Шпаргалка по "Теория и методика природоведения дошкольников"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Теория и методика природоведения дошкольников".

Файлы: 1 файл

природа.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

 

В9. Участок  детского сада: значение, планировка, требования к озеленению

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок  — это одно из важнейших условий  организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.  Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации.

Участок детского сада должен отвечать определенным гигиеническим  и педагогическим требованиям. Его  размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма  площади на ребенка 35—45 м2. На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.

 Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда.

 Озеленение участка  создает благоприятный микроклимат,  снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном  участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация.

 При подборе деревьев  и кустарников для озеленения  участка, следует учитывать следующие  требования:

 для посадки необходимо  подбирать наиболее типичные  в данных географических условиях  растения;

 они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

 Такой подбор деревьев  и кустарников обеспечивает формирование  у детей представлений о разнообразии  растений, развивает эстетическое  восприятие.

 Кроме деревьев, на участке детского сада выращивают различные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская), садовый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обыкновенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль), спирея, форзиция и т. д.

Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.

Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли  бы цвести с ранней весны до поздней  осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.

 Однолетние растения  вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, петуния, душистый табак, космея, лобелия, мак, настурция, календула, львиный зев и т. д.).

 Двулетние растения  при посеве (весной, летом) зимуют  в грунте и зацветают ранней  весной следующего года. К ним относятся анютины глазки (виола), гвоздика турецкая, маргаритка, незабудка и т. д.

 Многолетние растения  — это растения, живущие несколько  лет. Они чаще всего неприхотливы, многие из них цветут ранней  весной еще до всходов летников (крокус, мускари, тюльпан, нарцисс, примула). Они легко размножаются вегетативным путем. К многолетникам относятся флокс, пион, рудбекия, георгина, ирис, люпин, гладиолус и т. д.

В10.Содержание природоведческих знаний для дошкольников в программе «Пралеска»

Методика ознакомления дошкольников с неживой природой.

Малыши: Реб-к уч-ся отличать и называть день-ночь; основные состояния погоды. Помогает малышу увидеть связи между явлениями: идет дождь на улице лужи. Взр создает благопр усл-я для озн-ия дошк.со свойствами воды, снега, льда, песка, камней. Учит отличать и называть эти предметы, их свойства. Дает элем-ые сведения о временных сезонах года на основе их ярких признаков

Почемучки: Уточняет предст-ия о погодных явлениях, о хар-ках каждого сезона. Развивает набл-ть. Знакомит с нар-ми приметами. Помогает расширить представления детей о неживой природе (свет, тепло, вода, почва, воздух). Стимулирует детей к самост-му исслед-ию природных свойств почвы, глины, песка. Приобщают реб-ка к народным традициям береж-го отнош-ия к земле, лесу, воде. Важная роль в экологическом воспитании отводиться взаимодействию педагога с семьей.

Фантазеры: Форм-ет у детей предст-ия о роли света в жизни чел-ка, жив-ых, раст-ий. Узнают об источниках света(солнце, огонь, электр-во) помогает понять как получается тень. Дети получ зн-я  не только о роли чистого воздуха в жизни чел-ка, жив-го, раст-ия. Основные источники тепла – солнце, электр-во; роль тепла в жизни всех жив.существ, огонь тоже источник тепла и света; правила пользования им – тел номер 101. Знакомит детей с ролью почвы в жизни человека. Знакомит с живыми существами обитающими в земле. Формируют предст-ия о харак-ках каждого сезона: долгота дня, температура воздуха, осадки, состояние растений, животных, человека.

Используются разные методы в работе с детьми. Значимое место отводиться наблюдениям за природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам , играм.

2.Методика  ознакомления детей д.в.с миром  животных.

Малыши: В-ль знакомит детей с жив-ми ближ окруж-я: домашними, дикими. Детей учат отличать жив-х по внеш виду, звукам, характ-ым движ-ям.

