Шпаргалка по "Теория и методика природоведения дошкольников"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Теория и методика природоведения дошкольников".

Файлы: 1 файл

природа.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

 

В13. Животные –  постоянные обитатели уголка природы

Животные уг пр мл гр. Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать яркоокрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм и т. д. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.  Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, веселый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.  Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки и т. д. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей' для эпизодического кратковременного наблюдения.

Животные уг пр ср гр. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.  В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку,— или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.  Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей,— канарейке.

Постоянными обитателями  в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого  возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесообразно  поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду — у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие.

Животные уг пр ст гр. Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. В аквариуме для старших детей хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут понимать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

 Интерес у детей  вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных  водоемов — своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.  Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик).   В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает' зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

В14. Растения –  постоянные обитатели уголка природы. Требования к размещению, краткая биологическая характеристика, способы ухода.

Растения уг пр мл гр. При подборе следует учесть особ-ти воспр-ия детьми предметов (дети обращает вним-ие на самые яркие и красивые из них). Дети должны научиться узнавать и называть 2-3 раст-ия, их части (стебель, лист, цветок). Дети привлекаются к уходу за раст-ми: поливают водой, обтирают влажной тряпкой "крупные- «кожистые» листья растений.  В уг пр помещают раст-ия, имеющие ярко выраженные осн-ые части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия и т.д. Аукуба, камелия, китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

В ср гр необх-мо форм-ть у детей умение видеть разнообр-ые св-ва и кач-ва предметов и их частей: разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и. т. д. При расширении и усложнении прогр-ых задач в ср гр надо пополнить уг пр новыми раст-ми. Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.  Кроме растений для уголка природы младших групп, в средней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опушенными листьями) и т. д. Одновременно в уголке природы может быть -до 6—8 видов растений. Хорошо иметь разные виды растений одного семейства (например, зональную и душистую герань, несколько видов бегоний и т. д.).

В ст гр дети узнают о том, что раст-ие для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. В содержание знаний о раст-ях включаются предст-ия о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками). Вносятся раст-ия с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1—2 вида кактусов, цикламен, примула, амариллис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Амариллис (семейство Амариллисовые). Луковичное растение с-красивыми, яркой окраски, похожими на лилию цветками. Листья ремневидные, ярко-зеленого цвета. Цветет глубокой осенью или зимой, образуя цветочную стрелку с 4—8 цветками. Зимой растение находится в состоянии покоя, поэтому его ставят в темное прохладное место и держат без поливки и ухода. Когда появится цветочная стрелка и длина ее достигнет 8—10 см, растение поливают и выставляют ближе к свету. После цветения пересаживают. Размножается луковичками-детками .

 Аспарагус (семейство Лилейные). Разводят два вида: аспарагус перистый — с длинными свисающими ветвящимися стеблями, с тонкими, нежными, мягкими, светло-зелеными листьями, напоминающими короткие иглы. Растение светолюбивое, но не выносит сухого воздуха. Летом требуются обильный полив и опрыскивание. Размножается делением куста.

Бальзамин, огонёк . Стебли сочные, прозрачные, хрупкие, со вздутыми "узлами. Листья темно-зеленые, нежные, яйцевидной формы, заостренные, с зубчатыми краями. Обильно цветет белыми или красными цветками. Летом требует обильного полива. Размножается черенками.

Бегония вечноцветущая. Красивоцветущее растение, усыпанное белыми или розовыми цветками. Листья некрупные, блестящие, косоовальные. Стебли хрупкие. Нетребовательна к уходу. Размножается стеблевыми черенками.

Кливия. Травянистое растение с коротким корневищем и темно-зелеными, ремневидными, двурядно расположенными листьями. Крупные оранжевые воронковидные цветки собраны в зонтики на конце цветочной стрелки. Цветет весной и летом. Зимой поливают умеренно, летом — обильно. Осенью полив сокращают. Размножается отводками.

 К о л е у с (семейство Губоцветные). Неприхотливое растение. Листья бархатные, крупные или мелкие, окрашены в красный, золотистый, коричневый, фиолетовый и другие цвета. Имеются сорта с бахромчатыми, зубчатыми краями листьев. Листья приобретают интенсивную окраску на ярком свету. Содержат растение в прохладном месте. Летом поливают обильно, зимой — минимально. Размножается черенками.

 Сансевьера, щучий хвост (семейство Лилейные). Родина — остров Цейлон. Растение с мечевидными листьями. На сероватом общем фоне окраски листьев проходят широкие темно-зеленые поперечные полоски. Необходимо ежедневное опрыскивание. Зимой поливать следует редко. Размножается отрезками корневищ и листовыми черенками.

 Сенполия, узамбарская фиалка (семейство Геснериевые). Небольшое травянистое растение с укороченными стеблями и розеткой многочисленных длинночерешковых листьев. Листья бархатистые, округлой формы. Цветки небольшие, на тонких цветоножках. Цветет около 8 месяцев. Хорошо растет на светлых северных, северо-восточных и северо-западных окнах. Страдает от'прямых солнечных лучей. Не выносит сквозняков. Поливают умеренно: растение не переносит ни заливания, ни пересушивания земляного кома. Пересадку производят раз в два года. Размножается листовыми черенками в любое время года.

В15. Временные  обитатели уголка природы: биология, условия и правила содержания.

В уголок природы также  помещаются животные и растения ближайшего окружения.

В связи со сменой времён года изменяют и состав обитателей уголка природы. Осенью  в уголок природы переносят растения, пересаженные из цветника в горшки (астры, хризантемы, табак, левкои и др.). Животных, впадающих в зимнюю спячку (лягушек, ящериц, черепах), наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение. Зимой вносят ящики с посевами и посадками, которое произведены детьми (лук на перо, овёс, салат, морковь и свекла на зелень). Из холодного помещения сюда  переставляют горшки с высаженными в них ещё летом дикими растениями леса и луга. В зимнее время вносят клетку с птицами (зерноядными – чиж, снегирь, щегол, чечётка). Весной их выпускают на волю.  К концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезанными ветками деревьев и кустов. Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками и вносят террариумы. Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и пополняют теми растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок. Летом на 2-3 дня в террариум помещают лягушку.  Помещают в садок бабочку, стрекозу, также жуков, кузнечика. Летом уголок природы пополняется животными ближайшего окружения.

