Самообучение и самообразование студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:56, реферат

Описание работы

Путь труден, — потому что требует больших усилий, преодоления себя,
твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением
семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — потому что эти трудности
преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее.
Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с
первого шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же —
в новый для него мир интенсивного познания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙ 6
2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11
3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ 14
4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) 18
5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ 20
6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 34

Файлы: 1 файл

Самообучение и самообразование студента.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

    Начинать  повторение рекомендуется за  месяц-полтора  до  начала  сессии. 

Прежде  чем  приступить  к  нему,  необходимо  установить,   какие   учебные 

дисциплины выносятся  на сессию и, если возможно, календарные  сроки  каждого 

экзамена или  зачета. 

    Установив  выносимые на сессию дисциплины,  необходимо  обеспечить  себя 

программами. В  основу повторения должна быть положена только  программа.  Не 

следует повторять  ни по билетам, ни по контрольным вопросам.  Повторение  по 

билетам нарушает систему  знаний  и  ведет  к  механическому  заучиванию,  к 

«натаскиванию». Повторение по различного рода контрольным  вопросам  приводит 

к пропускам  и пробелам в  знаниях  и  к  недоработке  иногда  весьма  важных 

разделов программы. 

    Повторение  — процесс индивидуальный; каждый  студент повторяет  то,  что 

для  него  трудно,  неясно,  забыто.  Поэтому,  прежде  чем   приступить   к 

повторению,  рекомендуется   сначала   внимательно   посмотреть   программу, 

установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы  и  выписать  их  на 

отдельном листе. 

    В  процессе повторения анализируются   и  систематизируются  все   знания, 

накопленные при  изучении программного  материала:  данные  учебника,  записи 

лекций,  конспекты   прочитанных   книг,   заметки,   сделанные   во   время 

консультаций  или семинаров, и др. Ни в  коем  случае  нельзя  ограничиваться 

только одним  конспектом, а тем более чужими записями. Всякого рода записи  и 

конспекты —  вещи сугубо индивидуальные, понятные только автору. Готовясь  по 

чужим записям, легко можно впасть в очень  грубые ошибки. 

    Само  повторение рекомендуется вести  по  темам  программы  и   по  главам 

учебника.  Закончив  работу  над  темой  (главой),  необходимо  ответить  на 

вопросы учебника или выполнить задания, а самое лучшее — воспроизвести  весь 

материал. 

    Консультации, которые проводятся для студентов  в период экзаменационной 

сессии, необходимо  использовать  для  углубления  знаний,  для  восполнения 

пробелов  и  для  разрешения  всех  возникших  трудностей.  Без  тщательного 

самостоятельного  продумывания материала  беседа  с  консультантом  неизбежно 

будет  носить  «общий»,  поверхностный  характер  и  не   принесет   нужного 

результата.  

                      5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ  

    Есть   целый   ряд   принципов   —   «секретов»,    которыми    следует 

руководствоваться при подготовке к экзаменам. 

    Первый  — подготовьте свое рабочее  место, где все должно  способствовать 

успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок. 

    Второй  — сядьте удобнее за стол,  положите  перед  собой  чистые  листы 

бумаги, справа — тетради и учебники.  Вспомните  все,  что  знаете  поданной 

теме, и запишите это в виде  плана  или  тезисов  на  чистых  листах  бумаги 

слева. Потом  проверьте правильность, полноту  и последовательность знаний  по 

тетрадям и  учебникам. Выпишите  то,  что  не  сумели  вспомнить,  на  правой 

стороне  листов  и  там  же  запишите  вопросы,   которые   следует   задать 

преподавателю на консультации. Не оставляйте  ни  одного  неясного  места  в 

своих знаниях. 

    Третий  — работайте по своему  плану.  Вдвоем  рекомендуется  готовиться 

только  для  взаимопроверки  или  консультации,  когда  в   этом   возникает 

необходимость. 

    Четвертый — подготавливая ответ по любой теме, выделите основные  мысли 

в виде тезисов  и подберите к ним в качестве доказательства главные  факты  и 

цифры. Ваш ответ  должен быть кратким, содержательным, концентрированным. 

    Пятый  — помимо повторения теории, не забудьте подготовить  практическую 

часть, чтобы  свободно и умело показать навыки работы  с  текстами,  картами, 

различными пособиями, решения задач и т. д. 

    шестой  — установите четкий ритм работы  и режим дня.  Разумно  чередуйте 

труд и отдых, питание, нормальный сон и пребывание на свежем воздухе. 

    Седьмой  — толково используйте консультации  преподавателя. Приходите  на 

них, продуктивно  поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами,  а 

не просто послушать, о чем будут спрашивать другие. 

    Восьмой  — бойтесь шпаргалки — она  вам не прибавит знаний. 

    Девятый  — не допускайте как излишней  самоуверенности, так и  недооценки 

своих способностей и знаний. В  основе  уверенности  лежат  твердые  знания. 

Иначе может  получиться так, что вам достанется  тот единственный  вопрос, 

который вы не повторили. 

    Десятый  — не забывайте связывать   свои  знания  по  любому  предмету  с 

современностью, с жизнью, с производством, с практикой. 

    Одиннадцатый  — когда на  экзамене  вы  получите  свой  билет,  спокойно 

сядьте за стол,  обдумайте  вопрос,  набросайте  план  ответа,  подойдите  к 

приборам, картам, подумайте, как теоретически  объяснить  проделанный  опыт. 

Не волнуйтесь, если что-то забыли. 

    Контрольные  задания и листы самоконтроля уровня знаний 

    Проверка  уровня  знаний,  умений  и   навыков  студентов  проводится  в 

соответствии  с  требованиями,  изложенными  в  стандартах,   и   ожидаемыми 

результатами  по итогам каждого курса, а также  с  учетом  начального  уровня 

знаний и способностей студента. 

    Индивидуально-ориентированное  обучение как главный принцип  современного 

образования предполагает и ряд дифференцированных  заданий  трех  уровней  — 

репродуктивного, продуктивного и творческого. 

    Особенно  важно,  чтобы  в  контрольных   заданиях  чаще  использовались 

задания  творческого   уровня   —   на   развитие   критического   мышления, 

исследовательских умений 

    (сравнить, систематизировать,  найти  логическую  ошибку,  ее  причину, 

оценить преимущества и  недостатки,  привести  аргументы  и  контраргументы, 

составить проверочные  тесты  по  теме,  защитить  реферат  по  проблеме)  и 

достижения нового знания. 

    Использование рейтинговой  методики  особенно  помогает  в  организации 

самостоятельной работы и со студентами-дистантниками, и  с  заочниками,  как 

по отдельным  проблемам, так и по любому заданию  и  по  всем  видам  учебной 

нагрузки за семестр. 

    Если  преподаватель хочет проверить, как студент работает над проблемой, 

то оценка заданий  производится в  комплексе  (выполнены  все  15  заданий  — 

«отлично», 10 заданий  — «хорошо» и т. д.). 

    Если  преподаватель оценивает все  практические задания за семестр  на 150 

условных единиц,  то  «отлично»  —  100  условных  единиц,  «хорошо»  —  80, 

«удовлетворительно»   —   60,   из   них:   обобщающее   задание    —    30, 

исследовательское задание — 50 условных единиц. 

    Для  оперативной информации  о   результатах  всей  учебно-познавательной 

деятельности  студентов-заочников можно провести мониторинговые  исследования 

по вопросам: 

    —   планирование  развития  психолого-педагогических  знаний  на  курсе, 

факультете; 

    —  результативность нововведений (спецкурсов, специализаций и т. д.); 

    —  качество работы преподавателей  и студентов; 

    —  соотношение  инвариантной  и   вариативной  части  базисного   учебного 

плана. 

    Мониторинг  демонстрирует лишь общую   картину  действий  всех  факторов, 

влияющих  на  обучение,  а также показывает  по  итогам   результативности 

направления, нуждающиеся  в более детальном исследовании. 

    Методика  проведения мониторинга заключается  в следующем: 

    —   выделяются   учебные    дисциплины,    составляющие    определенную 

образовательную область; 

    —   определяются сроки проведения (например  посемест-ровые); 

    —  выделяется количественный состав  учащихся; 

    —  выписывается таблица оценок  учащихся по всем предметам; 

    —  вычисляется индивидуальный средний  балл по группе и т. д. 

    Понимая  значимость этих общих мер  комплексной проверки результативности 

образования,    следует    учесть    особое    значение    системности     и 

последовательности  контроля со стороны каждого преподавателя  и  самоконтроля 

знаний со стороны студентов. В нашей практике для контроля за  деятельностью 

студентов  используются  системы  контрольных  вопросов  по   каждой   теме, 

контрольно-срезовые задания по отдельным вопросам, темам, проблемам. 

    Коллективно-познавательная  деятельность также предполагает разные  типы 

контроля со стороны студентов — в парной  и  групповой  деятельности  (листы 

взаимоконтроля, таблицы, сводные таблицы  по  анализу  занятия  в  группе  и 

др.). 

    Особое  внимание мы придаем контрольно-срезовым заданиям, проводимым  по 

итогам темы. Каждое задание имеет не менее  трех  взаимосвязанных  вопросов, 

позволяющих не только  провести  «срез»  знаний  студентов  по  теме,  но  и 

подумать над  педагогической  технологией  подачи  данной  темы  в  условиях 

разных категорий  обучающихся. 

    Кроме  контрольно-срезовых заданий по  одной  теме,  есть  и  контрольные 

вопросы по  ряду  тем,  носящих  проблемный  характер.  Для  самостоятельной 

работы студентов  часто  используется  лист  самоконтроля  знаний  по  разным 

разделам программы. Эти  листы  студенты  выбирают  сами.  Они  могут  сдать 

несколько разделов программы в любой очередности. 

    Технология  подготовки и сдачи зачетов  по  листам  самоконтроля  разная: 

Информация о работе Самообучение и самообразование студента