Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить пути и выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социокультурная сфера» и ее влияние на развитие ребенка.
2. Выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
3.Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.
4.Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................................................................................................................
1.1. Сущность эстетического воспитания............................................................
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности.......................................
1.3. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка…..
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания младших школьников........
2.2. Результативность используемой методики развития эстетических качеств младшего школьника …................................................................................
2.3 Анализ и обобщение результатов..................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................

Файлы: 1 файл

A_Gavrilyuk.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

культуры и искусств»

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

 

ПУТИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

 

 

 

 

Выполнила

студентка II курса

факультета..., группы…

Гаврилюк А.В.

Научный руководитель:

Грачёва О.О.

 

 

 

 

Минск 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................................................................................................................

1.1. Сущность эстетического воспитания............................................................

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности.......................................

1.3. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка…..

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................

2.1. Выявление уровня эстетического воспитания младших школьников........

2.2. Результативность используемой методики развития эстетических качеств младшего школьника …................................................................................

2.3  Анализ и обобщение результатов..................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ ...................................................................................................

3

 

 

6

6

 

 

12

18

 

25

25

 

27

29

33

35

37

оио


 

 

 

 

 

 

                                                             ВВЕДЕНИЕ

 

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ничто иное, как окружающая среда не откладывает в душе ребенка отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и формируя мировоззрение, в то же время, становясь заключающим звеном становления личности, объединяющим ее в единую целостность.

Такое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

Важнейшей задачей современного общества является формирование базиса личностной культуры  подрастающего поколения, приобщения детей к ценностям мировой культуры, развитие способности жить в многокультурном  обществе.

Идеи  эстетического  воспитания  зародились  в   глубокой   древности. Представление о сущности эстетического воспитания, его задачах и целях изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.  Эти изменения во взглядах  были  обусловлены  развитием  эстетики  как  науки  и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от  греческого "aisteticos" (воспринимаемый  чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и  Н.Г. Чернышевский)  считали,  что  объектом  эстетики  как  науки является прекрасное.  Эта  категория  и  легла  в  основу  системы эстетического воспитания [2;7].

Актуальность исследования. От наших детей, несомненно, зависит будущее, как страны, так и человечества в целом.  И поскольку от нравственного воспитания, которое базируется на эстетических нормах, будет зависеть наше обеспечении в зрелом возрасте, и обеспечение будущих поколений, очень важно насколько дети будут воспитаны. Более того, от качества воспитания индивида зависит общий уровень культурного развития общества, следовательно, и уровень культурного развития страны в целом, который, к сожалению, в последнее время скатывается неумолимо вниз. По этой причине эстетическое воспитание школьников необходимо начинать с начальных  классов, ведь оно приобретает важнейшее значение не только для формирования богатого на высокие моральные принципы общества, но и для государства в целом.

 Формировать личность и эстетическую  культуру, – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кобалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), – особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем возрасте.

Поэтому важной задачей современной образовательной школы является воспитание гармонически развитой личности, ее созидание и совершенствование, также формирование у ребенка эстетического отношения к действительности, потребности в деятельности по законом прекрасного.

В педагогике эстетическое воспитание рассматривается не изолированно от других сторон воспитания, а в тесной связи с ними.

В подведении итога можно сказать: результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств, человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Следовательно, возникает необходимость расширять и обогащать опыт ребенка, если мы хотим создать более прочное основание для его деятельности.

 Цель работы: определить пути и выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы. 

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «социокультурная сфера» и ее влияние на развитие ребенка.

2. Выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.

3.Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

4.Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

Объект исследования: коллектив младших школьников

Предмет исследования: пути и средства развития  эстетических качеств.

База исследования: средняя школа №21 г. Бреста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

 

1.1 Сущность эстетического воспитания

 

Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема  разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных психологов.  Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и другие.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [ 2; 17].

Обратимся к определению, данному  К. Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное  в творчестве  и искусстве, жить и творить по законам красоты [15; 22].

