Широта тематики в поэтических произведениях Е.И.Благининой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Среди искусств, адресованных непосредственно детям, литературе принадлежит ведущая роль. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, формирования у детей основ мировоззрения и нравственных представлений, расширения их кругозора. Литература для детей и юношества вызывала много споров и дискуссий о том, можно ли считать ее отд. видом искусства, что является главным в произведениях для детей - законы художественного творчества или воспитательная функция

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.docx

— 57.47 Кб (Скачать файл)

Труд, особенно извечный женский, становится для Благининой метафорой  жизни и творчества («...простым  крестом по снегу вышивала, месила тесто теплых пашен вешних»). Все  мотивы она сливает в единственную тему, в единый образ — родины.

Нелегко разъять в анализе  цельность благининской поэзии, потому что стихи ее не отдельно о труде, отдельно о природе или о личной жизни. «Россия, страсть моя!» —  и все у нее о России: когда  рисует весны и осени, рассветы и  закаты, когда размышляет о собственных  стихах. Прислушиваясь к названию древнего города Суздаля, играя звучанием  родной речи, она угадывает в нем  давнюю судьбу родины, характер народа: В слове Суздаль — узда и  даль, / Удаль, лад, и ад, и слеза...

И отчизна воссоздается ею в образах труженика («пахарь, воин, зодчий, рыбак»)... Видишь его то, как  сурового, величественного старика  с косой («Он вошел в автобус  босой. / И стоял к двери прислонясь...»); то, как бесстрашного машиниста, что  «под ветра острый свист ведет  тяжелый паровоз». Нет для Благининой труда низкого или высокого —  есть поэзия труда, одухотворенного  человеком. Потому из стихотворения о прозаическом домашнем занятии, о глажке белья, постепенно начинают выплывать иные картины: Горячий, ровный- ровный след,— / Ни складки, ни морщинки нет...

Певучий рефрен вызывает в  воображении плавное струение вод, и чистое белье приносит свежий запах  зимы, потому что пахнет «морозцем, ветерком, недавно выпавшим снежком». И веер искр из-под кружащегося  колеса точильщика вырывается в самое  небо... Все эти запахи, этот полет, раздолье неба и земли, столь близких  между собой и отраженных друг в друге, передают нам ощущение простора, того глубокого, легкого дыхания, каким  дышат благининские стихи. И оно не покидает даже в «Букварике», составленном, казалось бы, с одной целью: научить ребенка различать буквы... Теперь, когда для детей будут писаться новые учебники, «Букварик» Благининой мог бы служить образцом, в котором практическая, познавательная цель нашла поэтическое выражение.

Надо изучить букву  «о» — и звук гуляет по строке, то попадает под ударение, то уходит от него. Музыкальные оттенки меняются, и в конце концов все складывается в пейзаж, который всегда набрасывает  Благинина: даль за окном, высота неба, облака, отраженные в реке: Открыты окна широко. / За окнами — Ока. / А над Окою высоко, / Высоко облака. / Они Окой отражены, / В Оке повторены. Иногда, как здесь, в стихах слышна лишь музыка, но чаще всего радуют глаз цвета синевы и золота. Золото — это «зерна потоки золотые», и солнце уподоблено хлебу: Солнышко то спрячется за тучей, / То раскинет желтые лучи. / И сидит поджаристый, пахучий / С золотистой коркой хлеб в печи... В «Землянике» читатель услышит гимн жизни и родине, которую уничтожить невозможно — вопреки разрушительному грохоту, в прахе и дыме войны поспевала земляника и куковала кукушка, поддерживая уверенность в победе. Причем архитектоника стихотворения подчеркнуто проста: две строфы — вопрос, одна строфа — ответ... Вопросы-ответы создают интонацию беседы с глазу на глаз, узор этих вопросов-ответов симметричен: А поспевала ль земляника...? / А куковали ли кукушки? / Да, здесь кукушка куковала. / И земляника поспевала. Пейзаж впаян в гражданскую тему и гражданская тема — в пейзаж. Одухотворенная природа — жалобно клонящая головки и все-таки поспевающая земляника, и все-таки кукующая кукушка — вырастает в символ непокоренности. И вывод прям, публицистичен: Не потому ли русский войн / В пылу бомбежек и атак, / Был духом тверд, душой спокоен / И знал, что сокрушится враг. Сад у Благининой — образ родины. Название томика «Окна в сад» подкреплено эпиграфом из Марины Цветаевой: «Пошли мне сад на старость лет...» Образ сада возникает в стихотворениях «Угадайте, где мы были?», «Зима», «Зайчики», «На моем окошке», «Мороз», «Милый сад», «О яблоке», «О дроздах» — всех не перечислить!

Мир детства  – казалось бы, очень замкнутый  – в творчестве Благининой существует внутри круга ее основных раздумий тех лет: О Поэте, Времени, Человеке, человеческих узах, Природе, Боге, Родине; о соотнесенности названных вещей с действительностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нравственно-эстетические  ценности произведений В.Драгунского

Виктор Драгунский (1913–1972) был талантлив вглубь и вширь. Если представить себе, сколько он успел сделать за короткий срок –  всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, – то кажется, что  он прожил несколько жизней. В одной  жизни он был шорником, лодочником, токарем, в другой – цирковым клоуном, актёром кино и театра, руководителем  замечательного сатирического ансамбля "Синяя Птичка", в третьей  – одним из лучших детских писателей  и превосходным, нежным и добрым писателем для взрослых.  Конечно, всё это так и не так. Драгунский прожил одну, на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве. Он был блестящим устным рассказчиком, интересно, по-своему "читал" людей, открывая в них порой такое, чего не видели те, кто стоял к ним ближе. Он не боялся распахнуться новому человеку, ощутив в нём родную кровь, и не боялся разрыва, если обнаруживал низость. Но куда легче ему было любить, жалеть, снисходить и прощать, нежели ненавидеть и ссориться. И всё же щедрый и радостный, как праздник, Драгунский не был примиренцем. В его рассказах нежное и светлое чувство всегда одерживает верх над плоской и тяжеловесной житейщиной. Нереальное сияние светлячка, похожего на звёздочку, которая горит где-то в непостижимой дали и вместе с тем лежит здесь, на ладони, – это сияние оказывается стократ дороже такой ценной вещи, как новенький игрушечный самосвал. Почему светлячок лучше? Потому что он живой! И светится... И это не прихоть мальчишки, заждавшегося в тёмном дворе своей мамы. Это победа над трезвым расчётом приятеля, для которого жизнь есть свод правил арифметики, – за самосвал он даёт одну марку Гватемалы, две – Барбадоса и лопнувший плавательный круг в придачу. Белые амадины – крохотные птички-снежки с клюквенными клювиками, но такая в них сила, в маленьких и слабых, что все стояли перед ними молча и недвижно, и любили их изо всех сил все единодушно, дети и взрослые. А на какую-то тётку, нарушившую благоговейное молчание нелепыми словами о никчёмности волшебных птиц, все посмотрели так сурово и презрительно, что она покраснела и ушла. "И все мы, кто стоял тут, поняли, что тётка не в счёт, потому что она не из нашей компании". Так мальчик ощутил единство людей перед загадочным миром красоты. Какая сила заставила Дениску выпустить шарик? Но он разжал пальцы, и шарик полетел вверх плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь. Конечно, трудно отказаться от соблазна укротить заключённую в шарике силу полёта, конечно, мальчику хочется ощущать себя хозяином этого упругого стремления ввысь, но всё же мальчик разжимает пальцы и, запрокинув голову в небо, понимает, что иначе поступить нельзя. Потому что "как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и весёлые, и милиционер в белых перчатках, а в чистое синее-синее небо улетает от нас красный шарик". Потому что миг вольного полёта вечен в сравнении с мимолётностью обладания. Мальчик не хочет смириться с тем, что в мире существует обман. Когда Марья Петровна обещает принести ему в подарок настоящую буденовскую саблю, он верит ей, хотя она обманывает его не в первый раз. И он, прибежав из школы, обшаривает всю комнату, хотя и понимает, что сабли нет, не было и быть не могло. "Мама сказала:  Может быть, она ещё придёт? Но я сказал:– Нет, мама, она не придёт. Я так и знал. Мама сказала: – Зачем же ты под раскладушку-то лазил?..  Я объяснил ей:  – Я подумал: а вдруг она была? Понимаешь? Вдруг. На этот раз". И когда великовозрастный мошенник просит велосипед на пять минут, а потом исчезает навсегда, мальчику и в голову не приходит, что его надули, разжалобив рассказом о больной бабушке, за лекарством для которой надо срочно слетать в аптеку. Надули, убедив своим благородством – "...