Почемучки: В-ль форм-ет предст-ия у дошк.о внеш виде, хар-ре питания и передвиж-я жив-ых. В-ль форм-ет у детей предс-ия о том, что всем живым существам необходимо питаться, чтобы жить. Жив-ые питаются растениями, мясом. Звери и насекомые, кот не могут найти еды зимой, спят под снегом, птицы улетают туда,где есть корм. Дети получают предст-ия о том, что жив-ые рождают своих детен-ей; матери самки кормят их молоком. Дом-им жив-м жилища строит чел-к. В-ль форм-ет у детей навыки прав-ого обращ-ия с жив-ми.

Фантазеры: Дети осознают(в сравнении с собств-ным орг-мом, что для того, чтобы жив-ое было здоровым, ему необходимо движ-ие и отдых, полезная еда и свежий воздух, чистота. Бальное живот лечится травами, за домашними ухаживает человек. Тело живот имеет сложное внутреннее строение, сердце бьется в течении всей его жизни, размеры сердца зависит от величины животного. В-ль формир у детей элем-ые предст-ия о процессе и органах дыхания животного в сравнении с человеком; о процессе и органах пищеварения.  У ст дошк уточняются предст-ия об изменениях внеш вида живот(рост, вес и т.п.)с его возрастом, некоторых особенностей его поведения.

3.Методика  ознакомления детей дошкольного  возраста с растительным миром.

Содержание  знаний в младшей гр.:форм-ть элем-ые зн-я и предст-ия о неживой прир, о ярких хар-рных признаках сезонов года. ,В-ль знакомит малышей с растениями ближ окруж-я (деревьями, кустами и травами) на площадке д/с, в огороде( в саду), впарке, на лугу(2-3 растения).

Содержание  знаний в группе «Почемучки»: В-ль формирует у дошк. Предст-ия о внеш виде, хар-ре питания, раст-ях ближ окруж-я. Обращ-т вним детей на то, что целостность растений – одно из осн-ых усл-й жизни, если его нарушить то живое существо погибнет. Формирует представления о том что растения чувствуют окружающий мир по-своему(приход тепла, холода, долготу дня). Лес – дом для растений и животных. Луг – дом для травки.(водоем, огород, сад, поле).Уточняется представления об обитателях леса,парка; о лесе(парк) как сообществе растений(этажи леса(парка):травы, кустарники деревья). У дошк. уточняются представления о пищевых растениях, огороде, поле как сообщество растений, посаженных человеком за которыми он ухаживает. Взрослый знакомит с сезонными работами, наблюдают изменения пейзажа в разную пору года.

Содержание  знаний в группе «Фантазеры»: Педагог обогащает и углубляет предст-ия дет о раст-ом мире, его богатстве, разных видах растений. Потребности живого растения в свете, воде, тепле, почве, влияние неживой природы на чел-ка и жив-ых. Узнают о внутр-ем строении раст-ия живых трубочках через которые оно дышит (листьями, стеблем, корнями) и питается(вытягивает воду с питательными веществами при помощи корней, жидкость по живым трубочкам идет в стебель).В-ль форм-ет элемен-ые предст-ия о размнож растений семенами. Знакомят с размножением растений клубнями (картофель), луковицами (нарцисс), листьями (бегония). Формирует предст-ия о сообществах(лес, луг, водоем), о целостности и уникальности каждого сообщества(этажи леса, пищевые цепочки). Подводят детей к осознанию необходимости беречь наш общий дом – планету земля.

В11.Ознакомление детей с природой в современных  программах «Мы», «Детство», «Радуга» и др.

 В программе «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока: первый — сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок — знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе и взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов – может их разрушать, а может поддерживать.

На основе данной программы  у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений – травы, кустарники, деревья, живое, неживое, сезонные изменения, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др.

В программе «Радуга» «Мир природы» (так называется подраздел) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности — наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность и конструирование. С их содержанием  и результатом автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, включенная в 4-й раздел «Азбуки экологии», которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года. Это не только внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкормка птиц зимой, но и бережное отношение к ним весной (в очень ответственное время, когда они выводят птенцов) экономия ресурсов планеты (воды и электроэнергии), бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду.

В12. Уголок природы  в детском саду: значение, способы  организации, требования к подбору  объектов для уголка природы.

