Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:20, реферат
Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Профессия «социальный педагог» официально появилась в России лишь около десяти лет назад, но, по сути, социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.
В настоящее время имеется необходимая нормативная база для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание дошкольных образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………….………..3
1.	Принципы работы социального педагога…………….…………….…….6
2.	Задачи и направления работы социального педагога в детском дошкольном учреждении…………………………………………….....…9
3.	Функции, права и должностные обязанности социальных педагогов...12
           3.1 Функции социальных педагогов…………………………………….12
           3.2 Должностные обязанности…………………………………………..13
 3.3 Права социальных психологов………………………………………16
     4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса   в детском саду……………………………………………………………………...17 
 4.1 Диагностика…………………………………………………………..18
           4.2 Коррекционная и развивающая работа……………………………..19
 4.3 Консультативная работа……………………………………………..22
 4.4 Профилактика и психологическое просвещение…………………..22
 4.5 Организационно-методическая работа……………………………..24
      5. Классификация форм работы социального педагога в детском саду…28
Вывод……………………………………………………………………………31
• организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
• коррекция социального развития детей по результатам Диагностики и запросам педагогов и родителей;
• организация досуга детей.
• координация взаимодействия служб по работе с семьей;
• удовлетворение индивидуальных запросов служб по вопросам
взаимоотношений с родителями;
• участие в подготовке и проведении педагогических совещаний.
• формирование информационного 
банка данных по работе с семьей; 
• разработка перспективного и текущего 
плана работы;
• подготовка годовых и промежуточных отчетов;
• пополнение методической копилки социального педагога.
3.1 Функции социальных педагогов:
Образовательно-воспитательная — обеспечение целенаправленного
педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействия всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средств массовой информации.
Диагностическая — постановка «социального диагноза», обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка.
Организаторская — организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
Прогностическая и экспертная — участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных социальных институтов.
Организационно-
Охранно-защитная — использование имеющегося арсенала праворых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Посредническая 
— осуществление связи в интересах 
ребенка между семьей, образовательным 
учреждением и ближайшим окружением ребенка. 
Самообразовательная 
— повышение профессионального 
уровня и пополнение интеллектуального 
багажа.
3.2 Должностные обязанности:
Социальный педагог 
работает в режиме нормированного рабочего 
дня по графику, составленному, исходя 
из 36-часовой рабочей недели и утвержденному 
руководителем ДОУ, с правом на отпуск 
продолжительностью 36 рабочих дней или 
42 календарных дня (Постановление Правительства 
РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052). 
Проводит: 
      • индивидуальную и групповую 
социально-психологическую диагностику 
различного профиля и предназначения 
в соответствии с запросом; 
      • наблюдение за характером 
взаимоотношений детей в группах и определение 
особенностей их развития;
• анализ работы педагогов 
в группе и оказание помощи 
Социальный педагог имеет право на проведение 
социально-психологической диагностики 
только в том случае, когда он имеет соответствующее 
высшее психологическое образование. 
В остальных случаях социальный педагог 
проводит диагностику совместно с психологами 
детского сада.
• индивидуальную работу с 
детьми в процессе их адаптации к 
условиям жизни в детском учреждении; 
• индивидуальные и групповые занятия 
с детьми, направленные на их личностное 
и социальное развитие; 
• специальные обучающие и развивающие 
занятия, игры, тренинги,
Выявляет психологические причины различного 
вида нарушений социального развития: 
проблем в общении, поведении, обучении; 
 Направляет проблемных детей (в случаях 
особой необходимости) на консультацию 
в психологические, медицинские и психолого-медико-социальные 
центры и другие специализированные учреждения 
системы просвещения, здравоохранения 
и социальной защиты.
Составляет психолого-
Использует апробированные и разрабатывает авторские:
• коррекционные программы, циклы развивающих занятий, направленные на гармоничное развитие личности, социальное развитие дошкольников с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждой возрастной ступени;
• рекомендации для педагогов, 
родителей и специалистов различных 
служб: 
— по работе с детьми, имеющими проблемы 
в индивидуальном и социальном развитии;
— по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников;
Осуществляет:
• социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
• социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей;
       • социально-психологическую 
помощь, направленную на создание благоприятного 
микроклимата в семье и микросоциуме, 
в которых развивается ребенок, на устранение 
негативных воздействий окружения и затруднений 
во взаимоотношениях с окружающими; 
      • социально-педагогическую 
помощь, направленную на создание необходимых 
условий для реализации права родителей 
на воспитание детей, преодоление педагогических 
ошибок и конфликтных ситуаций, на обеспечение 
развития и воспитания детей в условиях 
семьи и детского сада; 
      • психопрофилактическую 
помощь взрослым и детям на протяжении 
всего адаптационного периода;
• психологическую поддержку творчески одаренным детям.