Добавить….

В16. Организация  экологической комнаты в дошкольном учреждении

Экологическая комната  — относительно новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка.  В зоне коллекции находятся объекты как живой так и неживой природы. За объектами живой природы дети наблюдают и ведут соответствующие пометки.  Имеется также оборудование для экспериментальной деятельности: лупы, колбы, семенной материал и мн. др.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы «Свирель», «Свирелька», «Детский сад»). В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс — телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки (все зависит от возможностей детского сада).

Под лаболаторией природы  понимается специально оборудованное  помещение для самост-ой деят-ти детей, направленное на выявление свойств  и качеств явлений, связей и зависимостей в природоведческой среде через экспериментальную и поисковую деятельность.


 

В21. Особенности  организации и руководства разными  видами наблюдений в разных возрастных группах

Распознающее  наблюдение. Рук-во набл-ем складывается из подг-ки в-ля и детей, проведения самого набл-ия и закрепления полученных детьми предст-ний.  Педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.  Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна подготовка объектов наблюдения. Нельзя проводить наблюдение за неспокойным животным, которое боится детей. Вначале нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей или аквариум, чтобы детям было хорошо видно, а в-ль мог бы свободно действовать с объектом.  У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.  Проводя наблюдение, в-ль строит свою дея-ть, учитывая 3 основных этапа. На 1 этапе необходимо, чтобы дети получили общее предст-ие об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. На 2 этапе в-ль, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи. В-ль задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из худ произв-ий. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). На 3 этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Т.О. формируется система знаний, умений и навыков детей.-

Наблюдение  с использованием раздаточного материала. Начиная со ср гр во время наблюдения часто используют разд-ный мат-ал. Каждый реб-к получает для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Особое место в наблюдении с использованием разд-ного мат-ла отводится обслед-ию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства.

Длительное  наблюдение. Содержание длит-ных набл-ий многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.  В-ль побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить детям происходящие с объектом изменения помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».

Рук-во набл-ми в разн возр-ых гр.х

 Мл гр. Лучше первые наблюдения организовывать за жив-ми, а не за раст-ми. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. В связи с этим в начале наблюдения основной задачей в-ля является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпр игр-е приемы. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.  Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. В-ль использует и подражание движениям, звукам. Во второй половине года в ходе наблюдения в мл гр можно использовать сравнение. В-ль подбирает 2 жив-ых или раст-ия и предлагает сравнить их.

Ср гр. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самост-ое набл-ие в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы в-ля и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном рук-ве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Начиная со средней группы организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений. В ходе наблюдения в-ль пользуется различными приемами.  Широко используются вопросы  к детям. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.  В ср. гр. начинают использовать и личный опыт детей. В ходе наблюдения в ср гр рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитанники ср гр начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

Ст гр. дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самост-но ставить ее во время разнообразной деят-ти: игровой, трудовой, изобразительной. Под рук-вом в-ля дошк-ки вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы "признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окр миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В22. Фиксация наблюдений в дневниках наблюдений и календарях природы.

Наблюдение – метод  чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д

 На прогулках и  экскурсиях в природу детей  знакомят с особенностями определённого  времени года. Они наблюдают за изменениями в природе. После первых экскурсий воспитатель предлагает вести запись того, что ребята видели (имея в виду состояние погоды и материал, который они собрали). Воспитатель предлагает детям каждый день по пути в детский сад обращать внимание на цвет неба, на поведение птиц и других животных, подумать над тем, что можно поместить в календаре. Воспитатель задает приблизительно такие вопросы: «Какой был вчера день? Как он назывался? А сегодня какой день? Какое число было вчера? Какое число сегодня?» Ведя календарь и делая такие обобщения, дети усвоят, что в неделе 7 дней (запомнят названия, дней недели, их порядок, закрепят понятия: вчера – сегодня – завтра. Первое время все оформление календаря производит воспитатель в присутствии детей. Постепенно дети приучаются к самостоятельности. В дальнейшем устанавливается порядок: кто из детей первый заметит какое-либо новое явление, делает отметку в календаре (рисует, наклеивает лист, картинку и т.д.). Это служит стимулом для развития интереса и наблюдательности. Каждый ребёнок стремится заметить что-то новое, чтобы принять участие в оформлении календаря. Содержание календаря усложняется по мере приобретения детьми новых знаний. Таким образом, дети приучаются систематически наблюдать природу, узнают, что осень сменяется зимой, зима – весной, весна – летом. Календарь природы приучает детей рассматривать каждое явление в движении, развитии, усвоить характерные особенности каждого времени года.

 Составление календаря  природы. Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме.

 Зимой растительный  мир находится в состоянии  покоя, многие животные прячутся  от снежных бурь и лютых  морозов. Отмечая время наступления  этих явлений, можно составить  календарь природы для своего  района. Эта работа вполне доступна  детям среднего и старшего возраста. Надо только быть более внимательным к окружающей природе.. При составлении календаря природы можно наблюдать за разнообразными явлениями. Однако первое время следует направить внимание детей на одно какое-либо явление. Можно, например, посоветовать детям составить календарь зацветания растений.

 Заполненная страница  календаря – это графическая  модель состояния природы определённого  периода определённого времени  года, модель, в которой сочетается  реалистическое изображение природы  с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь.

 Заполнение календаря  - важная совместная практическая  деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

В23. Использование иллюстративно-наглядного материала в природоведческой работе с дошкольниками

К иллюстр-но-нагл-му мат-лу относятся: дид-ие картины, репродукции  с худ-ных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

Значение иллюстративных пособий.

Иллюстр-но-нагл-ый мат-ал помогает закреплять и уточнять предст-ния  детей о знакомых жив-ных, раст-иях, сезонных явл-ях в природе, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью  можно форм-ть знания об объектах и  явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Позволяет дать детям предст-ние о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и разв-ие раст-ий и жив-ых, сезонные явл-ия природы). Большое знач-ие имеет ил-но-нагл-ый мат-ал в формировании эстет-кого воспр-ия природы. Т.О. применение ил-но-нагл-го мат-ла способствуют формированию у детей четких, полных предст-ий об окр-ем мире, разв-ию воспр-ия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игр-ой и труд-ой деят-ти.