В ДУ детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобр-ых знаний форм-ся такие кач-ва, как реалистическое понимание явл-ий прир, любозн-ть, набл-ть, ум логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Позн-ть детей с прир-й, воспитать любовь к ней поможет уг прир д\с, где содержатся комн-ые раст-ия и некоторые жив-ые. Дети получают возможность хорошо рассмотреть раст-ия и жив-ых, наблюдать за ними длительное время. Обитателей уг прир дети видят ежедневно, что облегчает работу восп-ля; под его рук-ом ребята сист-ки набл-ют и ухаж-ют за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают предст-ие о многообразии раст-ого и жив-ного мира на земле, о том, как растут и развиваются раст-ия и жив-ые, какие условия для них нужно создавать. Во время работы в уг прир у детей д\в развиваются познават-ые процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память.

Требования  к оборудованию уг прир: 1. Учёт возможностей позн-ть детей с осн-ми, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных. 2. Неприхотливых к пище и уходу за ними. 3. Раст-ия и жив-ые  долж вызвать и  удерж еще не очень устойч-ое вним-ие детей.

4. Необходимо иметь  несколько экземпляров одного  вида раст-ий и жив-ых;.5. Раст-ия и жив-ые должны быть абсолютно безопасны для детей. 6. Необходимо учит-ть возможность норм-ой жизнед-ти, роста и развития жив-ых и раст-й в условиях помещения дч. Размещая обитателей в уг прир необх-мо учит-ть их биолог-ие особ-ти и потреб-ти. Одни комн раст-ия (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом кол-ве солн-го света, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. Следует размещать объекты ТО, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уг прир.

Всех обитателей уг прир в д\с можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

Оборудование  уголка природы в разных возрастных группах

Уг пр в мл гр. При подборе обит-ей уг прир учитывают особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства). Малыши должны научиться узнавать и называть 2--3 растения, их осн-ые части (лист, стебель, цветок).  В уг пр помещают раст-я, имеющие четко выраженные осн-ые части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др.  Привлекают вним-ие детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, -- аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Для наблюдения в течение года вносят 3--4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. В уг прир помещают аквариум с рыбкой. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны. Из птиц более всего подойдет канарейка. Содержать млекопит-их постоянно в уг прир не целесообразно. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратк-ого набл-ия.

Уг пр в ср гр Комн раст-я должны иметь разную форму и величину листьев, т к ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой -- опушенные листья. В ср гр дополнительно помещают алоэ или агаву, бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уг прир может быть до 6--8 видов растений. В аквариуме содержатся 2 вида рыб, отличающихся по внеш виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыоки -- вуалехвост, телескоп. В уг прир можно содержать тех же канареек. Как постоянных обитателей в уг прир можно содержать и млекопитающих морскую свинку и хомячка.

Уг пр в ст гр В ст гр продолжается форм-ие ум-ий наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по разл-ым признакам. Осн-ным содерж-ем наблюдений становятся рост и развитие раст-ий и жив-ых, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Уг прир пополняется  новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или  видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2--3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге. При подборе жив-ых для уг прир необх-мо учитывать осн-ую программную задачу -- обеспечить форм-ние первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб -- гуппи, меченосцев, скалярий и др. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, -- канарейка, волнистые попугайчики. В уг прир хорошо поместить черепаху (любой вид). Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка.


 

В17. Природа  как фактор общего развития и средство разностороннего воспитания ребёнка

 Общение с природой положительно влияет на ребёнка.  Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. На основе приобретённых знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.  Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.

 Недаром К.Д.Ушинский  писал, что ребенок «мыслит  формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.

Общение с природой и  забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого  человека.

Познавая природу и  ее законы, ребенок начинает сознательнее относиться к ней. Так в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения таких школьных предметов, как природоведение, география, биология, но и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

В18.Современные  подходы к организации зон  природы на участке детского сада

Правильно организованный и хорошо озелененный участок - необходимая  база для осуществления воспитательно-образовательных  задач детского сада. Основное познание природы – наблюдение.

Традиционный  огород и фруктовый сад под огород выбирается хорошо освещённое место с хорошей почвой, чтобы не было рядом деревьев с глубокой корневой системой.  Ширина грядок 60-70см, чтобы реб-к дотянулся до середины гряды.  Длина такая, чтобы по обе стороны стали все дети и работали свободно.  Ширина м/у грядами 60-70см. На огороде имеется центральная аллея 1м и больше. Здесь устанавливается стол, где проводится работа с детьми по рассматриванию семян, беседы, дидактические игры. Фруктовый сад приобретает и настоящее время больше эстетическое, познавательное и природоохранное значение: дети могут любоваться плодовыми деревьями в разное время года, сравнивать их с другими посадками, наблюдать, как кормятся на них птицы, использовать плоды для кормления животных.

Озеленение  участка детского сада должно быть разнообразным и красивым, что создает благоприятную визуальную среду. На нем должны расти не только береза и тополь, но и такие замечательные деревья, кик липа, рябина, ива, каштан, дуб, ясень. На участке ДУ может быть много цветов.

Цветники создаются  как для труда детей, так и большие цветники за которыми ухаживают сотрудники. Цветники разнообразной формы.  Подбираются растения цветущие от ранней весны до поздней осени.  Предусматривается цветовое сочетание цветущих растений.  В центре цветника высокорослые к краю  низкие бордюрные растения.

При наличии хорошего участка детский сад может  создать «экологические пространства»  нового типа.

Площадка природы по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке детского сада: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое пообщаться с подопечными животными, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений.

Экологическая тропа.  Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми.  Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Ими могут быть: небольшая лужайка,  участок  лесопосадки,  старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т.д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы.

 «Уголок  нетронутой природы» — это еще одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада.

Это — небольшая озелененная  территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка будет складываться естественный биоценоз — станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия.

Альпийская  горка. Растения альпийских горок, как правило, неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. Важной особенностью альпийских горок является то, что они позволяют разместить на сравнительно небольшом участке множество разнообразных растений. Если растения подобраны правильно, альпинарий будет выглядеть привлекательно в любой сезон года — с ранней весны до поздней осени. Обычно для альпийских горок подбирают такие растения, как различные виды очитков, луков, гвоздик (особенно стелющиеся формы), молодило, низкорослые астры, кошачья лапка, живучка ползучая, копытень европейский, камнеломки. Среди раннецветущих можно отметить адонис (горицвет) весенний, сон-траву (прострел), гиацинт мышиный, первоцвет обыкновенный, пролеску сибирскую, виды хохлаток, ветрениц (анемон), чистяк весенний и др.

Кроме дикорастущих на альпийской горке можно высадить и некоторые культурные формы растений.

В19.Активизация  познавательной деятельности детей  в ходе наблюдений

Наблюдение — это  специально  организованное  воспитателем,  целенаправленное, планомерное восприятие детьми объектов и явлений природы. Этот метод основан на чувственном восприятии природы.  В процессе наблюдений у детей развивается наблюдательность.  Ребёнок учится наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.  Воспитываются нравственные качества как любовь, бережное отношение к природе. Дети учатся видеть, понимать, создавать красоту природы. Классификация видов наблюдений.

1.По содержанию знаний, усвоенных в ходе наблюдений. Наблюдения за растениями, животными,  за человеком, за сезонными  изменениями в природе, за объектами,  явлениями неживой природы.

2.По степени усвоения материала или по характеру познавательной задачи: первичные; повторные; сравнительные; итоговые.

3.По способу проведения: плановые; эпизодические.

4.по способу организации  детей: фронтальные; групповые;  индивидуальные.

5.По продолжительности: кратковременные; длительные; циклические.

6.По инициативе: дети; воспитатели.

7.По месту проведения: в комнате природы; в цветнике, саду; огороде и т.д.

Наблюдение может быть организовано как занятие и может  проводится в повседневной жизни.

Требования к наблюдению:

1. Цель и задача  наблюдения должны быть поставлены  четко и конкретно. Во всех  случаях задача должна иметь  познавательный характер, заставлять  ребенка думать, вспоминать, искать  ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения  воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений  следует предусматривать системность,  что обеспечит их взаимосвязь.  В результате у детей сформируется  полное, глубокое представление  об окружающей природе.

