Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:30, реферат

Описание работы

В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям, ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[21][22]. Критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[23][24][25]. Религиоведами[источник не указан 21 день], а также некоторыми критиками[25] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.

Содержание работы

• 1 Антропософское представление о человеке как основа вальдорфской педагогики
o 1.1 Триединство человека
o 1.2 Четыре сущности человека
o 1.3 Темпераменты
• 2 Исследовательские и образовательные учреждения
• 3 История
• 4 Особенности методики
o 4.1 Пособия
o 4.2 Основные методы преподавания
 4.2.1 Рациональное развитие памяти
 4.2.2 Интерес — как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития
 4.2.3 Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья
 4.2.4 Ритмический распорядок дня
 4.2.5 Преподавание «по эпохам»
 4.2.6 Принцип «гармонизации душевной жизни»
 4.2.7 Принцип «гармонизации социальной среды»
 4.2.7.1 Высокие требования к личности учителя
 4.2.7.2 Индивидуальный подход к ребёнку
 4.2.7.3 Совместная деятельность в классе
• 5 Критика
• 6 Вальдорфские выпускники
• 7 Примечания
• 8 Литература

Файлы: 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 204.48 Кб (Скачать файл)

Editing of the world school list for the International Forum of the Waldorf/Steiner Schools (Hague circle) is carried out by the Pedagogical Section at the Goetheanum in Dornach/Switzerland and the Friends of Waldorf Education in Berlin/Germany. The publisher is the Federation of Waldorf Schools in Germany.

  1. ↑ Waldorfschulen weltweit (нем.) (html). Haager Kreis - Internationale Konferenz der Waldorfpädagogischen Bewegung. — «Zum Schutz der Qualität und der essentiellen pädagogischen Grundsätze der Waldorfpädagogik hat sich die Waldorfpädagogische Bewegung entschlossen, den Namen zu schützen. …Der Bund der Freien Waldorfschulen in Deutschland (BdFWS) hat daher die internationalen Namens- und Markenrechte erworben.»  Проверено 17 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 17 декабря 2013.
  2. ↑ Freie Waldorfschule Kempten legt ihren Namen ab (нем.) (html). Allgäuer Zeitungsverlag GmbH / rta.design GmbH (10.10.2008).Проверено 17 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 17 декабря 2013.
  3. ↑ Walter Hiller: Der Bund der Freien Waldorfschulen. In: Inge Hansen-Schaberg, Bruno Schonig: Basiswissen Pädagogik. Reformpädagogische Schulkonzepte Band 6: Waldorf-Pädagogik. Schneider Verlag Hohengehren, Baltmannsweiler 2002. ISBN 3-89676-503-5, S. 275 ff.
  4. ↑ Vgl. Heiner Ullrich: Reformpädagogische Schulkultur mit weltanschaulicher Prägung - Pädagogische Prinzipien und Formen der Waldorfschule. In: Inge Hansen-Schaberg, Bruno Schonig: Basiswissen Pädagogik. Reformpädagogische Schulkonzepte Band 6: Waldorf-Pädagogik. Schneider Verlag Hohengehren, Baltmannsweiler 2002. ISBN 3-89676-503-5, S. 143.
  5. ↑ Thomas William Nielsen, Rudolf Steiner’s Pedagogy Of Imagination: A Case Study Of Holistic Education, Peter Lang Pub Inc 2004 ISBN 3-03910-342-3
  6. ↑ The Waldorf Promise, «a CINE Golden Eagle Award winning documentary on the success of Waldorf Methods in public schools»
  7. ↑ Peter Schneider, Einführung in die Waldorfpädagogik, ISBN 3-608-93006-X, p. 16; «more than 2,000 participants per year, most of whom are state-school teachers, attend summer Waldorf pedagogical seminars in Stuttgart, Herne and Hamburg.»
  8. ↑ Stephanie Luster Bravmann, Nancy Stewart Green, Pamela Bolotin Joseph, Edward R. Mikel, Mark A. Windschitl, Cultures of Curriculum, Lawrence Erlbaum Associates, 2000. p81, «[Steiner, who] developed the Waldorf School system of education, is another whose ideas are reproduced, often less in whole than in part… in an expanding number of American public and private schools today.»
  9. ↑ A Statement of Principles and Aspirations (англ.) (pdf). The European Council for Steiner Waldorf Education (May 2009). Проверено 15 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 15 декабря 2013.

