Школа и педагогика в России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова.
Задачи исследования:
- рассмотреть историко-педагогические условия формирования педагогических взглядов Н.И. Пирогов на обучение и воспитание в российской образовательной системе;
- изучить основные положения педагогической системы Н.И. Пирогова;
- осуществить анализ взглядов и содержание педагогической деятельности Н.И. Пирогова

Файлы: 1 файл

Пирогов итог.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

     Школами для государственных крестьян занимался Ученый комитет министерства государственных имуществ, в котором около четверти века (1838—1862) работал в должности старшего члена Комитета по народному образованию видный общественный деятель, писатель и музыковед, выдающийся педагог-просветитель Владимир Федорович Одоевский (1804—1869). Он осуществлял педагогическое руководство учебной деятельностью сельских училищ государственных крестьян. [14; 209].

     В сельских приходских училищах министерства государственных имуществ, а также в школах некоторых учебных округов (Петербургского, Казанского) применялись учебные руководства, учебные и народные книги для чтения, созданные В. Ф. Одоевским. Эти руководства способствовали развитию умственных способностей детей, расширяли объем общеобразовательных знаний. В обучении грамоте Одоевским был введен вместо буквослагательного звуковой метод. [14; 213].

     В области обучения арифметике также применялись новые дидактические идеи. Так, Ф. И. Буссе, профессор математики Главного педагогического института в Петербурге рекомендовал начинать обучение арифметике с приучения детей к вычислениям в уме, овладения ими свойствами чисел и уяснения понятий об отношениях величин. В учебниках Буссе учащиеся подводились к выводам и правилам, основное внимание уделялось пониманию ими математических явлений.

     В отдельных гимназиях проводились конкурсные письменные работы по русскому языку и словесности, истории, литературные беседы. Политическим задачам самодержавия больше отвечала школа «муштры и зубрежки», которую оно и старалось насаждать в интересах подготовки верноподданных, покорных слуг престола. [14; 213].

     Рост производительных сил страны, промышленности и сельского хозяйства вызвал некоторые сдвиги в развитии профессионального образования. Открываются высшие технические учебные заведения (в 1828 году в Петербурге открывается Технологический институт, в 1832 году — Институт гражданских инженеров, преобразованы ранее существовавшие Горный и Лесной институты). В губерниях организуются государственные средние и низшие сельскохозяйственные, технические и коммерческие учебные заведения

     Царское правительство считало, что юношеству недворянского происхождения следует давать больше практических и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных знаний.

        Таким образом, мы рассмотрели развитие школы и педагогики в России в первой половине XIX века.

1.2 Жизнь и  педагогическая деятельность Н. И. Пирогова

 

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье казначейского чиновника. Среднее образование Николай Иванович получил сначала дома, а потом в частном пансионе. Четырнадцати лет поступил в Московский университет на медицинский факультет.

 По окончании Московского  университета  (медицинский факультет)  он подготовлялся в Дерпте (г.  Тарту) к профессуре и после  защиты диссертации на степень  доктора медицинских наук в  течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии  сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге. Здесь он создал первый в России анатомический институт [1; 17].

     Молодой ученый, один из первых в Европе, в широких масштабах начал систематически экспериментировать, решая важные вопросы клинической хирургии опытами над животными.     

В 1832 году он блестяще защищает докторскую диссертацию, избрав темой перевязку  брюшной аорты. А затем командируется за границу, работает в клиниках и лабораториях знаменитых немецких профессоров. Но, вернувшись на Родину, узнает, что обещанная ему кафедра хирургии в Москве уже занята. Тогда молодой хирург уезжает в Дерпт, где избирается профессором хирургии Дерптского университета.    

В этот же период Пирогов в Петербурге читает лекции в Обуховской больнице, делает несколько сот сложнейших операций. В Дерпте, помимо университета, он заведовал несколькими клиниками, много оперировал, и свой опыт оперирующего врача обобщает в труде «Анализы хирургической клиники», опубликованном на немецком языке и получившем известность в ученом мире [1; 20]. 

Слава о чудесном хирурге быстро распространилась по всему Прибалтийскому краю. Люди приезжали к Пирогову за помощью. А во время отпуска сам Николай Иванович ездил по небольшим городам, деревням и оперировал больных. Характерно, что о Пирогове как о научном хирургическом чуде всенародно сообщали пасторы в своих приходах. И приезд русского профессора в захолустный угол вызывал целое паломничество больных. Николай Иванович безотказно помогал людям, исцеляя их от мучительных, а порой и опасных для жизни хирургических заболеваний.