При отборе иллюстр-но-нагл-го мат-ла необходимо учитывать ряд  требований - реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и худ-ная выраз-сть мат-ла, представленная в единстве с познават-ным содерж-ем.

Картины, диафильмы, кинофильмы, отображающие природу, должны вызывать у детей чувств-ые воспр-ия, близкие  к воспр-ию действ-сти. Необх-мо учит-ть возр-ые возм-сти воспр-ия детей. Картины должны быть выполнены художественно. Они могут быть и сюжетными, и отображающими только однородные объекты ― отдельных животных, растения. Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.

Кадры диафильмов и кинофильмов, показывающие строение и повадки животных, особенно мелких, нужно давать крупным планом. Животные и растения в этих пособиях должны быть показаны в естественных условиях жизни.

Игрушки. Наборы игрушек ― дом-ие и дикие жив-ые, овощи, фрукты, ягоды ― нужны как для дидактических, так и для творческих игр, в которых дети отражают свои представления о природе и труде человека (игры в «птичник», «зоосад» и др.).

Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. С их помощью появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

Модель как вид наглядности  может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда  необходимо выделить в объектах и  явлениях природы существенные признаки и связи. В дошк-ом возр при озн-ии детей с природой используются разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема).

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.

Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.

Демонстрация моделей  позволяет воспитателю научить  ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных  явлений, устанавливать связи между  ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действ-ти.

В24. Словесные  методы ознакомления детей с природой

Словесные методы — это рассказы в-ля и детей, чтение худ-ых произв-ий о природе, беседы. Слов-ые методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Помогают форм-ть у детей эмоционально полож-ное отнош-ие к природе.

Рассказ в-ля. Особая ценность рассказов в-ля в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошк-в предст-ия. Рассказ можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу в-ля предъявляют след-ие треб-ния: содержание его должно быть достоверно, научно и соотв-ть реалистическому предст-нию о том или ином животном, растении; материал необходимо излагать доступно для детей д.в.; в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни, о жизни растения, его росте, цветении и др.

В ср, ст. группах рассказ  в-ля занимает большее место, чем в младших. Он дополняет наблюдения детей и знакомит их с такими объектами а явлениями, которые не могут быть непосредственно восприняты ими (с местами зимовки птиц, с жизнью диких животных и т. д.). Очень часто рассказ сопровождается демонстрацией картин, диафильмов или немых кинофильмов.

Чтение худ-ных  произв-ий. При чтении худ произв-й у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе, развивается чувство красоты. Используя худ-е слово, надо умело сочетать его с непосредственными восприятиями детей.  Некоторые литературные произведения могут быть прочитаны лишь после наблюдений в природе в лесу, на лугу, в поле. Иногда же чтение предшествует наблюдению. Худ-ное описание уже знакомых раст-ий, жив-ных или явл-ий природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению. Так, н-р, после слушания очерка М. Пришвина «Золотой луг» они начинают обращать вним-ие на вид луга в разное время дня и при разной погоде. Рассматривают одуванчики и замечают изменения в форме их цветка, когда он открывается и закрывается.

Худ-ное описание незнакомых раст-ий и жив-ных, которое опирается  на уже имеющиеся наблюдения и  общие представления, создает новый  образ, помогающий найти описываемый  объект в природе.


Беседы. Беседа состоит из вопросов в-ля и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе в-ль руководит мышлением реб-ка при помощи вопросов. Кол-во и порядок их зависят от задач, которые решаются на данном занятии, и от возраста детей. Вопросы нужно составлять так, чтобы в них учитывался опыт детей и активизировалось мышление. Беседа может быть вводной, итоговой или связанной с наблюдениями и приобретением новых знаний. Вводная беседа должна быть короткой, она ставит своей целью связать имеющиеся знания детей с получением новых, создать интерес к ним. Такие беседы проводят в старшей гр перед экскурсией или практ-ой деят-тью детей. Самой распространенной и применяемой во всех группах является беседа, которая сопровождается наблюдениями или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дид-ие игры. Наиболее трудными считаются беседы итоговые. Их проводят только в старшей гр. Беседы строятся на знакомом детям материале и имеют цель уточнить и обобщить их знания, полученные в процессе наблюдений и труда.


 

В29. Моделирование как метод ознакомления детей с природой

Моделир-ние рассм-ется как совместная деят-ть в-ля и д-й по построению  моделей.

Модель - это предметное, графич-ое или действенное изобр-ние чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деят-тью. Н-р, глобус - это предметная модель Земли, а его изгот-ние в-лем вместе с детьми можно назвать моделирующей деят-тью.  Модели — это материальные заместители реальных предметов, явл-ий природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть простой и доступной для создания и действия с ней;  ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; облегчать познание.

Цель моделир-ния — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях  и отношениях, существующих между ними.

Моделир-ние основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками (моделями) Модель дает  возможность создать образ  наиболее  существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном  случае.  Н-р, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как ко-тво листьев, их форма, характер поверхности. Безразличны, несущественны для данной деят-ти их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование.  В-ль помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки. С дошк-ками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экол-ого восп-ия детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание, затем – использ-ние в учеб-м или в воспит-ном процессе.

Особен-сти организ-ии работы с моделями в дошк-ном возре: начинать следует с форм-ния моделирования пространственных отнош-ий; целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл; обучение моделированию осуществляется легче, если озн-ние начин-ся с применения готовых моделей, а затем дошк-ков знакомят с их построением.

Обуч-ие моделированию осуществляется в следующей последовательности: В-ль предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки. Постепенно увеличивает кол-во сравниваемых объектов до трех-четырех. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деят-ти признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы). Осуществляет рук-во созданием моделей элементарных понятий, таких, как: «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д. Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Н-р, при сравнении двух растений учить вначале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.

В30. Занятия как форма ознакомления детей с природой

Зан-ия явл-ся ведущей формой организ-ии работы по озн-нию д-й с прир-й. Они позволяют педагогу форм-вать зн-ия о пр-де в системе и послед-сти с учетом возр-ных особ-тей д-й и природного окруж-ия. Под рук-вом в-ля на зан-ях у д-й формируется система элемент-ных знаний, осуществл-тся разв-ие осн-ных познав-ных проц-в и способ-тей. Это явл-ся важным условием овладения детьми элемент-ми способами познават-ной деят-ти и разв-ия их умств-ой акт-ти и самост-сти. Зан-я дают возможность уточнить и систематиз-ть личный опыт д-й, который накапл-тся у них во время наблюд-ий, игр и труда в повсед-ной жизни. Зан-я по озн-ию д-й с природой проводятся во всех гр-х д\с. Дополнительно к зан-ям во всех гр-х проводятся цел-ые прогулки. Обуч-ие д-й на зан-ях осуществляется разными методами: нагл-ми, практич-ми и слов-ми. Эти группы методов обеспеч-ют наглядно-действенное усвоение детьми содерж-ия зн-ий о пр-де. Преимущественное знач-ие в озн-ии д-й с пр-дой имеют наблюд-ия разного вида, обеспечивающие воспр-ие объектов пр-ды и форм-ние конкр-ых предст-ний о ней. Процесс форм-ния на зан-ях зн-ий, нав-ов и ум-ий длит-ный. Он включает ряд этапов. На одних зан-ях идет формир-ние первичных зн-ий о пр-де. С этой целью в-ль использует набл-ние, рассм-ние картин, просмотр диафильмов и кинофильмов. На др-их зан-ях идут углубление, расширение, конкретизация зн-ий. Для этого используются рассказ в-ля, чтение худ-ого произв-ия, повторные набл-ния. Зан-ия, связанные с обобщением и систематизацией зн-ий д-й о пр-де. С этой целью проводят беседы, дид-ие игры, обобщающие набл-ия. Для закр-ния зн-ний использ-тся труд и игра. В прогр-ное содерж-ие зан-ия включаются 2 группы задач: образов-ные и воспит-ные.  В образов-ные задачи входят зн-ия, ум-ия и навыки, которые форм-ются, уточ-ются или конкретиз-ются на данном зан-ии. Включаются и разв-ющие задачи: разв-ие различных познават-ных процессов, отдельных мыслит-ных операций, наблюд-сти. Намечаются задачи, связанные с развитием речи. Планируются задачи форм-ния учеб-х ум-ий (слушать сверстника, действовать по указанию в-ля, рассказывать о рез-татах своей деят-ти). На зан-ях, где используется труд детей, указывают задачи форм-ния труд-ых ум-ий и нав-ов, а на зан-ях с использ-нием набл-ния — задачи на разв-ие этого вида деят-ти (н-р, следовать плану в-ля, уметь обследовать предмет и т. д.). В содерж-ие образ-ных задач включается и формир-ние познават-ного интереса д-й к пр-де. Наряду с образов-ми на занятии решаются и воспит-ные задачи. Они направлены на формир-ние береж-го, заботл-го отнош-я к природе, развитие эстетич-го отнош-я к ней. Выбор методов зависит от хар-ра задач, решаемых на занятии, особенностей прир-ного объекта, возр-та д-й, уровня разв-ия у них учебно-познават-ной деят-ти. С детьми мл возр чаще всего проводят наблюд-ия, рассматр-ние картин, игры. Рассказы, беседы, опыты, моделирование чаще использ-ся на зан-ях с детьми ст возр-та. Выбранный метод должен обеспечить усвоение прогр-ных задач и активизацию умств-ной деят-сти д-й. В нач зан-ия важно заинтересовать д-й, что достигается с помощью разнообр-ых приемов. Так, в мл гр — сюрпр-ые моменты, в ст — постановка познават-ных задач, создание пробл-ых ситуаций. Задача в-ля — обеспечить усвоение прогр-ого мат-ла, всеми детьми. Для этого он продумывает логику, последовательность зан-ия (сочетание заданий, использование различных видов деят-ти), создавая условия для продвижения детей в соответствии с прогр-ми задачами. Для обеспеч-ия умств-ной акт-ти д-й на зан-ии в-ль использует различ-е приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обслед-ие и труд-ые действия, загадки и т. д. Важно привлекать к выполнению заданий всех детей, а не только наиболее активных. Конец зан-ия в каждой гр разный. В мл гр хорошо закончить занятие песенкой, стихами, углубляя эмоц-ный настрой д-й. Рез-том зан-ия в ст гр может быть рассказ-описание, отчет о том, что узнали дети. Для разв-ия наблюд-сти и любозн-сти необходимо давать ребятам задания к дальнейшим наблюд-ям. В конце зан-ия в-ль пользуется педаг-кой оценкой, которая состоит из оценки зн-ий, ум-ий и нав-ов, отнош-ия д-й к зан-ию. Дифференцированность оценки зависит от возраста д-й.