The philosophical and methodological approaches that underlie anthroposophy are regarded as tools for personal and professional development; they are not taught within the school, either as a subject or as belief.

  1. ↑ "Anthroposophie… liegt bis heute dem Lehrplan zugrunde, ist jedoch selbst nicht Gegenstand des Unterrichts (Антропософия… и сейчас в основе учебного плана, но сама не является предметом преподавания)"Wie Waldorfschulen arbeiten (нем.) (html). Die Welt (26.09.12). Проверено 15 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 15 декабря 2013.
  2. ↑ People for Legal and Non-Sectarian Schools (PLANS) (англ.). Проверено 15 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 8 декабря 2013.
  3. ↑ Alicia Hamberg. ‘no anthroposophy, no steiner values’ (англ.). The ethereal kiosk (January 9, 2012). Проверено 15 декабря 2013.Архивировано из первоисточника 4 мая 2012.
  4. ↑ Перейти к:David Colquhoun. The true nature of Steiner (Waldorf) education. Mystical barmpottery at taxpayers’ expense. Part 1 (англ.). DC's Improbable Science (October 6th, 2010). Проверено 15 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 30 октября 2013.
  5. ↑ A Statement of Principles and Aspirations (англ.) (pdf). The European Council for Steiner Waldorf Education (May 2009). Проверено 15 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 15 декабря 2013.

The educational activity in the schools and settings is informed by anthroposophy, a developing body of work initiated by the scientist, philosopher and educator Rudolf Steiner (1861-1925), focusing on the nature of the growing child and integrated approaches to teaching and learning.

  1. ↑ Heiner Ullrich: Reformpädagogische Schulkultur mit weltanschaulicher Prägung – Pädagogische Prinzipien und Formen der Waldorfschule. In: Inge Hansen-Schaberg, Bruno Schonig: Basiswissen Pädagogik. Reformpädagogische Schulkonzepte Band 6: Waldorf-Pädagogik. Schneider Verlag Hohengehren, Baltmannsweiler 2002, ISBN 3-89676-503-5, S. 147.
  2. ↑ Heiner Ullrich: Rudolf Steiner. In: H.E. Tenorth (Hrsg.): Klassiker der Pädagogik 2. 2003, S. 66.
  3. ↑ Skiera, E.: Reformpädagogik, München 2003, S. 242ff
  4. ↑ Steiner R.: Die Erziehung des Kindes vom Gesichtspunkt der Geisteswissenschaft. Dornach, (Erstveröffentlichung) 1907
  5. ↑ Перейти к:Rudolf Steiner: Die Erziehung des Menschen vom Gesichtspunkte der Geisteswissenschaft. Rudolf Steiner Verlag, Dornach 2003,ISBN 3-7274-5260-9, S. 37.
  6. ↑ Rudolf Steiner: Die Erziehung des Menschen vom Gesichtspunkte der Geisteswissenschaft. Rudolf Steiner Verlag, Dornach 2003, ISBN 3-7274-5260-9, S. 52.
  7. ↑ Steiner, R.: Erziehungskunst. Seminarbesprechungen und Lehrplanvorträge, Dornach 1977, S. 19f
  8. ↑ Forschungsleitbild der Freien Hochschule Stuttgart (PDF). Freie Hochschule Stuttgart Seminar für Waldorfpädagogik (11. 03. 2010).Проверено 23 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2013.

Die Freie Hochschule Stuttgart ist ein Standort der Forschung zur pädagogischen Anthropologie und Waldorfpädagogik. Die Themen orientieren sich am pädagogischen Diskurs und beziehen sich kritisch-vertiefend auf die Disziplinarität der Ar-beit mit den Studierenden. ... Was kann die Anthroposophie zur Verbesserung der pädagogischen Wirklichkeit beitragen und welche Brücken zu wissenschaftlichen Theorien sind denkbar? Hierzu werden sowohl praktische als auch transdisziplinäre Gesichtspunkte herangezogen, die im Rahmen des 'Forschungskolloquiums' der Hochschullehrer und des 'Erziehungswissenschaftlichen Kolloquiums' im Austausch mit der Fach-welt diskutiert werden. Dadurch soll eine Positionierung und zugleich Öffnung der Freien Hochschule im pädagogisch-interdisziplinären Dialog mit anderen wissen-schaftlichen Einrichtungen gewährleistet werden.

  1. ↑ Zur Entwicklung der Freien Hochschule (PHP). Freie Hochschule Stuttgart Seminar für Waldorfpädagogik. Проверено 23 декабря 2013.Архивировано из первоисточника 23 декабря 2013.

1999 wurden die grundständige Ausbildung zum Klassenlehrer an Waldorfschulen sowie die Aufbau- und Ergänzungsstudiengänge vom Wissenschaftsministerium Baden-Württembergs staatlich anerkannt. Im Rahmen des Bologna-Prozesses der Europäischen Union hat die Freie Hochschule Stuttgart ihre Studiengänge umgestellt. Die bisherigen Diplom-Studiengänge wurden dabei, wie an allen Universitäten und Hochschulen, in modularisierte Bachelor- bzw. Master-Studiengänge umgewandelt und akkreditiert.

  1. ↑ (Duale Klassenlehrerausbildung – qualifiziert für eine staatlich anerkannte Unterrichtsgenehmigung in Waldorfschulen und Waldorf-Förderschulen. ... Waldorfpädagogische Qualifikation zum Klassen-/Fach-/Oberstufenlehrer. Anerkannte Weiterbildungsmaßnahme, gefördert durch die Agentur für Arbeit. ... Duales Studium Schulmusik mit waldorfpädagogischem Schwerpunkt. In Kooperation mit der Hogeschool Leiden, NL. Abschluss: niederländischer Bachelor of Music in Education.) STUDIEREN IN WITTEN/ANNEN (PHP). Witten/Annen Institut für Waldorf-Pädagogik. Проверено 23 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2013.
  2. ↑ (Duale Klassenlehrerausbildung – qualifiziert für eine staatlich anerkannte Unterrichtsgenehmigung in Waldorfschulen und Waldorf-Förderschulen. ... Waldorfpädagogische Qualifikation zum Klassen-/Fach-/Oberstufenlehrer. Anerkannte Weiterbildungsmaßnahme, gefördert durch die Agentur für Arbeit. ... Duales Studium Schulmusik mit waldorfpädagogischem Schwerpunkt. In Kooperation mit der Hogeschool Leiden, NL. Abschluss: niederländischer Bachelor of Music in Education.) Verordnung über die Ersatzschulen (ESchVO)(PHP). Das Justizministerium des Landes NRW. Проверено 23 декабря 2013. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2013.
  3. ↑ P. Bruce Uhrmacher, «Uncommon Schooling: A Historical Look at Rudolf Steiner, Anthroposophy and Waldorf Education», Curriculum Inquiry, Vol. 25, No. 4. Winter 1995.
  4. ↑ Перейти к:Вальдорфская педагогика : Антология // /Под ред. А. А. Пинского. — М. : Просвещение, 2003. — 494 с.
  5. ↑ Перейти к:Учебные программы вальдорфских школ // М.: Народное образование, 2005.
  6. ↑ «Вальдорфская педагогика. Рукоделие и ремесла», журнал «Частная школа», № 1, 1994, стр. 42-45
  7. ↑ Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребёнка // Издательство: Народное образование, 2005 г.
  8. ↑ Динамика показателей здоровья детей в процессе обучения в условиях Средней общеобразовательной и Вальдорфской школ / Ю. А. Гаврилова, Е. М. Спивак // Вопросы современной педиатрии. — 2007. Т. 6, № 4. — С. 150—151.
  9. ↑ Изменение показателей физического здоровья и функционального состояния вегетативной нервной системы в динамике учебного года у детей средней общеобразовательной и Вальдорфской школ / Ю. А. Гаврилова, Е. М. Спивак, Л. И. Мозжухина // Актуальные вопросы педиатрии, перинатологии и репродуктологии: Сборник научных работ. — Н. Новгород, 2006. — С. 245—248.
  10. ↑ Изменение некоторых функциональных показателей организма в динамике учебного года в условиях Вальдорфской школы / Ю. А. Гаврилова, Е. М. Спивак, Г. В. Волкова // Вестник Ивановской медицинской академии. — 2005. — Т. 11, № 3-4. — С. 10-12.
  11. ↑ «Преподавание физики по феноменологическому методу», «Новый педагогический журнал» № 1, 1996, стр. 27-33.
  12. ↑ Перейти к:DIE WELT 26.09.12 Fanny Jiménez. Namen tanzen, fit in Mathe - Waldorf im Vorteil [2]
  13. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок .D0.A3.D1.80.D0.BE.D0.BA.D0.B8... не указан текст
  14. ↑ Общечеловеческое образование — суть и смысл вальдорфской педагогики, журнал Директор школы, № 2 2000, стр. 57-66
  15. ↑ Вхождение в мировую гуманитарную мысль как актуальная задача развития отечественной методологии педагогических исследований на современном этапе, в сборнике научных статей «Педагогическая наука и ее методология в контексте современности», М.2001 стр. 401—409.
  16. ↑ Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников. Сатья в сборнике «Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования». М. 2003 стр. 184—198
  17. ↑ «Учение для жизни» — международная программа исследований достижений учащихся ПИЗА 2000 Сатья в сборнике «Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования». М. 2003 стр. 198—205.
  18. ↑ Пелипас В.Е., канд. мед. наук, Стрельникова И.Р., НИИ наркологии, Москва Депрессия и суицид в практике общесоматических лечебных учреждений // Лечащий врач. — 1998. — № 6.
  19. ↑ Перейти к:Незримый член российского образования // «В защиту науки» № 2 (2007) — стр. 57—65
  20. ↑ Кураев Андрей, диакон. «Вальдорфская педагогика: сделано в секте»
  21. ↑ «Против Штайнера: Православие и Вальдорфская педагогика»
  22. ↑ Питанов В. Ю. «Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством?»
  23. ↑ Православный священник о вальдорфской педагогике. И. Н. Семенов, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия
  24. ↑ Пегов, В. А. Вальдорфская педагогика в России: опыт первых трёх семилетий. Обзор научных исследований: Монография / В. А. Пегов. — Смоленск: СГАФКСТ, 2013. — 192 с. Стр. 41

