Вальдорфская педогогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы было изучение Вальдорфской педагогики, как одной из систем, альтернативных стандартной классно-урочной. Так же нам хотелось понять, насколько она «жизнеспособна» на российской почве и как обстоят дела с дальнейшей социализацией ее выпускников, дает ли она знания, необходимые для поступления в высшие и среднеспециальные учебные заведения.

Содержание работы

Задание №1. Вопросы стр. 2
1. Человек – индивид – личность – субьект стр. 2
2. Эмоции, чувства и воля стр. 4
Задание №2. Виктор Э. Франкл стр. 7
Жизненный путь стр. 7
Логотерапия стр. 9
Выводы стр. 12
Список литературы стр.14

Файлы: 1 файл

Курсовая по теор обуч.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

В 1-м классе дети живут еще в  мире сказок. Содержанием части рассказывания на каждом уроке (именно рассказ, а не чтение ведет учитель) являются сказки народов России, Европы и мира.

 

Во 2-м классе учитель рассказывает басни, саги, легенды о святых. Легенды  наполовину историчны и зачастую придуманы. Они являются промежуточной  формой между сказками и историей. Рассказываются, например, легенды о святых Николае Угоднике, Борисе и Глебе, Сергее Радонежском, Ксении Петербургской.

 

В 3-м классе материалом для рассказывания  на главном уроке становятся истории  Ветхого Завета от сотворения мира до Рождества Христова. Слушая истории, дети вновь проходят путь от сказки к легенде, а затем к историческому рассказу. Ведь наряду с морально-этическим значением эти сюжеты имеют и историческую основу.

 

Как отдельный предмет историю  изучают с 5-го класса, когда у детей появляется способность воспринимать временные отношения. История изучается через многоразовое рассмотрение основных этапов развития человечества и рассматривается как единый процесс, где истории разных народов и цивилизаций, стран и государств, в том числе России, переплетены, взаимосвязаны; история человечества протекает в диалектике общего и собственного.

 

В 5-8 классах история рассматривается  через четкие, конкретные образы исторических персоналий и через образы исторических эпох на основе ассоциативно-образного, чувственного восприятия этого материала детьми. Развивается индивидуальное восприятие и историческая фантазия.

 

С 9-го класса учитель стремится  раскрыть причинно-следственные связи  в истории, показать логику развития событий, раскрыть глубину и сущность исторических процессов, абстрактных исторических понятий. В этом возрасте учащиеся учатся самостоятельно размышлять, ставить проблемные вопросы, высказывать собственные суждения, выдвигать гипотезы. Мы пытаемся соединить себя с прошлым. Каждое поколение осмысливает историю заново.

 

Предмет «история» изучается в  каждом классе в форме учебных  эпох (по 1.40 — главный урок — каждый день в течение 2-4 недель), по принципу погружения. Таких учебных эпох истории, как правило, две в учебном году, по одной в полугодии.

 

Главные уроки с 1-го по 8-й класс  проводят, как правило, классные учителя, что дает им возможность иметь  определенную свободу в подборе  и преподнесении материала с  учетом интереса и особенностей детей, осуществлять межкурсовую и межпредметную интеграцию на уроках, формируя при этом целостное представление о мире и его истории, опираясь при этом не только на анализ явлений, но и на синтез знаний.

 

С 9-го класса и далее предмет  ведет учитель-предметник.

 

Материал для урока подбирается учителем из различных исторических книг, при этом предпочтение отдается оригинальным работам, обладающим художественной или научной ценностью. Учитель отбирает те исторические факты, которые дают возможность наиболее полно представить данную историческую эпоху, дать объемную картину исторического времени и пространства. На уроках, как правило, нет учебников, но используются отрывки или фрагменты каких-нибудь текстов, чаще это первоисточники. Мы стремимся способствовать тому, чтобы ученик сам создавал свой взгляд на историю.

 

Ученики ведут тетради по каждой учебной эпохе, фиксируя в них  самое существенное, что изучили  и что открыли для себя. До 8-го класса тексты записываются под диктовку учителя или составляются совместно  с ним и вносятся в тетради. Иллюстрации к текстам в тетрадях — это творчество самих учеников, а также рисунки, аналогичные наброскам, сделанным на доске учителем (Так, например, долгое время исторические карты мастерски прорисовываются на доске учителем и копируются учениками в тетрадь).

 

Многократно выполняя в тетрадях цветные  зарисовки географического местоположения древних стран, учащиеся получают представления  об историческом пространстве, что  дополняет их работу с атласом  и контурными картами и может  даже заменить ее до начала старшей ступени.

