Шацкий его значение для советской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить и описать сущность теории коллективного воспитания С.Т.Шацкого.
Задачи работы:
 изучить литературу по проблеме коллективного воспитания личности;
 дать характеристику культурно-исторической эпохи в период жизни С.Т.Шацкого;

Содержание работы

Введение 1
1. Биография 3
2. С.Т. Шацкий-его значение для советской школы 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

orders_w_55963_55963.docx

— 44.35 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 1

1. Биография 3

2. С.Т. Шацкий-его значение для советской школы 14

Заключение 18

Список использованной литературы 20

 

 

Введение

С первых лет создания советской  школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного  сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что  «в воспитании самой прекрасной задачей  является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным  товариществом...». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Станислав Теофилович Шацкий - выдающийся русский педагог, деятель народного образования и педагогической науки дореволюционного периода и периода становления советской школы. Его деятельность и педагогические взгляды характеризуются гуманно-демократической направленностью, стремлением подготовить разностороннее развитых, свободолюбивых граждан своего отечества.

Теория коллективного  воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной  из таких школ в составе Первой опытной станции по народному  образованию руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление  коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной  педагогической литературе он рассматривается  как эксперимент, намного опередивший  в то время практику воспитания.

В настоящее время, когда  воспитательный процесс ориентирован на личность, на индивидуальность, учителя  и воспитатели не уделяют нужного  внимания таким важным вопросам, как создание коллектива, воспитание в коллективе, использование средств коллективного воспитания, которые, как доказали педагоги советского периода, очень действенны и эффективны, а также положительно влияют на становление личности воспитанника. В связи с этим идеи коллективного воспитания С.Т.Шацкого становятся актуальными и требуют дальнейшего изучения и систематизации.

Проблема исследования - сущность теории коллективного воспитания С.Т.Шацкого.

Цель - выявить и описать  сущность теории коллективного воспитания С.Т.Шацкого.

Объект исследования - труды  С.Т.Шацкого по коллективному воспитанию.

Предмет - сущность теории личности коллективного воспитания в трудах С.Т.Шацкого.

Задачи работы:

- изучить литературу по проблеме коллективного воспитания личности;

- дать характеристику культурно-исторической эпохи в период жизни С.Т.Шацкого;

- изучить труды Шацкого, в которых описывается его теория коллективного воспитания личности;

- раскрыть сущность теории коллективного воспитания Шацкого.

 

 

 

 

1. Биография

 

Станислав Теофилович Шацкий родился 13 июня 1878 года в селе Воронино Смоленской губернии в семье мелкого военного чиновника, заслужившего потомственное дворянство. Семья была большая и очень религиозная.

После того как Шацкие переехали в Москву, маленький Станислав был отдан на обучение в считавшуюся лучшей в Москве гимназию № 6. Несмотря на то, что ученик он был прилежный, воспоминания о гимназии у него остались довольно удручающие. В школе шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались. В последние гимназические годы будущий педагог пришёл к выводу, что так учить и воспитывать, как его в гимназии, нельзя.

Поступив в Московский университет на мехмат, С. Т. Шацкий через некоторое время переводится на медицинский факультет, а затем — в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию. Последний переход объяснялся просто: молодой человек уже решил стать педагогом, взяв для себя в качестве образца школу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, где много внимания уделялось труду на земле, в поле. Поэтому посчитал необходимым освоить специальность агронома для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников. В Академии он показывал такие успехи, что сам Климент Аркадьевич Тимирязев пригласил его продолжать научные занятия под своим руководством. Но С. Т. Шацкий, считая, что уже получил достаточно агрономических знаний для своих будущих школьных занятий, уходит из академии, не закончив её.

С юных лет Станислав Теофилович увлекался музыкой. Он обладал хорошим  голосом, научился играть на фортепьяно, занимался в классе сольного пения. Позже, уже будучи студентом МГУ, поступил в Московскую консерваторию, ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и даже был приглашен в оперную группу Большого театра! Его ждали слава, успех, почет, деньги.

Но и Консерваторию  С. Т. Шацкий не заканчивает. Все эти годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения его влекло в педагогику, к детям.

Судьбоносной оказалась  встреча с Александром Устиновичем  Зеленко. Это был дворянин по происхождению, архитектор по образованию и разночинец-демократ по убеждениям. Вернувшись из двухлетнего  путешествия по Америке, Австралии  и Индии, Зеленко стал агитировать  знакомых за создание в Москве по примеру  американцев «сетлемента» — поселения культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы.

33-летний Зеленко и  27-летний Шацкий сразу решили, что их сетлемент начнётся с создания «детского царства», где каждый воспитанник получит возможность для всестороннего развития своих сил. Кроме того им хотелось создать такое сообщество, в котором воспитатели — «товарищи детей», а не их начальники.

Летом 1905 г., взяв дюжину мальчишек  из приюта Сущёвского попечительства о бедных, они расположились в одной из пустующих, нанятой на лето даче поблизости от деревни Щёлково.

В основу совместной жизни  взрослых и детей был положен  физический труд и общественное начало. Они сами готовили еду и оборудовали  помещение. Мастерили себе столы, лавки  и кровати, работали на огороде, пристроили к даче летнюю веранду. Руководство  жизнью и деятельностью детей  осуществлялось через общее собрание — «сходку». Ежедневно, обсуждая на «сходке» прожитое, вносили в свою «конституцию» новые «установления».

