Школа и педагогика в России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова.
Задачи исследования:
- рассмотреть историко-педагогические условия формирования педагогических взглядов Н.И. Пирогов на обучение и воспитание в российской образовательной системе;
- изучить основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова;
- осуществить анализ взглядов и содержание педагогической деятельности Н.И. Пирогова

Файлы: 1 файл

Пирогов итог.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Требованиями такого рода Пирогов ставил перед учителями  сложнейшую и труднейшую, но в то же время самую основную задачу в  искусстве воспитания - изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на учащихся [10; 124-131].

 

Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить  слова В. И. Ленина: «Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками». Никто не сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора, трудами которого, начиная с его ранней молодости, пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира.

На протяжении всей своей  жизни, Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.

Он искренне стремился  к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право  на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

Наряду с большими принципиальными педагогическими  вопросами Пирогов в своих  литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения [10; 175-182].

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1.Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

2.Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

3.Требуя, чтобы учителя  и руководители прогимназий и  гимназий хорошо изучали учащихся  и их успеваемость, Пирогов предлагал  перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.

  1. К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы. 

     Своей оживленной, глубоко плодотворной административно-педагогической и научно- литературной  деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых, прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни.

По справедливости и  единодушному признанию Пирогов  вошел в историю русской культуры не только как выдающийся гениальный ученый анатом и талантливейший врач-хирург, но и как классик оригинальной передовой русской педагогической мысли. И можно быть уверенным в том, что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашей страны и глубоко плодотворная значимость его педагогических идей и педагогической деятельности будут еще долго находить высокую оценку и вызывать глубокое уважение со стороны всех людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Николай Иванович Пирогов - одна из самых выдающихся личностей XIX века. Тот вклад, который он внёс в развитие науки в нашей стране, столь велик, что вполне сравним с достижениями таких великих гениев науки и политических деятелей нашей истории, как, например, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов. Не потеряли значения его открытия в области хирургии и анатомии, многие хирургические операции так и носят его имя, столь же актуальны остаются его идеи в области педагогики и общественной деятельности.

     Его именем названы улицы во многих городах нашей страны. Имя Пирогова носят Ленинградское хирургическое общество, второй Московский и Одесский медицинские институты. После смерти Пирогова было основано «Общество русских врачей в память Н.И. Пирогова», а также регулярно созывавшиеся «Пироговские съезды».

     К историко-педагогическим условиям формирования взглядов Н.И. Пирогова на воспитание и обучение молодежи относятся: накопленный передовой военно-педагогической мыслью России опыт воспитания и обучения учащихся средней и высшей школы; потребности капиталистического развития страны, условия коренного реформирования системы образования во второй половине XIX века; личные положительные качества Н.И. Пирогова.

     Педагогические взгляды выдающего педагога, как ничто другое велико по сей день. Мысли его и сейчас, как никогда, важны и ценны. В конце своей жизни Н.И. Пирогов писал: «Время обсудит и оценит лучше нашего и наши убеждения, и наши действия, а мы утешим себя тем, что и здесь на земле, где все проходит, есть для нас одно неразрушимое - это господство идей. И потому, если мы верно служим идее, которая, по нашему твердому убеждению, вела нас к истине путем жизни, науки и школы, то будем надеяться, что и поток времени не унесет ее вместе с нами».

     Педагогическое наследие Н.И. Пирогова и современность учат нас тому, что преемственность и новации в вопросах образования были всегда и остаются в наше время незыблемыми, как условие развития прогрессивной педагогической мысли.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1.Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

2.Основными дидактическими  принципами Пирогов считал осмысленность  обучения, активность и наглядность.

3.Требуя, чтобы учителя  и руководители прогимназий и  гимназий хорошо изучали учащихся  и их успеваемость, Пирогов предлагал  перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.

  1. К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

 

     Таким образом,  Николай Иванович Пирогов –  гордость Отечественной педагогической науки, и его идеи близки нам и актуальны по сей день.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Авенариус В.П. Молодость славного русского хирурга и педагога Пирогова. С портретами и рисунками. - СПб., 1910.
  2. Афонский А.П. Пирогов, его жизнь и педагогическая проповедь. – М.,1911.
  3. Бертенсон И.В. Николай Иванович Пирогов. - СПб., 1881; 2-е изд. - СПб., 1881.
  4. Бехтерев В.М. Н.И. Пирогов как научный и общественный деятель. - СПб., 1910.

      5.Грунский Н.К. Пирогов Н.И., его педагогическая деятельность и взгляды.–Юрьев., 1907.

      6. Добролюбов H.A. Собрание литературных статей Н.И. Пирогова. Там же, т. 4 .- M., 1962.

      7. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986.

      8. Жильцов М.Д. Пирогов Н.И. о воспитывающем обучении. – М., 1939.

      9. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. - М., 1982.

     10. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М., 1949.

     11. Пирогов Н. И. Вопросы жизни cоч., т. I. –Киев., 1910.

     12. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1985.

     13. Порудоминский В.И. Пирогов. - М., 1974.

     14.Разумовский В.И.Пирогов, его жизнь, научно-общественная деятельность и мировоззрение. - СПб., 1910.

     15. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова. Собр. соч., т.З.-М., 1948.

     16.  Штраих С.Я. Н.И. Пирогов. - М., 1949.




Информация о работе Школа и педагогика в России в первой половине XIX века