 

В старших классах ученики записывают текст самостоятельно. Изложить текст, составить конспект понятно и  сжато, включить в текст цитату, сведения из дополнительных источников- это  чрезвычайно важные умения, которые  понадобятся ребятам в жизни; мы начинаем формировать их уже в конце 6-го класса.

 

Тетради по эпохам за все года обучения в конечном итоге могут представлять собой учебник, написанный и оформленный  самим учеником.

 

Живопись, рисование, лепка, музыка, чтение стихов и прозаических текстов, драматические постановки органически вплетены в процесс обучения. Они используются на уроках с целью более глубокого осознания и переживания исторического времени (Так, например, в 6-м классе при изучении истории Древнего Рима на уроках музыки дети разучивают старинную итальянскую песню; на уроках живописи рисуют римского воина в доспехах, стараясь сохранить историческую достоверность; на занятиях лепкой сооружают древнеримский акведук и пускают по нему воду).

 

 

Преподавание истории в 5-м классе

 

Особенность преподавания истории в вальдорфской школе заключается прежде всего в том, что мы используем метод симптоматического рассмотрения истории (термин Р. Штайнера). Преподавание истории строится не на последовательном изложении исторических фактов, а на рассмотрении различных исторических явлений и эпох как симптомов единого развития человечества.

 

Как это происходит в 5-м классе, когда изучается история Древнего мира?

 

Самый первый урок истории начинается с вопроса: что такое история?

 

Мы начинаем размышлять о том, всегда ли отношения между людьми были такими же, как сейчас у нас?

 

Оказывается, что нет. Изучая историю, мы можем узнать о совершенно непохожих  на нас народах и жизненных  условиях. На примере этих далеких  культур можно осознать, что такое  время в историческом смысле.

 

Когда родились твои родители? Какими были города их детства? Как питались тогда? В какие игрушки играли? А бабушки и дедушки? Они жили в те времена, когда конные повозки  встречались чаще, чем автомобили. Перед первой мировой войной, когда родился прадедушка, не было электрического света. Все это мы узнаем из рассказа о своих родственниках самих учеников. Они рисуют свое родовое дерево, узнают подробности жизни своих прадедов. Все это — история, и она касается детей непосредственно.

 

А умеешь ли ты варить кашу? А как  ты этому научилась? Тебя научила  мама. А ее кто научил? Ее мама, твоя бабушка. А кто самым первым сварил кашу? Как мы с ним связаны? Оказывается, что мы связаны со всеми, кто живет  сейчас и кто жил до нас. Мы все  плывем по одной реке времени. Что мы принесем в эту жизнь?

 

На следующем уроке учитель  рассказывает об Атлантиде, используя  рассказ Платона. Урок заканчивается  отрытым вопросом: была ли Атлантида? Каждый ответит на него для себя сам.

 

Далее мы приступаем к изучению Древнего Востока и начинаем с Древней Индии, со времен ок. 8 тыс. лет до Р. Х. Лишь отблеск этой богатой культуры остался в индийской саге, повествующей о великом Ману и семи Риши. Наглядно познакомиться с древнеиндийской культурой можно, показав ее отражение в позднейших временах.

 

Мы читаем древнеиндийский эпос «Рамаяна» и некоторые тексты из «Вед» и «Упанишад». После знакомства с этими текстами мы могли попытаться представить себе сознание древнего индуса, для которого небеса раскрываются в бесконечном множестве образов. Это столь могучий мир, что земное существование по сравнению с ним выступает как майя, т. е. нечто кажущееся. Поэтому древнего индуса интересует не земледелие, не материальная обеспеченность жизни, а возможность пережить и постигнуть божественный мир.

 

Совсем другая атмосфера окружает древнеиранскую культуру — мир Заратустры. Здесь мы говорим о понимании  земных задач — о выращивании  зерна, скотоводстве, о строительстве  домов и каналов. Превратить горную пустыню в цветущий сад, в воплощение божественной воли и божественного порядка — таково было устремление изначальной персидской культуры. Люди находятся в центре борьбы между светом и тьмой, в этой борьбе они постепенно закрепляются на земле, земледелие становится для них служением Богу.

 

Затем мы обращаемся к изучению культуры Междуречья: здесь впервые в истории  человечества возникли города, появилась  письменность, и первые законы, здесь  особенно усердно занимались наблюдением  за небесным сводом, именно в Вавилоне зародилась первая классификация животных.

 

И, наконец, культура Древнего Египта. Что же Египет дал человечеству? Сначала учитель представляет картину  плодородной долины Нила. Внутри этого  богатейшего растительного и  животного царства — человеческие селения.

 

Началось строительство пирамид. Фараоном Джосером и его мудрым советником Имхотепом за короткое время было создано государство и была заложена основа египетской культуры, которая сохранялась на протяжении двух тысяч лет.

