Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить пути и выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социокультурная сфера» и ее влияние на развитие ребенка.
2. Выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
3.Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.
4.Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................................................................................................................
1.1. Сущность эстетического воспитания............................................................
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности.......................................
1.3. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка…..
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания младших школьников........
2.2. Результативность используемой методики развития эстетических качеств младшего школьника …................................................................................
2.3 Анализ и обобщение результатов..................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................

Файлы: 1 файл

A_Gavrilyuk.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

•интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.

Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Исследование методов формирования эстетических качеств у младших школьников

2.1 Выявление уровня эстетического воспитания

 

Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

- высокой оперативностью получения информации;

- возможностью организации массовых обследований;

- сравнительно малой трудоемкостью  процедур подготовки и проведения  исследований, обработки их результатов;

- отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

- невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

- отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

- не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Как уже было ранее отмечено, показателем результативности эстетического воспитания служит уровень развития эстетического сознания школьников, их творческое отношение ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений. Для выявления уровня развития эстетического сознания учащихся было проведено анкетирование для учащихся. Данные, полученные в результате анкетирования, предположительно позволят объективно оценить уровень эстетического сознания школьников.

За каждый ответ «а» – 10 баллов, «б» – 5 баллов, «в» – 0 баллов. Количество набранных баллов от 75 до 100 свидетельствует о весьма высоком уровне развития эстетического сознания учащихся, 50 – 70 баллов – свидетельство того, что уровень развития эстетического сознания учащихся не очень высок, но у них есть хороший потенциал для дальнейшего развития. Количество баллов менее 50 является тревожным признаком и говорит о том, что необходимо уделять больше внимания эстетическому воспитанию учащихся.

Цель анкетирования: определить уровень эстетического развития и воспитания младших школьников 

Задачи анкетирования: на основании анкетирования выяснить положение дел по вопросу эстетического воспитания

Испытуемые: дети,4 класса, средней школы №21 г. Бреста

 

 

 

 

 

2.2 Результативность используемой методики развития эстетических качеств младшего школьника

Вопросы в произведенном опросе были направлены на выявление меры у детей чувства к прекрасному.

При проведении данного исследования было учтено также то, что имеются известные различия в эстетических запросах мальчиков и девочек. Девочки больше склонны к лирике, в большей мере интересуются классической музыкой, живописью, поэзией. Интересы мальчиков, как правило, обращены к современному искусству, их привлекают героика, художественная фантастика, комедия. Мальчики более критичны в отношении к общепринятым эстетическим и нравственным оценкам.

 В анкетировании принимали  участие дети возрастной категории 9 – 10 лет.

Коллектив имел состав из 12 человек, а именно: 7 девочек и 5 мальчиков.

Дети и школьный руководитель проявили интерес к предложенной им методике. Исследование проводилось в начале урока, первые 10 минут. Отвечали в целом, во временных рамках, примерно одинаково. Нужно отметить, что мальчики справились с заданием быстрее.

Из задаваемых вопросов со стороны детей были вопросы по поводу уточнения: какими пишущими средствами нужно пользоваться, и какими символьными знаками отмечать выбранный вопрос.

Анкетирование проводилось анонимно.

Результаты анкет показали:

  1. Высокий уровень развития у 6 человек – свыше 75 б.
  2. Средний уровень развития у 3 человек – от 50 до 55 б.
  3. Низкий уровень развития у 3 человек – от 35 до 45 б.

При проверке теста выяснилось, что эстетический уровень развития у данной школьной группы достаточно высок. Но были и отрицательные моменты, некоторые дети ни разу не были в театре. Также наблюдался невысокий уровень посещаемости выставок. Но это все компенсировалось высоким показателем читаемости книг.

Проведённое исследование на выявление уровня развития эстетической культуры младших школьников позволяют дать некоторые рекомендации педагогам дополнительного обучения и воспитания, классным руководителям, желающим сделать свою педагогическую деятельность более эффективной и придать ей эстетическую направленность.

1. Старайтесь разнообразить  рабочий процесс введением различных  форм организации занятий: чтением  стихов, сказок и обсуждением  прочитанного, конкурсными, игровыми, развлекательными программами, викторинами, информационными минутками, что позволит заинтересовать ребёнка и сформировать устойчивый интерес к занятиям художественно-творческой деятельностью, а также создаст благоприятную эмоциональную атмосферу на занятиях.

2. Проводите экскурсии, организуйте и посещайте выставки – ребёнку необходимо всестороннее развитие.

3. Посещайте достопримечательности  белорусских городов и местечек, ведь иногда выезд за границы  родного города позволяет взглянуть  на привычные вещи по-новому.

4. Предоставьте кружковцам  необходимую степень свободы, создавайте  ситуации успеха, выбора, формируйте  чувство защищённости, уверенности  в себе и в своих возможностях  путём тщательного подбора материала  для проведения занятий и доступного  изложения необходимой информации.