Дружно и слаженно прошло лето в колонии. Это окрылило её организаторов. Дальнейшее развитие опыта шло в  направлении от временного коллектива «летней колонии» к созданию постоянного  клубного коллектива. Вернувшись в  Москву, Шацкий и Зеленко сняли небольшое помещение в Марьиной роще и открыли детский клуб под названием «Дневной приют для приходящих детей».

На базе приюта в 1906 году было организовано культурно-просветительное  общество «Сетлемент», главной своей целью ставившее удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения.

B обучении упор был сделан на усвоение практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.

Мальчики и девочки  объединялись по принципу товарищества в клубы-кружки: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные  детьми правила, которым строго следовали  и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов, как  и на общем собрании, считались  обязательными. Кроме клубных занятий, время от времени устраивались общие  для всех участников клубов посещения  музеев, театров, загородные прогулки, был организован хор.

В 1907 г. на средства, собранные  среди владельцев крупных предприятий  — братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой для клуба по проекту А. У. Зеленко было выстроено прекрасное здание в стиле «модерн» в Вадковском переулке. Этот дом первым во всём районе имел электричество и автономное паровое отопление. В нём был зал со сценой и три десятка помещений для кружковых занятий. На крыше располагалась настоящая астрономическая обсерватория (с вращающимся металлическим куполом и приличным телескопом-рефрактором).

При клубе появилась даже своя школа, позволявшая к трём классам  обязательного в те годы обучения «добавлять» ещё три. В этой школе  было много необычного. Учителя здоровались  с учениками за руку. Отметок не ставили. Даже хороших. Но многие родители предпочитали переводить своих детей  из обычных школ в эту. Здесь дети не только быстрее научались читать и писать. Здесь они серьезно «приохочивались» к самостоятельным занятиям с  книгой, к посещению выставок, театров, к слушанию серьезной музыки.

Кроме того, при клубе  были мастерские, где подростки могли  получить начальную профессиональную подготовку по нескольким специальностям. Таким образом, появилась возможность  осуществлять воспитание детей на протяжении двенадцати-пятнадцати лет их жизни, начиная с дошкольного возраста.

В этом доме занималось около 400 детей под руководством четырёх  десятков энтузиастов — московских интеллигентов. Среди работников «Сетлемента» было мало педагогов, но недостаток опыта и средств возмещался колоссальной энергией и огромным интересом к делу. Ядро коллектива образовали выпускники Московского университета Е. А. Казимирова, К. А. Фортунатов, А. А. Фортунатов, Л. К. Шлегер, Н. О. Массалитинова. Это были яркие и одаренные люди, много внесшие в развитие педагогических идей в России.

Одной из наиболее деятельных участниц общества с самого момента  его основания была Валентина  Николаевна Демьянова. После окончания  с отличием Московской консерватории  перед ней открывалась заманчивая перспектива профессии пианиста-концертанта. Но встреча со Станиславом Теофиловичем (они поженились в 1908 году) направила  всю ее жизнь по совершенно иному  пути.

Хотя кружок педагогов, группировавшихся вокруг Зеленко и Шацкого, всячески сторонился политики, его практическая деятельность рассматривалась органами власти как одно из разветвлений социалистических течений того времени. Решением московского градоначальника общество «Сетлемент» со всеми его учреждениями было закрыто 1 мая 1908 года за «попытку проведения социализма среди детей».

После долгих хлопот в феврале 1909 года было получено разрешение открыть новое общество под названием «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента». Снова дети и подростки заполнили многочисленные комнаты своего дома в Вадковском переулке, где начали работать детский клуб и детский сад. Была открыта экспериментальная начальная школа, в которой педагоги пытались по-новому вести учебные занятия в рамках обычной школьной программы, применив усовершенствованные методы преподавания и оживив школьную атмосферу.

Пришлось отказаться от внешней  «республиканской» формы организации  детей. От группировки детей по принципу товарищества перешли к их объединению  в клубах по интересам. Труд воспитателей оставался неоплачиваемым, а содержалось  общество на частные взносы и пожертвования. Работать приходилось в условиях тайного и явного полицейского надзора, часто проводились обыски, угроза закрытия висела над учреждением.

Воспитание, которое ребенок  получал в стенах школы, С. Т. Шацкий называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т. д. — большим педагогическим процессом. Он утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им.

У Станислава Теофиловича  возникает мысль о возобновлении  работы летней детской трудовой колонии  как постоянного учреждения с  сельскохозяйственным участком. Устройство колонии давало возможность создать  подходящие условия для проявлений настоящей детской жизни, свободной  от внешних наслоений, сложившихся  под неблагоприятным влиянием дурных сторон окружающей жизни взрослых.

В 1911 году член этого общества М. К. Морозова разрешила организовать на пустующем участке ее имения в  Калужской губернии (на территории современного города Обнинска) детскую  колонию. Для размещения первых 40 воспитанников  там был построен двухэтажный  барак с балконом.

С. Т. Шацкий сразу предоставил детям возможность самим решать свои дела. Все важные вопросы жизни обсуждались на собраниях, которые проводились каждый день. На одном из первых собраний дети решили, что всё будут делать сами, распределили очередность дежурства на кухне, наметили план работ, придумали и название колонии — «Бодрая жизнь».

Основой жизни в колонии  был физический труд: дети вместе с  сотрудниками выполняли работы по приготовлению  пищи, по самообслуживанию, по благоустройству  колонии. Начиналось с простого — корчевали пни, прокладывали дорожки, возводили постройки. Со временем стали обрабатывать поля, выращивать на них рожь и пшеницу. Позже появилась своя электростанция.

Информация о работе Шацкий его значение для советской школы