4. Наблюдение должно  способствовать развитию умственной  и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно  возбудить интерес детей к  природе, желание как можно  больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого  наблюдения у детей должно  быть сформировано представление  или элементарное понятие о  том или ином объекте природы.

В20. Наблюдение – основной метод ознакомления детей  с природой

Наблюдение — это  специально  организованное  воспитателем,  целенаправленное, планомерное восприятие детьми объектов и явлений природы. Этот метод основан на чувственном восприятии природы.  В процессе наблюдений у детей развивается наблюдательность.  Ребёнок учится наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.  Воспитываются нравственные качества как любовь, бережное отношение к природе. Дети учатся видеть, понимать, создавать красоту природы. Классификация видов наблюдений.

1.По содержанию знаний, усвоенных в ходе наблюдений. Наблюдения за растениями, животными, за человеком, за сезонными изменениями в природе, за объектами, явлениями неживой природы.

2.По степени усвоения  материала или по характеру  познавательной задачи: первичные;  повторные; сравнительные; итоговые.

3.По способу проведения: плановые; эпизодические.

4.по способу организации  детей: фронтальные; групповые;  индивидуальные.

5.По продолжительности:  кратковременные; длительные; циклические.

6.По инициативе: дети; воспитатели.

7.По месту проведения: в комнате природы; в цветнике, саду; огороде и т.д.

Наблюдение может быть организовано как занятие и может  проводится в повседневной жизни.

Требования к наблюдению:

1. Цель и задача  наблюдения должны быть поставлены  четко и конкретно. Во всех  случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения  воспитателю необходимо отбирать  небольшой круг знаний. Представления  об объектах природы формируются  у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений  следует предусматривать системность,  что обеспечит их взаимосвязь.  В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно  способствовать развитию умственной  и речевой активности детей.  Активизация умственной деятельности  достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно  возбудить интерес детей к  природе, желание как можно  больше узнать о ней.

6. Знания, полученные  детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться  и систематизироваться с помощью  других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого  наблюдения у детей должно  быть сформировано представление  или элементарное понятие о том или ином объекте природы.


 

В25. Игры и игровые  обучающие ситуации в ознакомлении детей с природой

В практике дош-ого восп-ия примен-ся 2 группы игр — игры с  готовым содерж-ем и правилами  и творч-ие.

Игры с готовым  содержанием и правилами. Из этой группы игр в озн-нии детей с природой используют дид-ие и подв-ые игры.  В процессе дид-их игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать. Дид-ие игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дид-ие игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные. Предметные игры — это игры с использованием разл-ных предм-в природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Наст-но-печ-ые игры — это лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое, лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т. д.). В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.  Слов-ые игры —содержанием явл-тся разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закр-ния знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и т. д.

Методика обучения игре. Обучение имеет поэтапный характер. В мл гр на 1-м этапе в-ль проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополн-ые правила. На 2-м этапе в-ль выключается из акт-го участия в игре — он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На 3-м этапе дети играют самост-но. В-ль лишь наблюдает за действиями дошк-ов. Со ср гр путь обуч-я игре иной. В-ль рассказывает. Содерж-ие игры, предв-но вычленяя 1—2 важных правила. По ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показ-ет игр-е действия, дает дополн-ые правила. Т.О. обуч-ие игре на 1-м этапе — рассказ о содерж-ии, озн-ие с прав-ми в ходе игры. На след-ем этапе дети играют самост-но. В-ль наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты.

Подв-ые игры природоведческого хар-ра связаны с подражанием повадкам жив-ых, их образу жизни. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закр-ют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творч-ие игры природоведческого содержания. В них дошк-ки отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни, они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самост-но. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется полож-ное отнош-ие к нему.

Исследование И.А. Комаровой  показало, что оптимальной формой включения сюж-рол-й игры в процесс озн-ия дошк-в с прир-й являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дид-их задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа ИОС.

1.использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.

Требования к игрушке следующие: она должна быть опознаваема - независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видотипичные признаки строения животного, растения. Игрушка должна быть эстетична - отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка положительные эмоции.

2. использование кукол,  изображающих персонажей лит-ных  произв-ий, хорошо знакомых детям,  чтобы вызвать интерес и привлечь  вним-ие детей к дид-ой цели  занятия. 

С помощью лит-ных персонажей можно активизировать познават-ую деят-ть детей.

3. это различные варианты  игры в путешествие: «Поездка  на выставку», «Экспедиция в  Африку», «Экскурсия в зоосад»,  «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дид-ая  игра, включенная в занятия, наблюдения, труд. В каждом конкретном случае сюжет игры предполагает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов посетителей и т. д..

В формировании у детей  эмоционального заинтересованного  отношения к природе воспитатель использует не только дид-ие и сюж-рол-ые, но и все другие виды игр.

В26.Эксперимент  как метод ознакомления детей  с природой

Эксперимент как метод  обучения это способ совместной деят-ти в-ля и детей осуществляемый в  специально созданных условиях и направленный на  решение воспитательно-образовательных задач.. В структуре эксперимента имеется 3 блока:

1.совместная д-ть в-ля  и детей – Sn (n-степень кол-во детей).

2.условия познания  использование определённых средств  экспериментального исследования (СЭИ). Опыт в качестве этого средства.

3.Оп – объект познания, деят-ть направленная на объект  познания.

                     уп

     Sn           СЭИ            Оп

                    Опыт

Виды экспериментов:

1.по хар-ру использования  материала: реальный (реальные объекты); модельный(заместители, модели); мысленный (строится на основе абстрагирования, дополняется наглядностью). В чистом виде ни один из видов эксперимента не существует.

2.однофакторный, многофакторный. В д/с чаще двухфакторный - н-р: влияние света на жизнь растений; влияние влаги и тепла на жизнь растений.

3.параллельный и последовательный. Параллельный – предполагает  использование 2-х объектов природы,  один как экспериментальный, который  мы изменяем, а 2-й контрольный.  Последовательный – используется 1 объект, но сравнивается его состояние до начала воздействия на него с тем, что после воздействия.

Дети должны быть участниками  эксперимента. Должна чётко формулироваться  цель эксперимента. Необходимо побуждать  детей к тому, как можно проверить, к подбору материала. Все действия сопровождаются словом.

Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возр-х группах. Проводятся опыты чаще всего в ст гр д\с. В мл и ср гр в-ль использует лишь отдельные поисковые действия.

Детям 2 мл гр надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь реб-ку получить их самост-но, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

У детей ср гр появляются первые попытки работать самост-но, но визуальный контроль со стороны взр-го необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, т.к. без постоянного поощрения и выражения одобрения деят-ть реб-ка быстро затухает. В этой возр-ой гр можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают св-ва воды и снега, песка.

Детям ст гр становятся доступными уже более сложные цепочки причинно – следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления. В этой группе можно вводить уже длит-ые эксперименты, а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДУ). Дети продолжают изучать св-ва воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том. Что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В27.Труд детей  как метод ознакомления с природой

 Тр в прир имеет большое восп-ое знач-ие. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отнош-ие к прир. Тр в пр создает благоприятные условия для сенсорного восп-ия дошк-ков. В-ль учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние - упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы -- ее влажность, плотность и т. п. Тр в пр явл-ся одним из способов развития наблюд-ти. Восп-ие умения малышей принять цель наблюдения, осознать его рез-т будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Формы организации труда детей в природе. Тр детей в пр организуют в форме инд-ных поруч-ий и как коллект-ный. Инд-ные поручения применяются во всех возр-ых гр д\с. Они дают возможность в-лю более тщательно руководить действиями детей -- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнит-ные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному форм-нию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию. Коллект-ый тр дает возможность форм-ть тр-ые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания. При фронтальной организации коллект-ного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы: например, 5--6 ребятам поручают полить цветник или собрать плоды бобов, гороха. Одной из форм организации труда являются дежурства. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. Труд в уголке природы  Во 2 мл гр дети под наблюдением в-ля ежедневно кормят рыб, поливают растения. В уг пр мл гр помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. В ср гр дети выполняют тр-ые поруч-ия самост-но, заботятся о раст-ях и жив-ых. Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости. С помощью в-ля дети готовят корм для жив-ных (белки, хомяка, кроликов, кур). Обучая их новой тр-ой операции, в-ль показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения. Для ст гр в уг пр помещаются раст-ия и жив-ые, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. Инд-ные поруч-ия по уходу за раст-ми и жив-ми становятся длит-ными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д. В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием раст-ий, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их предст-ия о жизни раст-ий и жив-ых, вызывает живой интерес к ним. В ст гр практикуются дежурства детей небольшими группами (по 2―3 человека). С помощью в-ля они осматривают и поливают растения в уг пр, протирают листья, кормят рыб и др жив-ых, чистят клетки, сеют овес для птиц. Передавая дежурство, дети должны рассказать, что они делали и что наблюдали. Это приучает их более внимательно относиться к своим обязанностям. Труд на земельном участке Подг-ют участок к выращиванию раст-ий работники д\с и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию раст-ий. Дети мл гр собирают камешки, щепки и складывают их в кучу. С помощью в-ля сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку раст-й, участвуют в сборе выращенного урожая. Дети ср и ст гр принимают более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью в-ля сеют крупные семена гороха, фасоли, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи. Требования к организации Доступность видов труда, они должны быть посильны детям, но и  требовать от них известного напряжения. Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка; Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Прежде чем приступить к работе, заранее готовят и проверяют детский инвентарь.. Он хранится в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей. Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции (соответственно назначению. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка.

В28. Организация  и методика руководства трудом детей  в разных возрастных группах

Тр в прир имеет большое восп-ое знач-ие. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отнош-ие к прир. Тр в пр создает благоприятные условия для сенсорного восп-ия дошк-ков. В-ль учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние - упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы -- ее влажность, плотность и т. п. Тр в пр явл-ся одним из способов развития наблюд-ти. Восп-ие умения малышей принять цель наблюдения, осознать его рез-т будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.

Формы организации  труда детей в природе. Тр детей в пр организуют в форме инд-ных поруч-ий и как коллект-ный. Инд-ные поручения применяются во всех возр-ых гр д\с. Они дают возможность в-лю более тщательно руководить действиями детей -- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнит-ные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному форм-нию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию. Коллект-ый тр дает возможность форм-ть тр-ые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания. При фронтальной организации коллект-ного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы: например, 5--6 ребятам поручают полить цветник или собрать плоды бобов, гороха. Одной из форм организации труда являются дежурства. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. Рук-во тр детей. Мл гр. Дети помогают в-лю в уходе за жив-ми и раст-ми в уг пр и на участке. Они получают инд-ые поручения, состоящие из 1 --2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.). Труд этот кратковременный, но в-ль поочередно привлекает к нему всех детей. Во 2 мл гр возможна организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу. В-ль сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют труд-ые операции. Ср гр. инд-ные поруч-ия, носят теперь более длит-ный хар-р. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей поливает растения на огороде, другая рыхлит междурядья. Дети ср гр в труде более самост-ны. Обучая их новой труд-й операции, в-ль показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о послед-ти действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение.

Ст. гр. вводятся дежурства детей в уг пр. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2--3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость. Усложняется организация коллект-ого труда ст-х дошк-ков. Для общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а рез-тат получается общий, например коллективная работа в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д.

Имеет место (хотя и реже) наиболее сложный вид коллективного  труда -- труд совместный. По этому типу может быть организован труд в  огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда в-ль помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, в-ль оказывает помощь, дает советы, указания. Ведущий прием обучения ст дошк-ов новому виду труда -- объяснение.  Оценка носит положит-ный хар-р, но она дифференцируется в зависимости от качества: "Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо". К оценке привлекаются и сами дети: воспитатель предлагает одному ребенку оценить, как другой выполнил задание. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.


 

В46. Научно-теоретические  подходы к организации природоведческой работы с дошкольниками в современной  литературе

Формирование  мышления посредством изучения природы, познания ее законов и всеобщей взаимосвязи  происходящих в ней процессов  — все эти вопросы теснейшим образом связаны между собой. Их комплексное исследование исключительно актуально для современного этапа развития педагогических идей, для поиска правильных, наиболее эффективных путей формирования экологического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития полноценных интеллектуальных и нравственных качеств подрастающего поколения.