В31. Типы и виды занятий, методика их проведения

 В экол-ком восп-ии д-й зан-я выполняют важную функцию: чувств-ые предст-ия д-й, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. Осн-ые типы экол-их зан-и й - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов. Зан-ия первично-ознакомительного типа. Эти зан-ия посвящаются озн-ию детей с видами жив-ых, раст-ий, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окруж-ии и не могут быть познаны через наблюд-ия. Гл компонентом таких зан-ий становятся различные демонстр-ные и учеб пособия, позволяющие форм-ть у д-й отчетливые и правильные предст-ия. Обуч-е д-й на таких зан-ях осущ-я ч-з рассм-ие картин и беседу, чтение худ лит, рассм-ие иллюстр-й, просмотр диафильма или слайдов, рассказ в-я во всех вариантах зан-й этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экол-ого восп-ия - от слова в-ля зависят успешность и кач-во воспр-ия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово в-ля организует содержание зан-ий, обеспечивает успешный результат обуч-ия. Зан-ия углубленно-познавательного типа. Содерж-ие зан-ий направлено на выявление и показ детям связи между раст-ями, жив-ми и внеш средой, в которой они нуждаются. Это занятия, посвященные озн-ию д-й с зависимостями жизни и роста раст-ий от факторов внеш среды, н-р ростом овощных культур, садовых раст-ий, их сезонными изм-ями и пр. Это зан-ия по озн-ию д-й с приспособленностью жив-ых к среде обитания. Зан-ия углубленно-познавательного типа активно способствуют умств-му восп-ию дошк-ков. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа в-ль ставит цель выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное предст-ние.  Содержанием обобщенных предст-ий могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и разв-ие раст-ий, сезонные изм-ния в пр-де. Формирование обобщенных предст-ний происходит при пользовании слов-ного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной послед-сти вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формир-ния обобщенного знания. Обобщающие зан-ия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Зан-ия комплексного типа. Комплексные зан-ия в рамках одной темы решают разные задачи разв-ия детей и строятся на разных видах деят-ти. Эти зан-ия можно проводить во всех возр-х гр-х, но особенно они полезны со ст-ми дошк-ми. Н-р, в конце осени с детьми ст гр проводится игровое зан-ие, на котором формируется предст-ие об осеннем сезоне. Комплексное зан-ие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деят-ть. Первая часть зан-ия решает познават-ные задачи и развивает интеллектуальные способности дошк-ков. В-ль уточняет и обобщает предст-ния д-й об осени, выделяя характерные ее особ-сти. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с восп-ем вели ежемесячно по одной неделе. Вторая часть зан-я предполагает иные прогр-ые задачи и другой вид деят-ти для дошк-ков. К занятию организуется спец-ная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деят-сти, который несет в себе решение эстетич-ких задач. Третья часть зан-ия - это худож-нное творч-тво детей, ручная деят-сть. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде..Комплексные зан-ия - это творческое дело в-ля, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффект-но и всесторонне разв-ют личность реб-ка, а сочет-ие разл-ных видов деят-ти способ-ет более легкому и быстрому форм-нию отнош-ия к содерж-ию зан-ия. Виды занятий – в основе лежит ведущий метод озн-ия детей с природой. Это зан-я набл-ия, беседы, рассм-ие картин, трудовые занятия Использ-сяе нетрад-ые формы провед-я зан-ий:  Деловая игра «Что? Где? Когда?»,  КВН, Конкурс знатоков природы, Занятие-путешествие,  Занятие-викторина и др.

В32. Организация огорода и цветника на участке детского сада

Планировка цвет-ков  зависит от усл-ий д/с. Если имеется  достаточно земельной площади, устраивают большой цветник, за которым обычно ухаж-ют взр-ые и ст дошк, и разбивают  по 1-2 клумбы или рабатки на участках каждой гр. Клумбы можно делать разной формы (кругл, треуг-ые, звездообразные), но они должны быть такого размера, чтобы реб-к мог достать рукой до их середины,― диам не больше 70 см. Рабатки ― узкие дл-ные цветоч-ые грядки прямоуг-ной формы ―располагают вдоль дорожек игр-ых площадок, около построек. Шир рабаток может быть 50―80 см, дл ― от 2 м и больше. Дорожки в цветнике делают шир 1 ― 1,5 м, слегка выпуклыми к середине, хорошо утоптанными; их посыпают песком или засевают зеленым газоном. Разбивая цветник, следует учит-ть его знач-ие в эстетич-ом восп-ии д-й: продумать сочет-ие раст-ий по цвету, декорат-сть размещ-ния в простр-стве. Для цветника необх-мо подобрать раст-ия, которые могли бы цвести с ран-й весны до поздней осени. Надо подбирать такие раст-ия, которые не требуют сложного ухода, дают разнообр-ые по окраске и форме цветы с приятным запахом, яркую зелень.  Следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние раст-ия. Однолетние раст-ия вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, ноготки, петуния, душистый табак, космея, лобелия, мак, настурция, календула, львиный зев и т. д.). Двулетние раст-ия при посеве (весной, летом) зимуют в грунте и зацветают ранней весной след-его года (анютины глазки (виола), гвоздика турецкая, маргаритка, незабудка и т. д.) Многолетние раст-ия — это раст-ия, живущие неск-ко лет. Они чаще всего неприхотливы, многие из них цветут ранней весной еще до всходов летников (крокус, мускари, тюльпан, нарцисс, примула). Они легко размнож-тся вегетативным путем. К многолетникам относятся флокс, незабудки, золотые шары, топинамбуры (земляные груши, плоды которых можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов, рудбекия, георгина, ирис, люпин, гладиолус и т. д. Многолетние и однолетние цветы размещают вдоль здания, около групп-ых площ-к на рабатках, клумбах, на газоне около групп деревьев, на лужайках среди газона. При размещении раст-ий на рабатках, на газонах, вблизи кустарников нужно учит-ть время цветения раст-ий, чтобы в данном месте всегда были цветы.

Огород. На уч-ке отвод-ся место для ог-да, который явл-тся общим для всех д-й. Место для ог-да выбирают на откр-м, не затененном простр-тве, ближе к хоздвору. Площадь ог-да рассчит-тся из расч 0,5 м2 на реб-ка. Грядки разбив-тся шир 60—70 см, чтобы детям было удобно доставать рукой до середины. Дл грядки 2,5—3 м. Между грядками оставляют расст-ие шир 50 см. Прокладывают маршрутную дорожку шир не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам, а в-лю проводить зан-ия, коллект-ые набл-ния. Отвести место, где можно поставить стол и скамейки. На ог-де выращ-ют культуры  неприхотл-ые и интер-ные для набл-ний. Для ог-да детей мл гр выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяж-ии весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Восп-ки ст гр могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат. В ср гр дети выращ-ют те же культуры. Однако для форм-ния предст-ий о разнообр-ии раст-ий, об их особ-стях следует дополн-но посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза. На своем ог-де ст дошк-ки выращ-ют такие овощные культуры: зеленые (щавель, укроп, салат, ревень, артишок, спаржа), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т. д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт-лук, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д.), плодовые (арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д.), корне- и клубнеплоды (морковь, репа, редис, свекла, брюква, картофель), бобовые и кукуруза  (горох, фасоль, сахарная кукуруза). На ог-де д/с желат-но выделить место для выращ-ния хлебных культур. Реком-тся сеять пшеницу, рожь, овес, ячмень или другие злак-ые культуры.


