с этим, Между ними чувствуется какой-то барьер, отторжение, какое-то противоречие.

 

Женщина поддерживает рукой, как младенца, свой плащ, другой рукой зажимает плащ у горла. Видно, что мысленно она поддерживает страдающего человека, переживает за него.

 

Мужчина же не испытывает таких чувств. Он тверд и уверен в том, что  совершил, даже если пошел на жертвы: в одной руке он держит меч, другой поддерживает рукав.

 

Они оба одеты в длинные закрытые (наверно, траурные) одежды«

 

«Эти две статуи стоят в соборе Наумбурга. Между Эккехардом и Утой чувствуется какое-то напряжение. Они  смотрят на какого-то конкретного  человека. Ута закрывает себя от супруга правой рукой. А он как  будто этого не замечает. Вероятно, между ними совсем недавно что-то произошло. Глаза Эккехарда выражают удивление и что-то похожее на страх. Может быть, он видит своего соперника? Эккехард держит наготове свой меч: он хотел вынуть его, но сдержал свой гнев. Супруга его в каком-то неизъяснимом ужасе. Кажется, что лицо ее бледно, губы померкли. Левую руку она прижимает к груди, вероятно, молясь про себя. Несмотря на трагическую судьбу, эти люди горды и величественны.»

Скульптура нового времени

«Поцелуй» Бранкузи и «Поцелуй» Родена

 

«Шокирующая поначалу прямоугольная  форма скульптуры Бранкузи содержит в себе глубокий смысл. Если скульптура Родена, воздушная и ветреная, создает  впечатление случайного, недолгого  поцелуя, то этот „поцелуй кирпичей“  явно иллюстрирует вечную, неразрушимую любовь. Она может быть неудобна для окружающих своими прямыми, выступающими углами, Но даже их разрушение не разорвет этот поистине вечный поцелуй».

 

«Поцелуй» Родена. Можно представить, что поцелуй происходит в танце. Танцующие замерли на мгновение, по случайности одарили друг друга нежным поцелуем и сейчас же, секунду передохнув, снова пустятся в движение. Нельзя точно сказать, любовь это или просто поцелуй в разгаре танца«.

 

Послесловие к эпохе в 11-м классе

 

В 11-м классе закончилась эпоха истории искусства. В течение трех недель мы рассматривали развитие живописи от портретов Рембрандта до картин художников середины XIX в. Главная задача уроков — научиться видеть художественные элементы картин: цвет, свет, композицию и т.д. и на основе последовательного разбора произведений увидеть общие закономерности в изменении человеческого сознания.

 

На уроках было сделано множество  копий и зарисовок. Вот некоторые  стихи, отрывки из сочинений, размышления  учеников на заданные темы, копии работ.

Размышление по поводу картины Рембрандта «Анна и слепой Товит»

 

В этой картине мы видим одну очень  яркую световую линию. Она исходит  из распахнутого окна, подчеркивается движением рук обеих человеческих фигур и завершатся небольшим  костром, к которому они повернуты. Это немного странно, потому что за окном очень сильный свет, а костер почти ничего не освещает, и даже не сразу заметно, что это костер.

 

Мне кажется, это очень сильный  образ: люди сидят у своего огонька, как будто ожидая чего-то, а распахнутое окно (самое яркое, что есть в картине) за их спинами, как прозрение.

Размышление над полотнами Рембрандта продолжается на уроке

 

Вопрос: Зачем Рембрандт написал  так много автопортретов? Что  он искал?

 

Ответ ученика: Существует поверье, что  в глазах отражается душа человека Возможно, смотрясь в зеркало, рисуя, а потом, рассматривая себя, художник искал свою душу. Как врачи тогда препарировали тело человека в поисках души, так и Рембрандт разбирал на мазки и линии свои портреты, чтобы найти истинное Я.

 

Вопрос: Что меняется в живописной технике от портрета к портрету?

 

Ответ ученика: В ранних автопортретах  художника лицо мало освещено, а  фон светлый, будто автор больше интересуется окружающей жизнью, чем  своим внутренним миром. Постепенно фон темнеет, а лицо становится все более прорисованным, одежда на портретах дороже, ярче богаче — Рембрандт выходит в свет, его заботит то, каким его увидят окружающие, что о нем подумают. В поздних автопортретах фон совсем темнеет, самое важное теперь лицо, оно становится ясным. Автор осознает себя и пришедшую старость, принимает себя таким, каков он есть, и заботиться не о внешней, а о внутренней красоте.

Стихотворное впечатление от картины  Рембрандта «Давид и Урия»

Здесь много красного.

Почему ты держишь руку на сердце?

Темнота давит!

Подыми голову.

***

Конец. Пути назад нет.

Не может быть!

Как же?

Не делай этого.

Творчество Винсента Ван Гога в 11-м классе

Винсент Ван Гог

Я — ярко-рыжая луна.

Я — синяя ночь.

Я — мерцающие звезды.

Я — вьющийся поток воздуха.

Я — низкие горы.

Я — сияющий свет.

 

Комментарий учителя: Эта работа представляет собой попытку «угадать» цвет картины Ван Гога «Жнец». Ученикам была дана черно-белая репродукция  картины.

 

Анализ картины Ван Гога «Ночное  Кафе»

 

 

Картина написана в Арле в 1888 году: Ван Гог уже зрелый художник. Это был тяжелый период : художник жил в полном одиночестве, плохо питался, много пил, настроение его было мрачно. Подобное состояние духа, видимо, нашло отражение в картине «Ночное кафе».

