Эволюция методов обучения, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:52, доклад

Описание работы

- Способ деятельности учителя и учащихся;
- Совокупность приемов работы;
- Путь, по которому учитель ведет учащихся от познания к знаниям;
- Система действий учителя и учащегося.

Метод – это средство, с помощью которого, учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся

Файлы: 1 файл

Эволюция методов обучения, их классификация.pptx

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Эволюция методов обучения, их классификация

План:

 

    1. Понятие метод обучения;
    2. Эволюция методов обучения;
    3. Классификация методов обучения;
    4. Выбор методов обучения.

Понятие метод обучения

 

 

 Главный вопрос для каждого педагога «Как учить?»

подводит нас к важной категории педагогики – категории методов обучения

Метод (от греч.) - путь исследования; познания

Подходы к определению метода:

 

Метод –это …

 

- Способ деятельности  учителя и учащихся;

- Совокупность приемов  работы;

- Путь, по которому учитель  ведет учащихся от познания  к знаниям;

- Система действий учителя  и учащегося.

 

   Метод – это средство, с помощью которого, учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся

Учёные, занимающиеся этой проблемой не пришли к единому пониманию содержания данного понятия, т. к. это понятие очень многогранное

  

Понятие приём обучения получило широкое распространение в Дидактике

   Приём обучения – составная часть или отдельная сторона метода

Эволюция методов обучения  

 

I. Методы подражания, наблюдения и повторения действий взрослых оказались преобладающими в процессе передачи последующим поколениям накопленного взрослыми опыта

 

II. Метод словесных объяснений

 

III. Развитие речи и обогащение словаря позволило перейти к словесным методам обучения. Это явилось большим достижением для человечества: за маленький промежуток времени можно было передавать большой объём знаний и опыта. Основой такого обучения была передача учителем готовой информации. Это обучение получило название догматическое

 

IV. Методы наглядного обучения (эпоха Великих Географических открытий) – повысил эффективность процесса обучения

 

V. Практические методы обучения (получили широкое применение на рубеже XIX - XX)

 

VI. Проблемные методы обучения (основаны на самостоятельном поиске информации, требует много времени и подготовки)

VII. Методы развивающего обучения (развитие наук , психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается в развитии своих индивидуальных способностей)

 

Первое полное описание системе методов обучения дал в 60-е гг Евгений Яковлевич Голант

 

 

Классификация методов обучения

 

 

По уровню активности учащихся :

 

      - Пассивные - учащиеся слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия)

 

      -  Активные -  организуют самостоятельную работу с учащимися (работа с книгой, лабораторные работы, практические задания)            

По источнику знаний

В основе лежат три понятия: слово, образ, дествие

 

Основатели:

 

    Петровский              Бабанский             Голанд

 

 

По характеру познавательной деятельности:

 

 

 

 

И. Л. Лернер                                               

 

    М. Н. Скаткин

Группы методов: 

- Словесный (рассказ, объяснение); 

- Наглядный (демонстрация, наблюдение);

- Практический (игры, упражнения)

 

По характеру познавательной деятельности:

- Объяснительно –иллюстративные методы (рассказ, беседа, показ, доклад, инструктаж);

- Репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, алгоритм);

- Проблемные ( беседа, игра, обобщение);

- Частично поисковые (диспут, наблюдение, лабораторная работа);

- Исследовательский (сбор новых фактов, задания, исследование)

Организационная классификация

Ю. Б. Бабанского

 

 

Выделил группу методов- методы стимулирования и мотивации учебно –познавательной деятельности

 

 

Любая деятельность имеет 3 компонента:

 

    - организацию;

    - стимулирование;

    - контроль

 

Методы делятся на 3 большие группы:

 

- методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;

 

-   методы стимулирования и мотивации учебно –познавательной деятельности;

 

-   методы контроля  и самоконтроля в обучении

Критерии деятельности учителя должны соответствовать:

 1)  приемам и задачами образования и развития;

2) Специфичность учебного  предмета;

3) Особенностям содержания  изучаемого материала;

4) Учебным возможностям  школьника;

5) Имеющимся условиям;

6) Возможностям самих  учителей

Методы образования – это способы …

 

 1) передачи знаний учащимся в готовом виде;

2) совместной деятельности  учителя и учащихся при познание  сути отдельных явлений;

3) Организация самостоятельной, практической и познавательной  деятельности;

4) стимулирования, контроля  и коррекции этой деятельности

 


Информация о работе Эволюция методов обучения, их классификация