 

В46. Научно-теоретические  подходы к организации природоведческой работы с дошкольниками в современной  литературе

Формирование  мышления посредством изучения природы, познания ее законов и всеобщей взаимосвязи  происходящих в ней процессов  — все эти вопросы теснейшим образом связаны между собой. Их комплексное исследование исключительно актуально для современного этапа развития педагогических идей, для поиска правильных, наиболее эффективных путей формирования экологического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития полноценных интеллектуальных и нравственных качеств подрастающего поколения.

В34.Повседневная прогулка как форма работы по ознакомлению детей с природой

Прогулки широко использ-ся для озн-ния д-й с пр-дой. Они дают возможность накопить у д-й предст-ния о таких явл-ях пр-ды, которые протекают длит-ное время. Педагог знакомит восп-ков с повседн-ми изм-ями природы по сезонам (продолж-сть дня, погода, изм-ния в жизни раст-ий и жив-ных, тр людей), организует разнообр-ые игры с прир-ым мат-лом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д. У детей накапливается чувств-ый опыт, восп-тся любозн-сть, наблюд-сть. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

В восп-но-образов-ной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые  накапливаются у д-й в процессе повседневного озн-ния с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.

Прогулки проводятся ежедневно. В  летнее время дети проводят на воздухе  практически все время с момента  прихода в ду, в помещение заходят  лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулка проводится 2 раза в  день общей продолж-тью до 4 часов. Только темп-ра воздуха ниже -15° или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или отмены ее.

Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует  выносить дополн-ный мат-ал, который  служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окр-ем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

Достаточное количество игрового материала  сделает прогулку более насыщенной и интересной. Структурные компоненты прогулки

Непременным условием успешного разв-ия и восп-ния мл дошк-ков на прогулке является одновременное овладение  ими умственными и практическими  действиями. Наблюдение - один из главных  компонентов прогулки. Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллект-ных набл-ний используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются. Во время прогулок ведутся инд-ные набл-ния. Важно будить самост-ную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самост-ные набл-ния, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движ-ий по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход набл-ний за трудом взрослого, за живыми объектами окр-ей среды. На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке следует иметь оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн, плескательницы). Широко используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т.д.), игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Таким образом, структурными компонентами прогулки являются: - разнообразные наблюдения, - дидактические задания, - трудовые действия самих детей, - подвижные игры и игровые упражнения. Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).

В35.Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста

Понятие «поисковая деятельность». Под элем-ной поисковой деят-тью понимается совм-ная работа в-ля и д-й, напр-нная на реш-ие познават-ных задач, возникающих в уч-ной деят-сти, в повсед-ной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деят-сть предполагает высокую активность и самост-сть д-й, открытие новых знаний и способов познания.

Поисковая деят-сть начинается с постановки восп-ем и принятия детьми познават-ной задачи. Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деят-сть анализом полученных в ходе проверки рез-тов и формулированием выводов.

Методика орган-ции поисковой  деят-сти. Элем-ная поисковая деят-сть как форма организации используется в ст дошк-ом возрасте. В соответствии с программой в-ль разраб-ет систему познават-ных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание пробл-ных ситуаций на природоведческих зан-ях или в разнообразной деят-сти, связанной с природой.

Пробл-ная ситуация возникает, когда  задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Самост-ная работа д-й в такой ситуации носит  поисковый хар-р. При постановке перед детьми познават-ных задач  следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познават-ная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умств-ных усилий, то пробл-ной ситуации не возникает.

Познават-ные задачи должны предъявляться детям в определенной последов-сти: вначале — простые, содержащие однозвенные связи, затем — более сложные, содержащие цепочки связей. Примерами познават-ных задач могут быть следующие. Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? и т. д. Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? и т. д.

После принятия детьми познават-ной  задачи под рук-вом в-ля осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В рез-те анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явл-ия природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. В-ль должен выслушать все предполож-ия д-й, обратить вним-ие на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам в-ль.

Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и в-ль. Ими могут быть кратковр-ные распознающие набл-ния, длит-ные сравнит-ные набл-ния, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие набл-ния используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объектов. Н-р, при сборе ягод перед детьми ставится задача: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих набл-ний. Сравнит-ные набл-ния могут быть использованы при сопоставлении 2—3 объектов для установления их своеобразия. Н-р, установить, какие животные передвигаются прыжками и почему.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. При наличии у д-й богатых и точных предст-ний о тех явл-ях, причины которых нужно отыскать, можно исполь-вать эвристическую беседу.

Закл-ым этапом поисковой деят-сти явл-ся формулирование выводов. К самост-ному формул-нию выводов д-й необходимо побуждать. Можно организовать дополнит-ные опыты или набл-ния, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

В процессе организ-ии поисковой  деят-сти у д-й появляется способность самост-но ставить познават-ые задачи. Осуществляя рук-во поисковой деят-тью д-й, важно создавать усл-ия для реш-ия каждой задачи, возникающей по их инициативе. В процессе обуч-ия поисковая деят-сть д-й совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познават-ных задач, поставленных восп-лем, и решения их с помощью взр-ого к самост-ной постановке и решению.

В36. Особенности планирования природоведческой работы в дошкольных учреждениях

Планир-ие помогает в-лю орг-ть пед-ий процесс так, чтобы он более полно отвечал возр-ым возмож-тям и инд-ым особ-тям д-й, спос-вал форм-нию лич-сти восп-ков.

Цель планир-ия природоведч-ой р-ты: осуществление форм-ния системы знаний, постепенное наращивание (расширение и углубление) содерж-ия знаний, форм-ние практич-их навыков и умений, способов познават-ной деят-сти.

Также в-ль осущ-ет целенапр-нный выбор методов, приемов, форм орг-ции д-й, позволяющих учесть закономерности их психич-кого разв-ия, этапы форм-ния знаний, конкретное содерж-ние знаний, которое формируется в данный момент, а также особенности изучаемых природных явл-ий. Это обеспечивает системность знаний и разв-ие необходимых способов познаватной деят-сти. План-ние р-ты обеспеч-ет установл-е тесных взаимосвязей между трудом в пр-де, набл-ми и обуч-ем на занятиях. Знач-ие план-ния р-ты по озн-нию с пр-дой заключ-тся и в комплексном реш-ии восп-но-образов-ных задач в рез-те установл-ия связи с др разделами программы. Связь озн-ния с пр-дой, с изо-ной и муз-ной деят-стью обеспеч-ет успешное эстетич-кое восп-ние. Разв-ие речи в процессе озн-ния с пр-дой помогает решать задачи умств-ноого восп-ия.

Содерж-ие и  формы план-ия. План-ние осущ-тся в 3х формах: а) год-й план ду; б) персп-ый план на сезон; в) календ-ный план р-ты в-ля.

Год-е план-ие осущ-тся зав-м ду и зам зав. В год-м плане намечаются конкр-ые пути улучш-ия р-ты по озн-ию с пр-дой: содерж-ие семинаров и конс-ций с целью повыш-ия квалиф-ции восп-ей; содерж-ие педсовета, откр-е мер-ия; орг-ция контроля за усвоением программы в разных возр-ых гр-х; содерж-ие и формы совм-ной р-ты с род-ми по форм-ию личности д-й ср-ми пр-ды. Ежегодно план-ется р-та по озел-ию уч-тка, созд-ию усл-ий для набл-ний в уг пр-ды, пополн-ию д\с методич-ми пособиями.

Задачи год-го плана  и способы их реализации тесно  связаны с планами р-ты в-лей.

Персп-ый пл. составл-ся на сезон. Ценность персп-го план-ия закл-тся в возможности построить систему р-ты по озн-нию д-й с пр-дой, учитывающую постеп-ное услож-ние знаний, методов и приемов. В персп-ном плане следует определить и конкретизировать: 1) задачи озн-ния с пр-дой на сезон в гр; 2) содерж-ие зн-ий, ум-ий и нав-ов, которые необходимо форм-ть в данный период; 3) перечень зан-ий с указ-ем ведущего метода и кратким опис-нием прогр-ных задач; 4) перечень набл-ний и содерж-ие тр на прог и в уг пр-ды с указанием осн-ных приемов рук-тва деят-тью д-й; 5) перечень дид-ких природов-ских игр.

Календ-ый пл р-ы в-ль сост-ет на 1 день или на неделю. Сост-ние плана на короткий срок облегчает р-ту в-ля, но и заключает в себе опасность утратить систему в р-те по озн-нию с пр-дой. Поэтому полезно план-ть р-ту не менее чем на неделю. Это дает возможность наметить работу, связанную с изм-ями в пр-де.

В теч-ие дня  р-та по озн-нию с пр-дой план-ется утром (до завтрака), на зан-ии, на прог-ке и во 2 п.д. 1п.д. Утро —провед-е инд-х набл-ий в уг пр-ды, орг-ции тр деят-сти (поручений и дежурств), а также дид-их игр природ-ого содерж-ия. В плане запис-ся содерж-ие деят-ти, цель, продум-ся мат-ал, формы и способы орг-ции д-й, осн-ные приемы рук-ва их деят-стью. При план-нии зан-я продум-тся осн-й м-д его провед-ия, конкретиз-ются структура зан-я, прогр-е сод-ие. Намеч-тся нагл-й мат-ал, учит-тся необх-сть инд-ой р-ты с детьми. На прог-ке план-тся набл-ия. Следует указать объект набл-ия, его цель, осн-ые приемы, способы фиксации увиденного. Тр план-ся и указ-тся его содерж-ие, задачи восп-ия д-й, перечень тр-вых ум-й и нав-в, формы орг-ции д-й, оборуд-ие для тр-й деят-ти, опред-тся способы рук-ва деят-тью д-й. План-ся орг-ция игр природ-кого содерж-ия и рук-во ими. Следует план-ть назв-е игры, цель, приемы рук-ва игрой. 2п.д. план-ся: - фронт-ый тр д-й в уг пр-ды или тр с подгр-ми д-й; - набл-ие в уг пр-ды и из окна; - дид-ие игры; - чтен дет-й природ-кой книги; - просмотр диафильмов о пр-де; - орг-ция праздников-развлечений.

План-ся конс-ции с род-ми по вопросам восп-ия д-й ср-ми пр-ды. Календ-ый пл р-ты также необх-мо связ-ть с год-ым и персп-ным пл р-ты ду.


 

В37. Особенности планирования и рук-ва природоведческой р-ты в разновозрастной группе.

В разновозрастной группе также проводятся наблюдения в повледневной жизни, труд в уголке природы и др. мер-ия. Работа здель отличается лишь организацией педпроцесса.  Можно выделить 2 варианта. ПЕРВЫЙ – в группе находятся дети контрастных возрастов: мл и ст дошк-ки. Все эколого-природовед-ие мер-ия провод-ся по подгруппам. Циклы набл-ий для малышей и зан-я с ними в-ль берёт из технологии для мл дв. Работая со ст дошк-ми, в-ль использует мат-лы, представленные в технологиях для ст дошк-в. Ст-е дошк-ки при этом помогают мл-м. В-ль может поручить старшему дошк-ку показать малышам как поливать растение, кормить рыб и т.д. Такое обучение хорошо влияет на обоих. Старший чувствует ответственность, а мл-й учится у него всему новому.  ВТОРОЙ -  в группе находятся дети смежных возрастов. Наблюдения с небольшими группами ребят осуществляется в соответствии с их возрастом. Фронтальные набл-ия и занятия, в которых участвуют все дети одновременно требуют от в-ля умелого сочетания приёмов, которые помогают удержать внимание всех детей.  Более лёгкие вопросы адресуются меньшим детям, а более сложные – детям постарше. Также в трудовых поручениях старшую подгруппу в-ль нагружает больше. И предлагает им слушать меньших, исправлять их, дополнять.

В38. Планирование и организация циклических наблюдений с детьми дошк. возраста.

Наблюдения лучше проводить  в виде циклов. Цикл – это ряд  взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка д/с. Каждое из наблюдений цикла имеет своё содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчётливые представления о данном объекте – его строении, функционировании, условиях жизни. Цикл набл-ий позволяет р-ку самост-но чувственным путём приобрести систему конкретных знаний о животных и растениях, которые живут по соседству с ним. Каждое последующее наблюдение озволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Цикл проводится в течении длительного времени – на неделю планируется 1-2 наблюдения. В цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: н-р, в аквариуме живут 2 разные золотые рыбки, или золотая рыбка живёт вместе с другими видами рыб, или в аквариуме не золотые, а другие рыбки, - во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.

По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений – дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира – комнатным растениям, деревьям, ели, берёзе (рябине, каштану, яблоне и т.д.), растущим на участке д/с, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым.

В39. Праздники и развлечения с природоведческим содержанием

Празд-ки и развл-ния  экол-ого содерж-ия – одна из наиболее эффект-ных форм р-ты, т.к. совмещает  в себе большое разнообразие видов  дет-й деят-ти и имеет наибольшее воздействие на эмоц-ную сферу  реб-ка.

Празд-ки и развлеч-ия позволяют  разв-ть у д-й самые разнообр-ые положит-ные кач-ва: самостоят-сть, доброжелат-сть, жизнерад-сть, иниц-тиву, творч-ую выдумку, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе празд-ков и развлеч-ий закр-ются навыки и умения, получ-ые на зан-иях, углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.

В образоват-ном процессе д-й в  ду с целью экол-кого образ-ния  д-й использ-тся: занимат-ные зан-тия, игры, викторины, инсц-ки сказок, различ-ные  конкурсы, развлеч-ния, праздники.

На доступном для д-й уровне рассматр-ются проблемы загрязнения  рек, опасность городского мусора, загрязнения  воды, воздуха, почв, проблемы экологии животных и растений и др. Это  позволяет воспитывать гражданскую  ответств-сть реб-ка за то, что происходит рядом, в непосредственном его окружении.

Примерами проводимых в д\с празд-в  и развлеч-й могут быть: День Земли, День птиц, экологический КВН и  др.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов

1й этап – определение идейно-тематич-кого  замысла праздника – четкое формул-ние темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг событий и явлений в природе, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея экологических праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к природе.

2й этап – построение композиции  – реализация сюжета в развивающемся  конкретном сценическом действии.

Требования к сценарию: строгая логичность построения и развития темы; законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации.

При составлении сценария на экологическую  тему надо соблюдать общие правила:

- начало должно быть ярким  и торжественным;

- сюжет, в котором отражается  основная идея праздника, должен  развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей;

- обязательно должно быть запланировано  вручение подарков, что всегда  усугубляется эмоциональное состояние  ребенка (подарки следует раздавать  быстро, без суеты);

- все должно быть рассчитано  так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам»;

- длительность праздника – 30 минут для детей младших групп  и 40-45 минут для старших детей,  не больше. Длительные праздники  утомляют детей, что приводит  к капризам и слезам.

Виды развлеч-ий по степени  акт-ти участия д-й

- дети являются только  слушателями или зрителями

- дети – непосредственные  участники

- участники – взрослые  и дети.

При провед-ии экол-их праздников необх-мо вовлекать д-й в участие  в празднике. Для этого лучше  использ-ть 2-й вид развл-ний, который  дает возможность более широкого включ-ия д-й в процесс подг-ки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают акт-ное уч-ие в разнообр-х играх. Этот вид развлеч-ий позволяет в-лю найти занятие каждому реб-ку, что положит-но сказывается на форм-нии основ культуры личности.

Хорошо использ-ть 3-й  вид – смешанный. Он позволяет  расширить общение д-й со взр-ми и сверст-ми, что так необходимо для общего разв-ия дошк-ков.

В40. Диагностика освоения детьми программы «Человек и природа»

Для того чтобы прав-но опред-ть задачи совершенств-ния уч-но-воспит-ной  р-ты по озн-нию д-й с пр-дой, в-ль должен учит-ть достиг-тый уровень  усвоения детьми прогр-мы по данному  разделу.

Определить уровень  усвоения детьми зн-ий о пр-де, ум-ий и нав-в, а также отнош-ие к ней можно с помощью диагностич-их методик.

Диагн-ка — это краткие  испытания, которые помогают установить те или иные стороны разв-тия д-й. С помощью диагн-ких методик  опред-ется, под воздействием каких  педагог-ких усл-ий произошло успешное (или наоборот) усвоение прогр-мы.

Неправильно проведенная  диагн-ка приносит больше вреда, чем  пользы: отнимает много времени у  восп-лей, формирует ложное предст-ние  об успехах (или, наоборот), что в  дальнейшем мешает им в развитии, т.к. у д-й образуются комплексы неполноценности, завышенные или заниженные самооценки.

Использ-ние диагн-ких  методик при анализе состояния  уч-но-воспит-ной р-ты способствует тому, что деят-ть в-ля становится более  целенапр-ой и результ-вной. Выводы о кач-ве усвоения прогр-мы, понимание причин успехов и неудач явл-тся для в-ля основанием для планир-ния последующей р-ты как со всеми, так и с отдельными детьми.

Первые исслед-ния  по опред-нию уровня экол-кой восп-сти  дошк-ков принадлежат Т. А. Марковой.

В дошк-ном возр-те знания важны не только сами по себе, сколько как ср-во форм-ния отнош-ия. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того, и другого компонента.

Знания (осознанные) всегда вербальны. Их легко обнаружить, задавая  детям вопросы или предъявляя им картинки, предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить каким-то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему произвели именно эти операции. Можно организовать словесную дид-ую игру, реакции детей в которой и будут отражением их знаний.

Отношение выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному  в переживаниях (а они могут  быть скрытыми), в положит-ных и  отрицат-ных эмоциях, в отдельных  поступках, систематическом поведении. Самые яркие появления отношений — поведенческие, которые сочетают практич-ие действия и поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях. Поэтому методика диагностики должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента: специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение месяца.

Диагн-ку зн-ий следует осущ-лять на примере тех объектов и явл-ий природы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория и методика природоведения дошкольников"