 

Это жанровая сцена. Время очень  позднее, на часах четверть второго ночи. Посетители кафе почти все разошлись, со столов еще не убрано; люди только что ушли, их уже нет здесь, но характер и манера поведения их чувствуются по тому, как отставлены стулья. У бильярда пусто. Лишь за отдельными столиками фигуры засидевшиеся допоздна людей: за столиком справа — двое, они почти лежат на столе; за столиком слева — мужчина откровенно спит, за ним пара: оба не очень радостные, видимо, у них неприятный разговор. В центре зала — официант. Он здесь единственно трезвый. Количеством фигур слева и справа художник создает композиционное равновесие. Центр всей композиции — бильярдный стол. Пустой. Он похож на гроб. Возможно, это символ опустошенности.

 

Пространство кафе освещено равномерным  светом ламп. Несмотря на то, что все происходит ночью, в кафе очень много света, здесь даже слишком светло, поэтому неуютно — свет неестественный. Он бьет в глаза, раздражает. Цвета, который использует Ван Гог, также интенсивные, ядовитые: особенно резко сочетание зеленого и красного.

 

Стены в кафе красного цвета —  это цвет тревожный, цвет крови и  опасности. Потолок и бильярдный стол зеленого цвета. Но это не такая  зелень, как в пейзажах Ван Гога. Здесь зеленый цвет неестественный, положен он очень плотно, как на декоративной сказочной картине, но сказка эта как кошмарный сон. Кроме того, художник использует и другие дополнительные цвета: например, желтый и ядовито-желтый — это цвет табачного дыма и винных паров. Кажется, что в глазах двоится. Главное ощущение от картины — тревожное, как после бессонной ночи. Одиноко. И над всем этим — тиканье часов: они все время идут, так и уходит жизнь.

Еще одно задание было дано 11-класникам.

 

Нужно было поразмышлять о картине  Ван Гога и дать ей свое название (была дана картина «Едоки картофеля» — название ее не было указано)

 

«Поедатели»

 

Здесь изображены крестьяне, проводящие все свое время на земле, на поле, живущие постоянным трудом. Лица их напоминают корни или клубни картофеля  — столь же нелепы их формы —  пухлые и рыхлые. Юбка одной из женщин (что слева) складками своими напоминает борозды свежевспаханных земель, козырьки фуражек мужчин похожи на клювы.

 

Руки каждого человека за столом тянутся к еде — это то, что  всех этих людей связывает. Один из них повернулся к нам спиной. Он замыкает круг, ему ни до кого больше нет дела.

 

В этом помещении тесно, а низкий потолок еще больше пригибает  пространство. Горит лампа (она как  бы вытянута в горизонтали) и что-то на столе, чего мы не видим из-за спины  человека. Эллипс лампы разделен пополам  — на черное и белое.

 

Никто из присутствующих не встречается  взглядом с другими. Каждый сам по себе. Разъединяет их усталость и  погруженность каждого в самого себя.

 

Так, вертикальная подпорка слева  от женщины (вероятно, хозяйки) отделяет ее от мужчины — работника.

 

Ван Гог хотел показать нам обыденность крестьянской жизни, мироощущение этих людей. В этой картине мы можем увидеть некоторую ограниченность их видения, подземельный быт, связь крестьян с землей, с вещами, едой. Простое их бытие. О чем думают они? Уж явно не о чем-то возвышенном и не о красоте природы, которая их постоянно окружает. Они не видят ничего этого, и, судя по всему, даже не слышат друг друга, у них только один интерес — еда. Существование этих людей напоминает существование растений (они, как овощи, выросли из этой земли) или животных — свиней, коров, гусей (можно увидеть даже сходство в изображении голов). Собственно, кто были крестьяне в то время? — скот, что пашет и жнет.

Размышление над картиной К. Малевича «Черный квадрат»

 

Почему К. Малевич назвал свой «Черный квадрат» иконой?

 

Поначалу это определение Малевича кажется весьма дерзким и кощунственным. Он словно бы свел весь мир к огромной черной фигуре, утверждая, что оттуда глядит мир Божественный?! Возможно, художник искал эту точку соприкосновения миров, как бы дверь между ними. Ведь в черном цвете заключены все цвета, и это значит, что человек может найти для себя в нем все, что захочет. Ведь каждый человек по-своему воспринимает мир, а, натыкаясь на что-то, казалось бы, очень простое (черный квадрат), видит в нем все в меру своей глубины. Одним словом, человек, глядя на черный квадрат, начинает смотреть внутрь себя и исследовать себя. Не это ли грань между двумя мирами? Не это ли зеркало, которое обращает человека к себе? Не это ли является его духовной сущностью, его божественностью, иконой? Ведь и с иконы образ Божий смотрит через человека...

 

Почему К. Малевич назвал свой «Черный  квадрат» иконой?

 

Малевич называет свой «Квадрат» не просто иконой, а иконой своего времени. Времени хаоса, голода, смерти, когда неясно, что будет завтра. Этот квадрат абсолютно черный, глухой и гладкий, как будущее. Пока не наступит, оно будет черным, закрытым. Там, за этим квадратом или внутри него, быть может, ответы на все вопросы, а может, эти вопросы и ответы в нас самих? Стоит лишь остановиться на чуть-чуть и, не оборачиваясь, смотреть в эту зовущую и пугающую черную бездну, заключенную в холст.

Информация о работе Вальдорфская педогогика