Можно выделить  ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка.

 Например, развитие   у   ребенка   эстетического   отношения   к действительности  и искусству, как и развитие  его  интеллекта,  возможно  как  неуправляемый, стихийный  и  спонтанный  процесс.

  Общаясь  с  эстетическими  явлениями  жизни  и  искусства,  ребенок,   так   или   иначе,   эстетически развивается. Но  при  этом  ребенком  не  осознается  эстетическая  сущность предметов, а развитие зачастую  обусловлено  стремлением  к  развлечению,  к тому  же  без  вмешательства  извне  у  ребенка  могут  сложиться   неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Б.Т. Лихачев, так же как  и  многие другие  педагоги  и  психологи,   считает,   что   только   целенаправленное педагогическое  эстетико-воспитательное  воздействие,  вовлечение  детей   в разнообразную художественную творческую  деятельность  способны  развить  их сенсорную  сферу,  обеспечить  глубокое  постижение  эстетических   явлений,  поднять  до  понимания  подлинного  искусства,  красоты  действительности  и прекрасного в человеческой личности [2; 42].

Понятие «эстетическое воспитание» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания весьма сложна. Она включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства.

Существует множество определений  понятия  «эстетическое  воспитание», но,  рассмотрев  лишь  некоторые  из  них,  уже  можно   выделить   основные положения, говорящие о его сущности:

- это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и  жизни, оценивать  ее;

- это процесс целенаправленного воздействия;

- развитие  способности  к  самостоятельному   творчеству   и созданию прекрасного.

- задача  эстетического  воспитания –  формирование эстетических вкусов и идеалов личности;

Большинство  педагогов (Г.С. Лабковская,  Б.Т. Лихачев,  Н.И.  Киященко  и  другие)  выделяют  три ведущие задачи: это  «создание  определенного  запаса  элементарных эстетических  знаний  и  впечатлений,  без  которых  не  могут   возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям».

Сущность данной задачи  состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Преподаватель должен искусно выбрать по обозначенным характеристикам такие предметы и явления, которые будут соответствовать нашим представлениям о красоте.

Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Важны также  определенные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

«Разносторонность и богатство  знаний –  основа  формирования  широких  интересов, потребностей  и  способностей, которые  проявляются  в  том,   что   их   обладатель   во   всех   способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность»,  – отмечает Г.С. Лабковская [10; 60].

Вторая задача эстетического  воспитания  состоит  в  «формировании  на основе  полученных  знаний  и  развития   способностей   художественного   и эстетического восприятия таких социально-психологических  качеств  человека, которые обеспечивают  возможность  эмоционально  переживать  и  оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» [10; 60].

Исходя из данной  задачи можно сказать о том, что  дети интересуются например живописью, только на общеобразовательном уровне.  Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить художника, название, а затем переходят к просмотру нового полотна. Ничего не вызывает у них изумления и не заставляет задержаться и насладиться всем совершенством творения.

Б.Т. Лихачев отмечает, что «…такое  беглое  знакомство  с  шедеврами искусства исключает один из  главных  элементов  эстетического  отношения  –любование» [3; 54].

Глубокое переживание тесно связано  с эстетическим любованием.  Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно связано  со  способностью эстетического суждения, т.е. с  эстетической оценкой  явлений  искусства  и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как  оценку,  «основанную на определенных  эстетических  принципах,  на  глубоком  понимании  сущности эстетического,  которое  предполагает  анализ,  возможность  доказательства, аргументации»

Третья задача  эстетического  воспитания  связана  с  формированием  у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит  в том, чтобы «воспитать, развить такие  качества,  потребности  и  способности личности,  которые  превращают  индивида  в  активного  созидателя,   творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой  мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [10; 60].

Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать о прекрасном, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и  сам  активно участвовать в создании прекрасного в  искусстве,  жизни,  труде,  поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается  всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает  участие  в  ее  творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Информация о работе Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы