Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 13:28, контрольная работа
Свой комплекс методов применяет и преподаватель в процессе обучения. Но поскольку, как отмечалось, содержание обучения чрезвычайно сложно, естественно, что и методы усвоения этого содержания чрезвычайно многообразны. Классификация дидактических методов является одной из сложных проблем теории обучения. Делались попытки классифицировать эти методы на основе самых разнообразных критериев. Так, на основе критерия в виде источника знаний методы обучения подразделялись на вербальные, наглядные, электронно-информационные, предметно - практические и т.д. На основе критерия характера познавательной деятельности обучаемых дидактические методы делились на репродуктивные и продуктивные и т.п. Однако все эти классификации оказались мало полезными для педагогической практики.
Введение………………………………………………………………………...…..2
Классификация методов обучения…………………………………………….…..3
Сущность и содержание методов обучения………………………………..……..6
2.1. Словесные методы………………………………………………………….……..6
2.2. Работа с учебником  и книгой……………………………………………………..9
2.3. Наглядные методы………………………………………………………………..10
2.4. Практические методы……………………………………………………….……11
2.5. Видеометод…………………………………………………………………….….13
Заключение……………………………………………………..………………….15
Список  литературы………………………………
Введение…………………………………………………………
2.1. Словесные методы……………………………………
2.2. Работа с учебником 
и книгой……………………………………………………..
2.3. Наглядные методы……………………………………
2.4. Практические методы……………………………
2.5. Видеометод……………………………………………………
Список  литературы……………………………………………………
Введение.
Овладение содержанием обучения во многом определяется методами, которые применяет преподаватель.
Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.
Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.
Свой комплекс методов 
применяет и преподаватель в 
процессе обучения. Но поскольку, как 
отмечалось, содержание обучения чрезвычайно 
сложно, естественно, что и методы 
усвоения этого содержания чрезвычайно 
многообразны. Классификация дидактических методов является одной из сложных 
проблем теории обучения. Делались попытки 
классифицировать эти методы на основе 
самых разнообразных критериев. Так, на 
основе критерия в виде источника знаний 
методы обучения подразделялись на вербальные, 
наглядные, электронно-информационные, 
предметно - практические и т.д. На основе 
критерия характера познавательной деятельности 
обучаемых дидактические методы делились 
на репродуктивные и продуктивные и т.п. 
Однако все эти классификации оказались 
мало полезными для педагогической практики. 
1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов:
Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).
| Практический | Наглядный | Словесный | Работа с книгой | Видеометод | 
| Опыт Упражнение Учебно-производительный труд | Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся | Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут | Чтение Изучение Реформирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование | Просмотр Обучение Упражнения под контролем «электронного учителя» Контроль | 
2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
Нетрудно заметить, что 
данная классификация методов 
3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы:
К первой группе относятся: 
информационно-развивающие 
Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.
1) методов преподавания; 2) методов учения.
Методы обучения
| Метод преподавания | Метод учения | 
| Информационно-сообщающий Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно побуждающий Побуждающий | Исполнительный Репродуктивный Продуктивно-практический Частично-поисковый Поисковый | 
Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук.
6. Наибольшее распространение 
в дидактике последних 
Ни одна из рассмотренных 
классификаций методов не свободна 
от недостатков. Практика богаче и сложнее 
любых самых искусных построений 
и абстрактных схем. Поэтому поиски 
более совершенных 
 
2.1. Словесные методы.
Словесные методы занимают 
ведущее место в системе 
Словесные методы подразделяются на следующие виды:
рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ.
 Метод рассказа 
предполагает устное 
По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.
Во время рассказа-изложения 
преподаватель раскрывает содержание 
новой темы, осуществляет изложение 
по определенному логически 
Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
- рассказ должен обеспечивать 
идейно-нравственную 
- содержать только 
достоверные и научно 
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
- использования сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечения ярких примеров;
- безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.