Литература[править | править исходный текст]


  • Роберт Т. Кэррол Вальдорфские школы // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic's Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. — М.: «Диалектика», 2005. — С. 83. — ISBN 5-8459-0830-2
  • Рудольф Штайнер. «Принципы вальдорфской педагогики». 2012.
  • «Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
  • «Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
  • «Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А. А. Пинского, «Просвещение», 2003.
  • Bierl, Peter: Die Anthroposophie Rudolf Steiners und die Waldorfpädagogik. 1999. ISBN 3-89458-171-9
  • Jacob, Sybille-Christin und Drewes, Detlef: Aus der Waldorf-Schule geplaudert. Warum die Steiner-Pädagogik keine Alternative ist.Aschaffenburg: Alibri, 2001. ISBN 3-932710-28-2
  • Prange, Klaus: Erziehung zur Anthroposophie — Darstellung und Kritik der Waldorfpädagogik. Bad Heilbrunn: Klinkhard, 2000. ISBN 3-7815-1089-1
  • Rudolph, Charlotte: WaldorfErziehung: Wege zur Versteinerung. DTV, 1988. ISBN 3-472-61727-6
  • Wagemann, Paul-Albert und Kayser, Martina: Wie frei ist die Waldorfschule? W. Heyne Verlag, 2002. ISBN 3-453-09147-7

См. также[править | править исходный текст]


  • Педагогика сотрудничества
  • Вальдорфская кукла

Ссылки[править | править исходный текст]


  • Ассоциация Вальдорфских школ России
  • Вальдорфская библиотека
  • Статья «ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ» из журнала «Курьер образования» (журнал Российской академии наук)
  • Васильев В. А. Незримый член российского образования // «В защиту науки» № 2 (2007) — стр. 57—65

 

Для улучшения  этой статьи желательно?:

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
 

Категории: 

  • Антропософия
  • Вальдорфское образование
  • Педагогика

Информация о работе Вальдорфская педагогика