как же это я пущу двух таких пацанят на Садовую? А? Да ещё на велосипеде? Вы что? Да вы знаете, какое там движение?". Мальчик не оставляет в своей душе места для придирчивых сомнений и проверок. Ребята бредут домой по тёмным дворам, а Ванька (он постарше, пятиклассник, не раз, наверное, обжигался уже в жизни) хмуро бормочет, что не вернётся, мол, никогда этот тип с его бабушкой, и велосипед тоже не вернётся. Тут-то Дениску пронзает ужасная мысль: "Ведь на Садовой такое движение..." А в цирке, в скрещении прожекторов, в нежном позванивании колокольчиков, явится мальчику девочка на шаре, явится и исчезнет, уедет в дальнюю даль, в самый конец географической карты, и останется первым предупреждением о любви, разлуке и печали. И разбудит в его отце воспоминание – мальчик поймёт это, вглядевшись в серьёзное и грустное лицо идущего рядом с ним взрослого человека. Не приемлющий людей, опутанных цепями расчётов и приобретательства, Драгунский и для них оставляет отдушину понимания. Быть может, повзрослевший читатель "Денискиных рассказов" почувствует, какое невесёлое, в сущности, житьё у одинокой Марьи Петровны, направившей заложенную в ней силу любви на разжиревшего мопса. В противовес бесконечному миру Денискиных увлечений, предпочтений и привязанностей (рассказы "Что я люблю", "... И чего не люблю!") Мишка заявляет, что он любит ещё больше разных разностей, и вываливает алчный перечень сочных, пухлых и вкусных съедобных вещей. Но маленький человек не может быть только обжорой, в нём, несмотря ни на что, живёт нежная человеческая суть, и поэтому в конце концов Мишка смущённо признаётся, что ещё любит котят... и бабушку... Однажды Виктор Драгунский попал в автомобильную катастрофу, чудом остался жив, и из этого случая родился прекрасный рассказ "Человек с голубым лицом". "Денискины рассказы" выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывшемуся перед ним миру детства. Это вовсе не означает, что Драгунский цеплялся за факты и был лишён дара сочинительства. Он был превосходный выдумщик, и мне не раз приходилось быть свидетелем, как блистательно работала его фантазия. Беглый штрих человеческого поведения, шутка, смешной поворот, неловкость, что-то милое и трогательное – и вот уже заработало воображение художника. Он словно бы смакует эту малость, жонглирует ею, меняет её форму, наращивает из воздуха, будто фокусник. Воспоминания, ассоциации, вспышки озарений – и вот из ничего возникло нечто, произошёл живительный, чудодейственный акт творчества. Так сложились рассказы "Старый мореход", "Друг детства", "Белые амадины" и многие другие. Мне думается, что писательское творчество закономерно оказалось пиком его пёстрой, бурной жизни, хотя сам Виктор Драгунский отдавался до конца каждому делу, которое его захватывало, и с равным уважением относился к любой из многих своих профессий. Когда-то "Пионерская правда" обратилась к ведущим детским писателям с вопросом: кем бы вы хотели стать, если бы не были писателем. Виктор Драгунский не задумываясь ответил: бакенщиком. В ранней молодости он работал бакенщиком, и ему очень по душе пришлось это занятие – прокладывать путь пароходам по тёмной ночной реке. Несомненно, он был бы превосходным бакенщиком, но всё же я думаю, что в применении к Драгунскому вопрос не имел смысла. Он был писателем, писателем до мозга костей. В комбинезоне бакенщика, пёстром костюме клоуна, под личиной разных персонажей на подмостках сцены или на экране кино, в режиссёрском кресле – он всё равно был прежде всего писателем, хотя узнал об этом далеко не сразу. Только литературное творчество смогло вобрать в себя весь его громадный жизненный опыт, знание и понимание людей, суммировать всё узнанное и перечувствованное, осветить нежной любовью к людям, маленьким и взрослым, и наделить долгой жизнью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методическое  обеспечение проведения занятий  в детском саду при знакомстве  с творчеством А.Л.Барто

Агния Львовна  Барто (17.02.1906 г– 01.04.1981 г.)

Родилась в Москве, в  семье ветеринарного врача Л.Н.Волова. Училась в балетном училище, там  начала сочинять эпиграммы, лирические зарисовки. Посетивший училище А. В. Луначарский услышал стихи девушки  и вскоре вызвал ее в Наркомпрос для беседы. Он и посоветовал ей заняться настоящей литературной работой.

Барто искала новую форму, свежие рифмы, чтобы завоевать детскую  аудиторию, по примеру В. В. Маяковского, под сильным влиянием творчества которого она в то время находилась. Его влияние сказалось и в  выборе тем первых удачных стихотворений  Барто – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» (1925); «Пионеры», широко популярной колыбельной «Братишка», «Первое мая» (1926).

В 30-е годы Барто прилагала  немалые усилия к тому, чтобы сделать  сатиру достоянием детской поэзии и  вывести эту поэзию на эстрадные  подмостки (стихотворения «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка» (1930); «Кем быть?», «Через 20 лет», пьеса-игра «Миллион почтальонов» (1934). Однако в этих стихотворениях сатирический запал приглушался  мягкой лирической интонацией. Характерно, что именно лирические миниатюры  для самых маленьких принесли Барто славу классического детского поэта (цикл «Игрушки», стихотворения  «Фонарик», «Машенька», «Машенька растет»  и др.).

В июле 1937 г. Барто в составе  советской делегации поехала  на второй международный конгресс писателей  в защиту культуры, который проходил под бомбежками в столице Испании. Впечатления от поездки выразились в сборниках «Над морем звезды», «Я с тобой» (1938).

В предвоенные годы Барто  в своих стихах создавала поэтический  образ советского детства, счастливого, проникнутого духом интернационализма  и антифашизма (книги «Дом переехал» (1938), «Сверчок» (1940), «Веревочка» (1941)). В 1945 г. режиссером И.Фрезом был сделан кинофильм «Слон и веревочка», в основу которого легло стихотворение «Веревочка». Вместе с Р. Зеленой были написаны сценарий знаменитого кинофильма «Подкидыш» (1940) и комедия для ТЮЗов «Опасное знакомство» (1940, другое название «Дима и Вава»).

В годы войны А. Барто часто  выступала перед фронтовиками, на радио, много писала для газет, а  в эвакуации, в Свердловске, три  месяца трудилась рядом с детьми в токарном цехе. Ее герой военных  лет повзрослел, стал строже, в центре внимания поэтессы – формирование характера молодого поколения (цикл «Уральцы бьются здорово», сборник  «Подростки», 1943; поэма Никита», 1945).

Послевоенное творчество Барто более лирично: в интонациях – скрытая горечь, чувство тревоги  за детей. В поэме о детском  доме «Звенигород» (1947) зазвучала новая  идея, характерная для стихов следующих  десятилетий, - защиты детства от бед  взрослого мира. «Звенигород» послужил толчком к новой, очень важной общественной работе Барто – воссоединению  семей, разрушенных войной. Она нашла  оригинальный способ поиска – по деталям  детских воспоминаний. В течение  девяти лет она вела радиопередачу  «Найти человека», написала повесть  с тем названием (1968).

В стихах 50-60-х годов сатира нередко уступает место мягкому  юмору («Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «У меня веснушки», «Андрей не верит  людям» и др.) Значительная часть  стихотворений Барто – это  детские портреты, в которых живая  индивидуальность обобщена до легко  узнаваемого типа («Новичок», «Непоседа», «Шурка», «Настя», «Младший брат», «Вовка – добрая душа» и др.).

Творческая и общественно-педагогическая деятельность А. Барто во многом способствовала выработке современных представлений  о детстве как субкультуре, обладающей своими правами и возможностями (книги «Записки детского поэта», «Переводы с детского» (1976).

Конспект занятий  «В стране счастливого детства. Любимые стихи А.Л. Барто»

Цель:

  • углублять и расширять знания детей о творчестве А.Л. Барто;
  • развивать у детей литературные способности, в ходе которых формируется интеллект ребенка, обогащается его словарный запас, развивается творческое мышление, фантазия, воображение;
  • формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания стихов;
  • продолжать формировать чувства интуиции в подборе рифмованных слов и знакомить со стихосложением, видеть красоту и богатство родного языка,
  • формировать у детей и родителей заинтересованность и умение выразительно читать стихи;
  • развивать взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную литературную деятельность;
  • обогащать отношения взрослых и детей через эмоциональное общение.

Оборудование:

Портрет А.Л. Барто, книжка –  передвижка «Любимые стихи А.Л. Барто», выставка детских рисунков к стихам А.Л. Барто «Мир, в котором живут  дети», плакат «В стране счастливого  детства», грамоты детям и родителям  «За активное участие в мастер – классе «В стране счастливого  детства. Любимые стихи А.Л. Барто», костюм почтальона Печкина, посылка  с книжками, сундук, самолёт, слон, мячик, бычок, кораблик, выставка любимых детских  игрушек, книги А.Л. Барто в подарок.

Ход занятия:

Входит почтальон Печкин, в руках у него посылка.

- Здравствуйте, взрослые  и дети! Я принес вам посылку,  но отдам ее тогда, когда  вы отгадаете загадку:

Пожалеем вместе зайку,

И уложим спать слона,

Мяч достанем нашей Тане,

Лапу мишке мы пришьем…

Знают взрослые и дети:

Лучше нет стихов на свете.

Про бычка, флажок, кораблик,

Куклу, Вовку, самолет.

И про это, и про то,

Это Агния … (Барто).

Печкин отдает посылку. Дети открывают и достают книги.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько в посылке книг, а все ли здесь книги со стихами А.Л. Барто?

Дети: Нет, здесь есть книга с рассказами Н. Носова.

Воспитатель: Верно, и мы возьмем только книги со стихами А.Л. Барто. Спросите у любого пятилетнего человека, который еще не умеет читать: "Почитать тебе Барто?” - и он кивнет головой. Барто - это значит понятные для него, веселые, интересные стихи. Это значит, он услышит о таких же ребятах, как он сам или постарше. И услышит чистую правду, потому что Барто знает все детские проказы, маленькие хитрости и умеет весело обо всем рассказать. И сегодня вы, ребята, и ваши родители приготовили свои любимые стихи А.Л. Барто. А знаете вы стихов этой поэтессы очень много. Давайте проверим?

Д/и «Закончи строчки»

Воспитатель: Я начинаю первые две строчки, а вы заканчиваете…

Горит на солнышке

Флажок…

(Как будто я

Огонь зажёг.)

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка…

(Со скамейки слезть  не мог,

Весь до ниточки промок).

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине…

(Кот кататься не привык  –

Опрокинул грузовик).

Я люблю свою лошадку,

Причешу её шёрстку гладко,

(Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости).

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…

(Все равно его не  брошу -

Потому что он хороший.)

       А теперь проверим родителей.

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу…

(Он заблудится в саду -

Я в траве его найду.)

Информация о работе Широта тематики в поэтических произведениях Е.И.Благининой