Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 79.03 Кб (Скачать файл)

6. пр-п интеграции усилий ближайшего социального окружения;

Ведущие направления  коррекционно-педагогической деятельности:

- коррекционное воздействие  на ребенка средовыми факторами  (природными, социальными), т.е. «терапия  средой»; 

- организация учебного  процесса (его коррекционная направленность);

- специальный подбор культурно-массовых  и оздоровительных мероприятий; 

- психогигиена семейного  воспитания.

Содержание коррекционно-педагогической деятельности:

- совершенствование достижений  сенсомоторного развития;

- коррекция отдельных  сторон психической деятельности;

- развитие основных мыслительных  процессов; 

- развитие различных видов  мышления;

- коррекция нарушений  в развитии эмоционально-личностной  сферы; 

- развитие речи, овладение  техникой речи;

- расширение представлений  об окружающем мире и обогащение  словаря; 

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

          Цель коррекционно – воспитательной работы– социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.

 

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач :

1.   Развитие всех  психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

3.   Трудовое обучение  и подготовка к посильным видам  труда. Физическое

воспитание. Самообслуживание.

4.   Бытовая ориентировка  и социальная адаптация – как  итог всей работы.

 

  1. Формы организации коррекционно-педагогического процесса.

              Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

             Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Основные  виды форм организации обучения

индивидуальная; групповая; фронтальная; классно-урочная.

             Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и т. п.

Индивидуальная  форма целесообразна, когда:

у ребенка наблюдаются  тяжелые и множественные нарушения  в развитии и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля, многократности повторения;

ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей  фронтальные занятия;

ребенок обучается на дому.

Оптимальная продолжительность  индивидуальных занятий - 20—30 минут.

                          При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (обычно 3-5 чел.)

              Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают обшей темой.

                 Классно-урочная система - основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:

постоянный  состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

классифицирование (планирование) обучения;

осуществление учебного процесса в виде уроков;

постоянное  чередование уроков;

вариативность деятельности;

педагогическое  управление.

              Урок - ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (звено, этап, элемент) учебного процесса.

По  дидактическим целям и месту  уроков в общей системе выделяются уроки:

комбинированные, или смешанные;

изучения нового материала;

формирования новых умений;

закрепления знаний, умений;

обобщения и систематизации;

практического применения знаний, умений;

контроля и коррекции  знаний, умений;

интегрированные;

нестандартные.

         Дополнительные формы организация педагогического процесса в системе специального образования: экскурсии; самоподготовка; добавочные занятия и т.п.

         Вспомогательные формы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии:

• факультативы;

• кружки;

• клубы по интересам  и т. д.

 

  1. Категории детей с отклоняющимся развитием.

 

          Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может

возникнуть внезапно после  несчастного случая, болезни, а может развиваться

усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие

воздействия неблагоприятных  факторов окружающей среды, вследствие

длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение  могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

Существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

причины нарушений;

виды нарушений  с последующей конкретизацией их характера;

последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

           Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка.

Соответственно  различают следующие категории  лиц с ограниченными возможностями:

глухие;

слабослышащие;

позднооглохшие;

незрячие;

слабовидящие;

лица  с нарушениями функций опорно-двигательного  аппарата; лица с

нарушениями эмоционально-волевой сферы;

лица  с нарушением интеллекта;

дети  с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с

тяжелыми  нарушениями речи;

лица  со сложными недостатками развития.

           Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с

локализацией нарушения  в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения

 сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга

психические и  речевые нарушения.

       Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная

системная организация всей совокупности нарушений развития.

 

  1. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями.

 

          Новая типология специальных образовательных учреждений была введена в действие вследствие принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» ив 1995 г. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации "Об образовании"».    

           Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии в выбранном учреждении условий для коррекционной работы. Прием производится только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. N 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей а возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

               Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбини­рованного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях идет по специальным коррекционно-развивающими программам, разработанными дефектологами для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Комплектация групп в специальном ДОУ идет в зависимости от вида нарушений и возраста детей:

1)           с тяжелыми нарушениями речи - от 6 до 10 чело­век;

2)          с фонетико-фонематическими нарушениями речи (только в возрасте старше 3 лет) - до 12 человек;

3)           глухих - до 6 человек (для обеих возрастных групп);

4)          слабослышащих - от 6 до 8 человек;

5)           с нарушениями опорно-двигательного аппарата -от 6 до 8 человек;

6)         с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - от 6 до 10 человек;

7)          с задержкой психического развития - от 6 до 10 че­ловек;

8)          с глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3 лет) - до 8 человек;

9)            слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп;

10)    слабовидящих, детей с косоглазием -от 6 до 10 человек;

11)      с туберкулезной интоксацией - от 10 до 15 человек;

13)     со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп.

 

 

 

  1. Школьное образование детей с особыми образовательными потребностями.

 

           Дети, достигшие школьного возраста, имеющие при этом особые образовательные потребности, имеют право на получение образования в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или в домашних условиях.

           Существует 8 видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. В официальных и нормативно-правовых документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру во избежание вынесения названия диагноза в реквизиты школ. К таким учреждениям относятся:

1)          специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

2)          специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабо­слышащих и позднооглохших детей);

3)           специальное (коррекционное) образовательное учреждение II! вида (школа-интернат для незрячих детей);

4)            специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабо­видящих детей);

5)           специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи

6)           специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

7)          специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития); -

8)           специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).   

              Деятельность таких учреждений регламентируется

        постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также Письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

            Выпускники специальных (коррекционных)образовательных учреждений получают образование, соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы. Исключением является коррекционная школа VIII вида, где существует определенная программа с учетом познавательной сферы умственно отсталых учащихся. По окончании специального коррекционного образовательного учреждения независимо от вида учащимся выдаются документ государственного образца или свидетельство.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"