Точка зрения А.С. Макаренко по индивидуальному подходу к детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:07, доклад

Описание работы

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.

Файлы: 1 файл

Точка зрения А. Макаренко.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Точка зрения А.С. Макаренко по индивидуальном подходу к детям

Рубрика: Основы индивидуального подхода к детям


А.С. Макаренко  считал принцип индивидуального  подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации  и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. «Хорошее в человеке, писал он,— приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться». Поэтому у каждого ребенка прежде всего нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности, развивать жизнерадостность и оптимизм. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

На многочисленных примерах своего практического опыта  Л. С. Макаренко доказал, что только в коллективе у ребенка могут быть воспитаны такие качества, как умение подчиниться товарищу, целеустремленность в практической деятельности, сила воли, честность, деловитость, дружелюбие, гуманные чувства, но при этом он подчеркнул, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осуществлять индивидуальный подход. При изучении ребенка и установлении причин его поведения необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Возражая против тестов и лабораторного эксперимента, Антон Семенович считал совершенно необходимым повседневно изучать детей, систематически вести дневник, отмечая характерные случаи поведения воспитанников, анализируя их поступки, отношение к коллективу, к товарищам.

А.С. Макаренко умел заметить в человеке все достоинства  и недостатки, его индивидуальность и из этого делал выводы.

Он неоднократно указывал, что воспитание ребенка в дошкольном возрасте является очень важным периодом формирования человека. «…Главные основы воспитания,— писал он, закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет,— это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». Он, конечно, не считал, что к пяти годам характер ребенка вырабатывается полностью, но основы для его развития закладываются в дошкольном возрасте.

«…Вы должны знать, писал А. С. Макаренко,— чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет п во что играет. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать». Он подчеркивал, что профилактика нежелательных проявлений — это трудный процесс, по очень важный в формировании личности ребенка. Антон Семенович советовал при изучении ребенка не прибегает к надоедливым расспросам, подсматриванию, но указывал на необходимость использования педагогом своего влияния, в основе которого должно лежать чувство доверия ребенка к нему, желание все ему рассказать.

Как и другие крупнейшие педагоги, одним из средств изучения н воспитания ребенка дошкольного возраста А. С. Макаренко считал игру: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Придавая большое значение индивидуальному подходу, Л. С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь в том случае, если оно применяется не изолированно от обшей системы воспитания.

Огромная заслуга  А. С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям в системе коммунистического воспитания.

Методологическое  обоснование и теоретические  положения, которые мы находим в трудах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития в советской педагогике проблемы индивидуального подхода к детям. Особенно важно то, что эту проблему они рассматривали с методологических позиций марксизма-ленинизма, тесно связывая индивидуальный подход к детям с целями и задачами коммунистического воспитания, с формированием всесторонне развитой личности. Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в советской педагогике, установив его связь с социальной жизнью, они пришли к выводу, что методы и приемы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач коммунистического воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям освещался ими в плане проектировки лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания исправления недостатков.

Сайт: http://children-education.ru/osnovy-individualnogo-podxoda-k-detyam/tochka-zreniya-a-s-makarenko-po-individualnom-podxodu-k-detyam.html


Информация о работе Точка зрения А.С. Макаренко по индивидуальному подходу к детям