В47. Научно-методические и практические основы ознакомления детей с природой в книге С.Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства»

В книге С.Н. Николаевой «Общение с природой начинается с  детства» изложена система ознакомления дошк-ков с природой, которая может  служить исходной в решении чрезвычайно  актуальной для наст-го времени задачи реализации непрерывной программы экол-го воспитания и образования людей, начиная с первого ее звена — дошкольного детства.  В книге раскрываются вопросы о систематизации знаний о природе для детей дв и отборе содержания знаний  о природе для дошк-ков.

Систематизация  знаний — актуальная проблема дошк-ой пед-ки. В книге анализируются также различные, пед-кие исслед-ния (Н. И. Кондратьева, С. Н. Николаева, А. Хайдурэва, Е. Ф. Терентьева и др.), показаны рез-ты усвоения дошк-ками систематизированных знаний о живой природе, в центре которых находятся явления взаимосвязи растений, животных и внешней среды.

Второй раздел посвящён вопросам форм-ния у дошк-ков  представлений о закономерных явлениях природы.

Проведённые исследования показывают разные подходы к форм-нию  у дошк-ков обобщенных знаний о  животных и растениях. Взаимосвязь живого организма с внешней средой составляет звено дидактической системы знаний о живой природе. Были отработаны методические приемы, позволившие в процессе пед-кого эксперимента обеспечить успешное усвоение детьми экспериментальной программы знаний и навыков. К ним относятся: ведение спец-ного календаря набл-ний за жизнью животных, создание для них условий, приближенных к естественным, орг-ция практического озн-ния со свойствами прир-ных объектов, логическое построение бесед с детьми о набл-емых явл-ях пр-ды.

Рассмотрены формы  и методы озн-ния детей с природой.

В исследованиях и  практике дошк-го восп-ния по вопросам озн-ния детей с природой выделенные группы методов находят следующее  применение: наблюдение, использование наглядных пособий и моделей, опытничество, словесные и игровые приемы

Научно-методическая работа в ду показала, что наряду с содержанием  имеет также значение организационно-методическая сторона проведения наблюдений с детьми. Цель наблюдений достигается лишь в том случае, когда дошк-ки видят особенности строения, поведения животных, их связи со средой.

Наглядные пособия являются важным средством форм-ния у дошк-ков разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, роли человека в их жизни.

Исследования и опыт внедрения календарей в практику д\садов показали, что использование этого способа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие нагдядно-образного мышления дошк-ков.

Познание дошкольниками  ряда явлений или свойств объектов природы может проходить путем практической моделирующей деятельности (экспериментирования). Практическая деятельность с предметами в виде спец-ных упр-ий и игровых приемов может быть широко применена в работе с детьми, для озн-ния их с различными видами приспособленности животных к среде обитания.

Заслуживает пристального изучения взаимосвязь озн-ния дошк-ков  с природой и игровой деят-тью. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что игра сопровождается положительными эмоциями, она является своеобразной формой отношения ребенка к тому содержанию, которое в ней воплощается.

В книге автор  выделила несколько типов занятий  по природе/Первый тип—.занятия по формированию, конкретных, представлений о растениях, животных, явлениях неживой природы. На занятиях этого типа, который можно назвать первично-ознакомительным, дети приобретают такие сведения о природе, которые недоступны непосредственному наблюдению.''

Второй тип занятий  — трудовой — направлен на формирование представлений элементарных навыков ухода за живыми объектами в процессе их выращивания.

Оба типа занятий хорошо известны практике дошкольного воспитания, они используются во всех возрастных группах д\сада. Наряду с ними в  ходе исследований возникли новые типы занятий, задачей и содержанием которых стало углубление знаний детей об известных им объектах, ознакомление ст-их дошк-ков с зависимостями, существующими в природе, а также формирование обобщенных представлений. Содержание занятий, которые условно называли углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.

Третий тип занятий  — обобщающий — проводится с целью форм-ния обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы.

   


Информация о работе Шпаргалка по "Теория и методика природоведения дошкольников"