     Большой любовью пользовался Пирогов среди простого народа и широчайших масс студенчества. Его любили за простоту, благородство и бескорыстие. Бедняков и учащихся он лечил бесплатно, а часто помогал им и материально. Всю свою жизнь без остатка отдал этот замечательный врач и ученый, педагог и общественник беззаветному служению отечественной науке и своему народу[1; 22-25].    

В 1837-1839 годах Николай Иванович издает на немецком и латинском языках свой замечательный научный труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», удостоенный Российской Академией наук Демидовской премии.

Труды Пирогова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире  и его именем назван Московский медицинский институт.   

В 1841 году Н. И. Пирогов был переведен  в Петербургскую медико-хирургическую  академию на кафедру госпитальной хирургии и прикладной анатомии. Клиника, находившаяся при госпитале, вскоре стала высшей школой хирургического образования в России. Необыкновенный дар преподавателя, несравненная техника Пирогова при операциях, количество и разнообразие их, - всем этим могла гордиться русская медицина [2; 60].

В 1854 году во время осады  Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен  на фронт  во главе с организованной им общиной «сестер милосердия».

Вскоре после возвращения  из Севастополя в столицу Пирогов  ушел из Медико-хирургической академии и целиком посвятил себя педагогической и общественной деятельности. Он был назначен попечителем Одесского, а потом Киевского учебного округа. Как педагог Пирогов опубликовал целый ряд сочинений. Они вызвали огромный интерес. Их читали в глухой ссылке декабристы. Пирогов призывал сделать знания доступными народу – «обнародовать науку» [1; 28].   

    В своей педагогической деятельности Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.    

Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы — прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).    

Главное место в системе средней школы  Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классической гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу [1; 35].  

В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать  их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешности обучения. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.    

Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен  мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.     

К преподаванию в высшей школе Пирогов  предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров  со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия  и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

Исключительная заслуга  Н.И. Пирогова в том, что он блестяще сочетал в себе талант врача и общественного деятеля [4; 68].

Но Пирогов впал в немилость  у властей — на каждом углу он пытался разоблачить интендантов, которые воровали солдатские пайки, простыни, корпию и медикаменты, и обличительные речи не прошли Николаю Ивановичу даром. Великий ученый смело заявил, что все сословия и все национальности, включая и самые малые, имеют право на образование.

В 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным. В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его «красным» (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Он продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых [11; 119].

Когда в 1861 году Порогов  был уволен с должности попечителя и поселился в своем имении «Вишня» неподалеку от Винницы и жил там до конца жизни.

Правительство сделало  вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило  его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности.

Н.И. Пирогов был страстным  курильщиком и умер от раковой  опухоли во рту. Великому хирургу и педагогу был 71 год. Его тело с согласия церковных властей было забальзамировано специальным составом, разработанным ученым незадолго до смерти. Пирогов хотел быть похороненным в земле под липами своего поместья [12; 200-201].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Педагогическое наследие Н. И. Пирогова.

2.1. Педагогические  взгляды Н. И. Пирогова.

 

Рассмотрение педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует начать со статьи «Вопросы жизни» опубликованной им в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании.

 В статье «Вопросы жизни» Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором [12; 201].

     К.Д.Ушинский в своей статье «Педагогическое сочинение Н.И.Пирогова» писал: «Н. И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики, но глубочайший вопрос человеческого духа».

     Для того, для кого, как для Ушинского и Пирогова, вопросы воспитания - это глубочайшие вопросы человеческого духа, — воспитание неотъемлемо от вопросов о достоинстве и назначении человека.

Критикуя философские работы Пирогова, Ушинский указывал на то, что в них  нет единой системы, иногда даже нет  внешней связи, но зато есть такая глубокая внутренняя связь, которую редко можно встретить в систематических сочинениях философов.

 

     «Объединяет их то, — пишет Ушинский, — что все они вышли из одного богатого и поразительно деятельного духа, что особенно примечательно в такое время, когда разрозненность души человеческой достигла последних пределов, когда в одной и той же голове вмещаются разнообразные, часто противоречащие друг другу взгляды и убеждения».

Информация о работе Школа и педагогика в России в первой половине XIX века