Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 79.03 Кб (Скачать файл)

Принцип научности в обучении.

           Умственно отсталые дети с их особенностями познавательной деятельности не в состоянии усвоить программу массовой общеобразовательной школы. Поэтому в течение долгого времени специалистами проводились исследования, в процессе которых был выявлен тот оптимальный минимум общеобразовательных предметов и их содержание, которое формирует элементарное научное представление учащихся об окружающем их мире.

Принцип доступности.

               Этот принцип тесно связан с принципом научности в обучении, так как неоправданное упрощение научных знаний может привести к примитивизации процесса обучения.

Принцип наглядности обучения.

             В ходе многочисленных исследований была доказана большая роль наглядного материала в процессе обучения. Без него усвоение материала становится неполным, особенно у умственно отсталых учащихся, абстрактное мышление которых развито слабо.

Принцип прочности усвоения знаний.

             Этот принцип считается одним из самых важных в процессе обучения в специальной школе. Он состоит в том, чтобы определенный минимум знаний, умений и навыков был прочно и надолго усвоен учащимися. В дальнейшем этот минимум должен стать базой, на которой необходимо формировать или углублять знания, умения и навыки, являющиеся необходимыми для успешной социальной реабилитации и интеграции.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

          Индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность в связи с тем, что психофизические причины аномального развития ребенка способствуют углублению индивидуальных особенностей его личности. Принцип дифференцированного подхода реализуется в разделении класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Обычно таких групп бывает три: сильная, средняя и слабая.

 

  1. Методы специального обучения и воспитания.

              В коррекционно-педагогическом процессе принципы специального образования реализуются в методах, приемах и образовательных технологиях. В современной специальной педагогике центральное место отводится образованию человека с особыми образовательными потребностями. При этом принято различать такие понятия, как специальные образовательные технологии, методы обучения и учения, ме­тоды воспитания.

  1. Под методами обучения понимают упорядоченные способы взаимодействия учителя и учеников с целью передачи знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей. В соответствии с наиболее распространенной классификацией методов обучения выделяют

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,

методы ее стимулирования и мотивации,

методы контроля и самоконтроля.

            Общепедагогические методы и приемы обучения используются в специальной педагогике с учетом особых образовательных потребностей уче­ника и специфики коррекционно-педагогической работы с ним.

           Важным пунктом является взаимодополняемость методов. На начальных этапах обучения детей с особыми образовательными потребностями ведущими являются наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения, тогда как на более поздних этапах обучения в основном используются словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.

2.           Методы учения - это способы учебно-познавательной деятельности самих обучающихся.

3.         Система методов Специального воспитания включает психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В специальной педагогике процесс воспитания решает не только общепринятые воспитательные задачи, но и обеспечивает удовлетворение особых потребностей в воспитании каждой категории лиц с отклонениями в развитии.

 

  1. Средства специального обучения и воспитания.

             Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.

К средствам обучения относятся:

живое слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной. инструмент воспитывающего и обучающего воздействия ученика для его личностного, интеллектуального к деятельностного развития.

виды искусства - эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.

наглядные пособия - реальные объекты (предметы, явления, процессы);

 их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;

 модели изучаемых объектов и явлений

технические средства обучения - (ТСО) — необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса

          ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:

• визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;

• аудиальные — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;

• аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;

• манипуляционные — тренажеры;

• автоматические — компьютерная техника и материалы.

собственная деятельность детей - собственная художественная деятельность детей:• художественно речевая;• театрализован но-игровая и др.

            Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Выделяют следующие  функции средств обучения.

компенсаторную;

адаптивную;

информативную;

интегративную:

инструментальную.

 

  1. Нормативно-правовые основы специального образования.

               Правовые основы государственной социальной политики в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии заложены в следующих документах Организации Объединенных Наций:

Всеобщая декларация прав человека (1948);

Декларация прав ребенка (1969);

Декларация о  правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971);

Декларация о  правах инвалидов (1975);

Конвенция о правах ребенка (1989);

Стандартные правила  обеспечения равных возможностей для  инвалидов (1993);

Декларация о правах умственно  отсталых лиц. Всеобщая декларация прав человека:

предоставляет инвалидам  и лицам с ограниченными возможностями  те же права, что и всем людям (основополагающий принцип равенства прав);

Конвенция о правах ребенка:

• "мировая конституция  прав ребенка";

• главная цель - максимальная защита прав ребенка;

• основные требования, обеспечивающие права детей, - выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия  в жизни общества;

• закрепляются права "неполноценного  умственном или физическом отношении ребенка" на достойную жизнь в обществе

• инвалиды имеют равные с другими людьми гражданские  и политические права; инвалидам  должны предоставляться специальные  услуги социального характера,

Конституция РФ

закрепляет положения, отвечающие духу международного воров и соглашений, которые призваны обеспечивать прав всех слоев населения (глава "Права  человека"); провозглашает социальное равенство и равноправие.

Закон "Об образовании"'.

            государственные гарантии всем детям, в том числе с отклонениями в развитии, на получение образования; создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (п. 10 ст. 50). Финансирование таких учреждений должно осуществляться по повышенным нормативам

              На основании Закона РФ "Об образовании' Правительством РФ разработаны и утверждены Типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии.

                Разрабатываются и другие законодательные документы, направленные на защиту детей с ограниченными возможностями.

 

  1. Клинические основы специальной педагогики.

             Клинические основы специальной педагогики — это совокупность основных знаний медицины и биологии человека (Б.А. Архипов). Они позволяют:

  • увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения и развитии;
  • понять сущность повреждений в организме и особенности развития ребенка с отклонениями;
  • определить компенсаторные пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;
  • построить специальную педагогическую систематику и педагогические классификации внутри каждой предметной области специальной педагогики;
  • квалифицированно провести профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии педагогическими средствами.

Медицинская помощь:

            диагностика — выявление сущности патологических проявлений различных повреждений (дефектов) И их причин;

           медицинское обследование — определение возможности и способов лечения, прогнозируемый эффект;

           способы лечения - медикаментозные, физические, оперативные (хирургические).

Биологические факторы, которые могут оказать  негативное влияние на развитие ребенка:

генные  и хромосомные болезни;

инфекционные, эндокринные и иные заболевания  матери;

осложнения  беременности;

родовая травма;

обменные, эндокринные нарушения;

физические  и психические травмы ребенка  в первые годы жизни.

 

 

  1. Психологические основы специальной педагогики.

          Психология аномального развития, или специальная психология, -- область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

            Таким образом, значение специальной психологии (для специальной педагогики) определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.

           Центральным вопросом как специальной психологии, так и специальной педагогики является проблема компенсации функций. Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций.

 

 

 

 

  1. Коррекционно-педагогический процесс: цели и задачи.

          Коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

Принципы коррекционно-педагогической деятельности:

Общепедагогические  принципы:

Принципы  специальной коррекционно-педагогической деятельности

1. пр-п системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2. пр-п единства диагностики и коррекции;

3. пр-п учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4. деятельностный принцип коррекции;

5. пр-п комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"