Школьная неуспеваемость, как психолого-педагогическая проблема в современной школе. Пути ее разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

При всем многообразии форм и методов процесса обучения, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами.
Для решения этой задачи в условиях общеобразовательной школы предлагается широкая пропаганда передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований и школьной практики. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы.

Содержание работы

Введение
1. Неуспеваемость – как психолого- педагогическая проблема.
2.Особенности неуспеваемости в общеобразовательных школах.
3.Пути и способы преодоления неуспеваемости в современной школе.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

4.Причиной неуспеваемости  может быть неправильно сформированное  у учащихся в семейном воспитании  отношение к труду вообще и учебному труду, в частности.

      5.   Наконец, доминирующей причиной  может быть отсутствие у ученика  познавательных  и  учебных  интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением (например, интерес к игре, к животным или птицам, к моде, пустому времяпрепровождению и т.п.).

Изучение соответствующих  научных  данных позволило выделить три  основных фактора успеваемости:

  1. требования к учащимся, вытекающие из целей школы;
  2. психофизические возможности учащихся;
  3. социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования к учащимся  не всегда достаточно точно формируется  в программах, но они всегда подразумеваются, и именно они составляют основу для  разработки контрольных заданий  и критериев оценок.

В данный момент нас интересует не существо этих требований и не достоинства или  недостатки тех материалов, в которых они сформированы, а только вопрос  об условиях их реализаций. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.

В реальной практике разработки содержания программ требования к учащимся постоянно корректируются, исходя из социальных возможностей и  их возможностей детей. Можно  сказать, что эти требования, диктуемые социальным заказом, корректируются в связи с возможностями их реализации.

Требования, следовательно, не  являются произвольными. Они  диктуются потребностями общества, теми задачами, которые оно ставит перед школой в деле подготовки подрастающего  поколения к активной производственной  и общественной деятельности.

В возможностях детей  различают две тесно связанные  друг с другом стороны – физические возможности (состояние организма и его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся  специалисты каждого учебного предмета ориентируются (осознанно или  неосознанно) на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

В последнее время  проводится  и экспериментальная  работа,  направленная на  выяснение  доступности выдвигаемых требований. Возрастные возможности овладения содержанием обучения широко изучаются в педагогической психологии и дидактике.

Как известно педагогика, исходит из того, что все нормальные в отношении психического развития и состояния здоровья дети обладают достаточными возможностями, чтобы  успешно учиться в средней  общеобразовательной  школе и  получить полноценное образование. Наша школа делает всё возможное и для развития способностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пути и  способы преодоления неуспеваемости  в начальной школе.

Современная дидактика  в качестве основных путей преодоления  неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Педагогическая диагностика  - систематический контроль и  оценка результатов обучения, своевременное  выявление пробелов. Для этого  применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия  - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие.  Поскольку неудачи в учебе  связаны чаще всего с плохим  воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками  выдвигаются воспитательные и развивающие  педагогические воздействия. Целью  работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

При разработке путей  совершенствования учебно-воспитательного  процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов.

Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению.

С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших  классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В  данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Обращено внимание и  на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания  ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами.

Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся.

На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная  работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе.

Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших  классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов.

Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства  дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.

Деятельность учителя  по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его  устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

При установлении причин неуспеваемости отдельного ученика, учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки.

Причины тут могут  быть самые различные: и болезнь  ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика.

Но и эти причины  являются следствием других, более  общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение.

Неуспеваемость –  сложное и многогранное явление  школьной  действительности, требующее  разносторонних подходов при её изучении. В нашей работе сделана попытка  рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с остальными категориями  дидактики – содержанием и процессом обучения.

Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый  учитель, или может нравиться  общение с друзьями, но в целом  кажется, что они смотрят на школу  как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа,  в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом  приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. 

Учителя как будто  считают важным научить детей чтению, письму, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди  не представляют ценности. 

Необходимо, чтобы учителя  смогли почувствовать, если ребенок  тревожен или страдает от чего-либо, или считает , что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их  отрицательные эмоции обращаются на детей.

Здесь возможен выход-учителя  и дети могут учиться лучше  понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут  друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать сильнее и лучше.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре  важных условия:

1. Отсутствие существенных  недостатков умственного развития;

2. Достаточный культурный  уровень семьи или хотя бы  стремление к достижению такого  уровня;

3. Материальные возможности  удовлетворение важнейших  духовных  потребностей человека;

Информация о работе Школьная неуспеваемость, как психолого-педагогическая проблема в современной школе. Пути ее разрешения