Формирует социальную культуру воспитанников, педагогов, специалистов и родителей.
Консультирует всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального развития детей, в т.ч.:
• по вопросам организации 
периода адаптации ребенка к 
новым условиям жизни; 
• в случаях неадекватного поведения 
в домашних условиях и дезадаптации ребенка 
в дошкольном учреждении;
• по вопросам возрастных психофизиологических особенностей развития дошкольников.
Участвует:
• в заседании педагогического совета;
• в заседании совета психолого-педагогической службы;
• в проведении родительских собраний и круглых столов.
Ведет документацию по установленной форме;
Проводит методическую работу в рамках годового плана учреждения.
Социальный педагог должен знать:
• нормативно-правовую 
базу деятельности (законы, подзаконные 
акты, постановления, распоряжения, инструкции, 
социально-правовые и социально-экономические 
основы деятельности социального педагога 
в системе учреждений, оказывающих помощь 
ребенку); 
• теорию социальной 
педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка, 
его духовное и социальное развитие, нормальное 
и отклоняющееся поведение, особенности 
развития психических функций; социологию; основы, 
дошкольной педагогики и психологии; 
• методы социального 
управления и планирования профессиональной 
исследовательской деятельности;
• базисную программу воспитания детей.
3.3 Права социальных психологов.
Принимает участие:
• в разработке стратегии 
ДОУ, в создании соответствующих 
нормативных документов; 
• в разработке управленческих решений, 
настоящих вопросов психолого-педагогической 
службы; 
• в разработке положений о функциях данной 
службы, компетенции, обязанностях, ответственности; 
• в ведении переговоров с партнерами 
ДОУ по образовательной деятельности. 
Устанавливает от имени ДОУ деловые контакты 
с лицами и организациями, работающими 
в данном направлении.
Проводит диагностику детей, связанную 
с определением уровня их личностного 
и социального развития; анкетирование 
родителей с целью выявления запросов 
в воспитательной системе ДОУ. 
Дает рекомендации по решению проблем 
психолого-педагогической службы и воспитательно-образовательной 
работы педагогов. 
Повышает свою квалификацию.
4. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в детском саду.
Создание условий, направленных 
на всестороннее, гармоничное развитие 
детей, обеспечение их психического, 
физического и эмоционального благополучия 
с ориентацией на индивидуальные 
и возрастные особенности каждого 
воспитанника является приоритетным  направлением  
Приоритетными задачами  психолого-
1. Увеличение возможности 
использования психологических 
методов и приемов в 
2. Повышение уровня мотивации у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса на совместную деятельность, направленную, в частности, на формирование психологического здоровья воспитанников и на выявление и оказание психолого-педагогической помощи детям «группы риска»;
3. Использование, внедрение и разработка коррекционных программ, диагностических методик, направленных на диагностику и психокоррекцию нарушений в поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сферах воспитанников;
4. Использование и внедрение 
программ и диагностических 
5. Осуществление  
-проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, консультаций для воспитателей и родителей по результатам диагностики;
- оказание консультативной помощи родителям и членам семей по вопросам воспитания дошкольников, семейных и межличностных взаимодействий;
- повышение психологической компетентности родителей и педагогов в вопросах особенностей развития ребенка и образовательно-воспитательной деятельности;
-оказание помощи педагогам в подборе методов и средств коррекционно-развивающей работы;
9. Усиление эффективности 
психологического 
10. Содействие развитию 
у детей основных личностных 
новообразований дошкольного 
11. Формирование интереса 
к эстетической стороне 
Основные направления 
деятельности  психолого-
- диагностика;
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа;
- коррекционная работа;
- профилактика и психологическое просвещение;
         
  -  организационно-
4.1 Диагностика
Задача психологической 
диагностики — получение 
Проведение диагностики