 

Величие успехов Египта, строгость  религии Заратустры, отвлеченность мировоззрения Индии внушают чувство почтения к этим культурам.

 

Но, с другой стороны, дети чувствуют, что это рассказ и о них  самих: в детстве они были подобны  древнему индусу, когда пошли в  школу, «стали» древними персами, начали осваивать науки, как древние шумеры, и трудятся постоянно, подобно древним египтянам.

 

Шаг за шагом дети воспринимают всю  перспективу развития человеческого  сознания.

 

Вторая эпоха истории в 5 классе, которая проходит весной, посвящена  истории Древней Греции. И это  совсем иное настроение. Греческий мир — это начало наших возможностей. Греческая культура живет под знаком мысли и развития. Сначала мы будем читать легенды и мифа Древней Греции, а исторический рассказ начнем с Троянской войны.

 

 

История искусств

 

Эпоха истории искусства в 9-м классе

 

В 9-м классе закончилась эпоха  истории искусства. Мы рассматривали, как шло развитие скульптуры от самой  древней Виллендорфской Венеры до работ  скульпторов ХХ в. Вот некоторые  зарисовки из тетрадей эпох и отрывки  из письменных работ девятиклассников. Приведенные здесь тексты отличаются самостоятельностью мысли, чем и ценны, хотя мнение учителя не обязательно совпадает с мнением учеников.

«На этой эпохе захватывающим для  меня было то, что на примере нескольких следующих друг за другом культурных эпох (Египет, Греция, Рим, Средневековье, Возрождение) можно проследить, что происходит с человечеством в разных местах, как оно изменяется, как влияют некоторые события на искусство (например, приход христианства) и как люди постепенно отходят от религии».

 

Из сочинений об искусстве Египта

Вопрос учителя: «Что можно понять о древних египтянах, рассматривая египетские скульптуры?»

 

«... Архитектура Египта позволяла  человеку стать как можно ближе  к земле, после чего понять, на какую  высоту можно подняться. Это вело человека к развитию духа. А чтобы развить свои духовные способности, людям приходилось учиться и покоряться...»

 

«... Когда человек сидит в  позе фараона, он чувствует покой, умиротворение, собранность. Обостряется слух, осязание, обоняние. Мышцы словно деревенеют...»

 

«... Перед египтянами стояла определенная задача: сделать человечество взрослее. У египтян не было множества разных мнений (как сейчас), а была общая  идея, поэтому они и могли создавать  такие произведения...»

Вопрос учителя: «Как воздействует на человека греческая архитектура?»

 

«... Стремление человека Древней Греции возвысить себя, подчеркнуть идею, что человек — самое главное  существо за земле, отражено в древнегреческой  архитектуре. Колонна — это прообраз человека. Она поддерживает фронтон, соединяет небо с землей, как и человек. Каждая колонка — на расстоянии от другой — ведь каждый человек индивидуален. Греки не забывали о Богах, но делали храм для людей: каждый мог подойти к алтарю, к священному месту...»

На уроках, посвященных римской скульптуре, ученики пытались почувствовать портреты римлян, задавая такие вопросы персонажам:

(Мальчику)

— Почему у тебя такие печальные  глаза?

— Чего ты хочешь добиться в жизни?

— Кто тебя окружает, какие люди?

— Ты когда-нибудь был по-настоящему счастлив?

— Ты бы хотел править долго?

— Что ты успел сделать для  народа?

— Где твоя мать?

(Юноше)

— Почему ты не радуешься жизни?

— Что тебя тревожит?

— Откуда у тебя такая старческая мудрость в лице?

— Для чего ты захотел править  людьми?

— Надо ли было тебе править?

— Ты не рад власти?

(Императору)

— Как тебе быть императором? Нравиться?

— Ты добился своего, что теперь будешь делать?

— Зачем ты стал императором? Чтобы  умереть и стать божеством?

— Почему так плохо выглядите? Устали от жизни?

— Любите ли Вы убивать?

— Хотите умереть?

— Страшно ли Вам жить?

Вопрос учителя: «Почему в I-III вв. н. э. В Риме получил развитие именно скульптурный портрет?»

 

«... Древняя скульптура — это  путь познания древнего мира и человека в нем. Уже древние римляне поняли, что человек — это не всегда красота, которая со старостью увядает, человек бывает и ужасен. Человек не должен зазнаваться. Он не ничтожество, но и не главная сила в этом мире. Человеческое тело и мысль должны все время двигаться. Движение — это сила, жизнь, а остановка — смерть...»

Информация о работе Вальдорфская педогогика