5. Ориентируйтесь на индивидуальные  особенности ребёнка, но при организации  занятий используйте и коллективные  формы работы – это послужит  формированию и сплочению детского  коллектива, поможет развить чувство  ответственности каждого кружковца при выполнении совместной работы.

6. Признавайте за ребёнком  право на пробу и ошибку  в выборе, на пересмотр своих  возможностей, так он сможет накопить  необходимый жизненный опыт, который  помож3ет ему определиться с направлением дальнейшей деятельности.

7. Систематизация учебного  материала от простого к сложному, постепенный переход от созерцательности  и поощрения творческой деятельности  младших школьников к художественному  диалогу, передаче необходимых знаний  и активным методам творческого  освоения действительности способствуют самовыражению и самореализации ребёнка как личности.

Таким образом, проведя анкетирование, выяснилось, что интерес к искусству у школьников есть. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. Один из выходов в данной ситуации является введение элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыка, изобразительное искусство, литература.

 

2.3 Анализ и обобщение результатов

 

На заключительном этапе исследования был проведен повторный констатирующий эксперимент. Используя разнообразные методики, были осуществлены срезы по изучению уровня сформированности эстетической воспитанности. Были выбраны следующие методики: недописанный тезис и методика ранжирования.

Методика – недописанный тезис (незаконченное предложение).

Цель методики – выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

  1. Хорошая жизнь – это ….
  2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….
  3. Мне хорошо, когда вокруг….
  4. Мне нравится смотреть на ….
  5. Я люблю ходить в ….
  6. Мне нравиться на уроках ИЗО….
  7. Мне нравится, когда мои работы….
  8. Я вижу прекрасное (красивое) в….

Анализ детских работ показал, что на момент проведения диагностики у 7 детей имеют ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности; 4 детей со среднем уровнем, которые имеют не достаточно высокое выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности, и один ребенок  с низким уровнем, у которого данные характеристики находятся на приметивном уровне. Приведем данные в таблице (Табл. 1).

Таблица 1. Уровень сформированности эстетической воспитанности

Условные группы

Уровни

Количество учащихся

 
   

Абсолютное соотношение

Процентное соотношение, %

1 группа

Высокий

7

58,3%

2 группа

Средний

4

33,3%

3 группа

Низкий

1

8,3%


 

Также была проведена методика ранжирования, которая предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

Цель методики – выявление значимости эстетических понятий для школьников.

Данное исследование поставило школьников перед выбором значимых для них понятий. Испытуемые расставляли из предложенного списка слов (музей, кино, театр, зоосад, картинная галерея, концерт хорового пения, столовая, дискотека, улица) в поочередности согласно степени личной значимости. Эта методика позволила выявить ценностные предпочтения каждой личности.

Обобщив итоги данной методики, было выявлено, что 6 детей предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты хоровой музыки, 4 – театр, кино, зоосад; 2 – столовую, дискотеку, улицу.

По итогам исследований, выяснилось, что у учащихся 4 класса сформированность эстетической воспитанности находится на следующих уровнях. Приведем данные в таблице (Табл. 2).

Таблица 2. Уровень сформированности эстетической воспитанности

Условные группы

Уровни

Количество учащихся

 
   

Абсолютное соотношение

Процентное соотношение, %

1 группа

Высокий

6

50%

2 группа

Средний

4

33,3%

3 группа

Низкий

2

16,6%


 

По итогом контрольного эксперимента произведем сравнение с первоначальном результатом в констатирующим эксперименте. Приведем таблицу (Табл. 2) сравнений и покажем качественное отличие на диаграмме.

Таким образом, из представленных данных становится понятно, что не все воспитанники 4 класса имеют надлежащий уровень сформированности эстетической воспитанности. Активность развития и формирования эстетического вкуса зависит от многих факторов: от педагога, от быстроты усвоения воспитанником знаний и применений их на занятиях изобразительной деятельности, от заинтересованности и желания воспитанника выполнять творческую работу, от заинтересованности взрослых: педагогов и родителей к изобразительному труду ребенка и так далее. К примеру, одним из важных условий развития изобразительного творчества воспитанника являются его трудолюбие и терпение при выполнении поставленной задачи на занятиях изобразительной деятельности. Именно эти качества важно развивать в первых классах и вырабатывать «привычку» активно заниматься рисованием в течение всего урока изобразительной деятельности. «Неустанная тяга, пристрастие к деятельности не является чем-то внешним по отношению к способностям – такая склонность является стороной способностей и одним из двигателей их развития». (Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.).

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При написании курсовой работы, была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определена сущность ключевых понятий. Были выявлены критерии воспитанности детей школьного возраста, выделены основные методы диагностики воспитанности школьников и даны им теоретическое обоснование. Также были применены на практике несколько из методик диагностики воспитанности детей школьного возраста.

Информация о работе Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы