Школа и педагогика за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

В 1983 г американцы испытали сильное потрясение Вышел в свет правительственный доклад «Нация в опасности необходимость реформы образования» над которым в течение двух лет работала комиссия, назначенная президентом страны Написанный ярко и эмоционально, он был обращен не только к законодателям и руководителям образования, но и к учителям, родителям, учащимся, широкой общественности Открыто и резко, не щадя национальной гордости которая заполняет американцев авторы доклада говорили о серьезных недостатках американского образования, об угрожающем благополучию нации снижении качества подготовки молодежи в школах (см A Nation at Risk The Imperative for Educational Reform Wash, DC, 1983 P 5)

Файлы: 1 файл

006.DOC

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Учителя и их профсоюзы  указывали, в свою очередь, на весьма низкую по сравнению с другими  специалистами зарплату, перегруженность работой (американский учитель работает, как государственный служащий, полный рабочий день, имея 5-6 уроков и обучая до 150 учащихся ежедневно), плохую дисциплину в школе, отсутствие надлежащих условий 

для повышения квалификации.

Руководители университетов говорили о непривлекательности учительской  профессии для талантливой молодежи (в учителя идет низшая по успеваемости четверть выпускников школы), о недостаточности четырех лет вузовского образования и степени бакалавра (что является типичным требованием при получении диплома учителя) для подготовки квалифицированного специалиста, малом удельном весе знаний и умений по специальности в общей программе подготовки учителя.

За последние 10-15 лет произошли  некоторые позитивные сдвиги в обеспечении школ квалифицированными учителями. Во многих штатах право на преподавание в школах дается лишь при условии успешной сдачи квалификационного экзамена (Национальный учительский экзамен), состоящего из трех разделов   специальность, педагогика, общее образование. При найме на работу предпочтение получают те. кто имеет степень магистра наук. В результате этой политики растет число учителей с университетским образованием продолжительностью более четырех лет В 1981 г. их было менее половины   49,3%, в 1986 г. — 50,4%, в 1991 г — 53% (см. Digest of Education Statistics. P. 75).

Растет понимание важности системы  непрерывного повышения квалификации учителей. Во многих штатах вводится «профессиональная лестница», при которой зарплата учителя зависит от уровня его образования, числа часов и курсов последипломного образования, эффективности его труда. В контракт, заключаемый с учителем, включается пункт о повышении квалификации в объеме определенного числа часов в год.

Расширяется сеть учреждений для последипломного педагогического образования. Кроме традиционных платных курсов при университетах для получения повышенной степени (магистра, доктора), она все чаще включает курсы и семинары, организуемые школьным округом, губернаторские академии для учителей и руководителей школ, творческие мастерские, которые проводят различные учительские ассоциации и негосударственные педагогические учреждения В 1991/92 учебном году 15% учителей занимались в университетах для получения степени магистра (доктора), 61% — на различных курсах в системе повышения квалификации (см.: The Condition of Education. P, 78).

Условия труда учителей меняются к  лучшему, но очень незначительно. Средняя напол-няемость класса в начальной школе в 1981 г составляла 25 учащихся, в 1991 г. — 24; в средней школе она даже возросла с 23 до 25 человек. Среднее число часов в неделю, кото-

 

108

 

Школа и педагогика зарубежом

 

 

 


рые учитель тратит на учебные цели, увеличилось с 46 до 48

По сравнению с 1980 г возросла средняя зарплата учителей с 30 528 до 36 495 долл в год Этот рост частично объясняется повышением образовательного уровня и увеличением стажа работающих учителей (средний стаж возрос с 12 в 1981 г до 15 лет    в 1994 г) что определяет их зарплату Несмот ря на некоторое повышение зарплата работа ющих в школе несравнимо ниже той что получают другие специалисты с высшим образованием (врачи, юристы, инженеры и др)

Большая нагрузка в школе плохая дисциплина учащихся относительно невысокая зара ботная плата — все это лежит в основе неудовлетворенности многих учителей своей работой Опросы свидетельствую!, что поло вина работающих хотела бы оставить шкоду и найти себе применение в другой области (см Digest of Education Statistics P 75)

Серьезную озабоченность у учителей государственных школ вызывает отсутствие под держки их работы и внимания к детям со стороны родителей Эту проблему как одну из самых серьезных в деятельности учителя и школы отмечают 90% учителей (см ibid P 79)

Семья и школа —  партнеры. Чрезмерная ориентация на материальные ценности делает семейные связи в западной цивилизации менее прочными по сравнению с восточной В американском обществе например дети стремятся к денежной независимости и начинают под рабатывать еще в начальной школе В IX-XII классах практически все школьники работают по 10 15 часов в неделю чтобы купить модные вещи технику скопить деньги на учебу в университете Эмоциональная жизнь подростков проходит за пределами семьи и школы По окончании школы подавляющее большинство молодежи оставляют семью и лишь из редка навещают родителей

Высокий уровень разводов (в США  распадается каждая вторая семья) рост числа семей с одним родителем активное вовлечение женщин в труд вне дома еще больше ослабили воспитательные функции семьи что наносит существенный урон развитию общества

Укрепление семьи и семейных ценностей — одно из главных направлении деятельности американской администрации Разнообразные законы в целях помощи семье среди них крупный и всеохватывающей Закон о поддержке семьи (1988), национальные и региональные конференции по проблемам семьи правительственные и общественные акции способствующие сплочению семьи (например, месяч ник под девизом «Америка любит своих детей») послания президентов к нации о важ 

ности семейных связей и т д свидетельствуют  о том что в американском обществе придает ся вопросам семьи приоритетное значение

Важной частью движения за здоровую и прочную семью является тенденция  к интеграции школы и семьи в деле воспитания и обучения детей Стратегические цели развития образования для грядущего века предусматри вают «партнерство школы и семьи которое обеспечит более активное вовлечение родите лей в социальный эмоциональный академический рост детей»

Принцип «Родители и учителя    партнеры» которым руководствуются школы, внес много новых элементов в их деятельность Работа с родителями ведется по специальным программам «Родителеведение» Сюда включаются занятия в виде семинаров и мастерских для родителей создаются демонстрационные и консультационные центры для них издается большое количество учебников и учебных пособии с помощью которых они самостоя тельно могут заниматься с детьми испытыва ющими затруднения в учебе широкое распространение получили психолого педагогические «рецепты» в которых в сжатой и конкретной форме даются советы что делать в случае возникших проблем с воспитанием детей (что делать если ребенок агрессивен если он лжет как сформировать чувство ответственности умение дружить с людьми и т п)

Включить родители в качестве партнеров  учителей в учебно-воспитательный процесс  — сложная и многотановая задача Ее решение потребует длительного  времени изменения отношении между семьей и школой создания соответствующей инфраструктуры Но в самой идее и первых шагах заложен большой потен циал повышения качества образования

В послевоенный период в ситу сложивших  ся благоприяч ных условий (страна практичес ки не испытала ужасов и разрушений воины, ее научный потенциал возрос за счет прибывших из Европы десятков тысяч ученых и др) США удалось сделать мощный рывок а науч но техническом прогрессе и занять лидирую щее место в мире Сохранение этого статуса было и продолжает оставаться главной стратегической целью государственной поли тики во всех социальных областях включая образование Каждый раз когда явственно обнаруживается угроза превосходству США образование становится центром внимания государства и общества и подвергается глубоким преобразованиям Так произошло после запуска советского спутника, расцененного американскими властями как отставание США в области науки и техники Тот период примечателен усилиями по реорганизации

 

109

 

Педагогика, № 5, 1996 г.

 

 

 


образования в целях подготовки интеллектуальной элиты

Однако   быстро   меняющийся   мир убедительно свидетельствовал, что тонкой прослойки интеллектуалов недостаточно для крупномасштабных продвижений в научно-технической  революции В конце 70-х гг. США почувствовали дыхание своих соперников в лице Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, «новых» индустриальных стран Азии   Как и четверть века назад, образование стало приоритетом номер один в американском обществе Школа оказалась лицом к лицу с труднорешаемой и сложной задачей — дать не только интеллектуалам, но и всей молодежи высококачественное общее образование 

Прошедшие тринадцать лет свидетельствуют  о ряде позитивных сдвигов в деле реорганизации американской школы Вместе с тем растет понимание того, что полноценное решение задачи возможно лишь при условии преодоления исторически сложившихся традиций в образовании, отказа от ряда старых принципов и подходов, при которых большая часть учащихся, оставаясь в школе и заканчивая ее, не получает хорошего общего образования В американской педагогике и смежных науках идет трудный процесс разработки новой парадигмы, которая позволит создать школу, отвечающую требованиям XXI в Лозунг «Создадим Школы Нового Поколения» определяет сегодня научную и практическую деятельность в области образования


Информация о работе Школа и педагогика за рубежом