Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:11, реферат

Описание работы

Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений.

Содержание работы

Введение------------------------------------------------------------------------------------3 стр.
1.Понятие энопедагогики и ее функции--------------------------------------------4стр.
2.Духовные истоки народной педагогики------------------------------------------7стр.
3.Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений-----------------12стр.
Заключение--------------------------------------------------------------------------------16стр.
Список литературы-----------------------------------------------------------------------17стр.

Файлы: 1 файл

реферат этнопедагогические аспекты аоспитания.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)


ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

                                                   им.И.Я.Яковлева»

                        Кафедра педагогики и яковлевоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Этнопедагогические аспекты

воспитательной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Работу выполнила студентка ФМФ МиИ-2

                                                                     Семенова Ольга Анатольевна

                                                                     Проверила доцент кафедры педагогики и

                                                                     яковлевоведения

                                                                     Егорова Зоя Владимировна

 

 

 

 

 

 

Чебоксары  2013

 

       
                                            Содержание:

Введение------------------------------------------------------------------------------------3 стр.

  1.Понятие энопедагогики и ее функции--------------------------------------------4стр.

  2.Духовные истоки народной педагогики------------------------------------------7стр.

 3.Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений----------------------------------------------------------------------------------12стр.

Заключение--------------------------------------------------------------------------------16стр.

Список литературы-----------------------------------------------------------------------17стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

                                    

                                   Введение

   Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений.

Этическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности.

На  сегодняшний день составной частью среднего образования должно стать  этическое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации.Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовы-вать свои творческие возможности, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.

Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Существенную помощь в этом может оказать довольно молодая наука - этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения.

 

 

         Понятие этнопедагогики и ее функции

Этнопедагогика  представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного воспитания. По определению Г. Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:

a. народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;

b. этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г. Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых».

Наиболее значимая и  самая действенная особенность  народной педагогики - ее связь с  жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.

Социализация в самом  общем виде есть не что иное, как  развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

a. пословицы - для социально-этического;

b. загадки - для умственного;

c. песни - для эстетического, патриотического;

d. сказки - для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества.

В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение.

Наиболее важным в  наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих  идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Этнопедагогику  можно было бы в общем и целом  представить как историю и  теорию народного воспитания.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Предметная область  этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального  заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика  изучает процесс социального  взаимодействия и общественного  воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая  социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли  изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.

Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский  на основе обобщения опыта домашнего  воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание.

При обосновании  принципа природосообразности великий  педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовные  истоки народной педагогики

Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь педагогической науки. Системные исследования в этой области начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания нашла отражение и в педагогических работах К. Д. Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П. И. Ковалевского.

Проанализировав педагогическое наследие различных народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройная хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы».

Народная педагогика - это духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.

Между народной педагогикой  и научной педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С одной  стороны, классическая научная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методический инструментарий научной педагогики.

Впервые термин «этнопедагогика» был использован в нашей стране в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Программы по этнопедагогике в советское время разрабатывались в Чебоксарах, Москве, в педагогических вузах Северного Кавказа.

К сожалению, в советское  время парадигма этнопедагогики базировалась на идеологическом подходе, и ее определяющим фактором был язык. При изучении этнопедагогики за основу принимался только национальный исторический опыт.

В редких случаях интегрировался опыт народного вос-нитания, накопленный  этносами одной языковой группы, например, адыго-черкесской.

Такой сугубо национальный подход нельзя признать объективным. П. А. Кропоткин, как и другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия - главные истоки нравственности.

Поэтому вполне естественно, что у ногайцев и ингушей, относящихся к разным языковым группам, вследствие близкого хозяйственного уклада сложились однотипные нормы неписаного права регулирования семейных отношений - адаты, а нартский эпос - это творение и достояние и адыгских народов, и осетин, и балкарцев, и карачаевцев, и народов нахской группы.

Рядом живущие ногайцы.и  калмыки, исповедующие соответственно ислам и ламаизм, имеют специфические черты народной этики. Таким образом, при изучении этнопеда-гогики истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая наука освободилась от. идеологических императивов, необходима объективная интерпретация народных воспитательных традиций.

Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она - часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Как это ни удивительно, но принципы народной педагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Это так важно знать каждому из нас в век межнациональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей.

История знает немало случаев, когда в силу ряда причин небольшая этническая группа попадала в инонациональное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала ей сохранить родной язык, этническое самосознание, чувство этнической общности и народные традиции. Один из примеров - история казаков-некрасовцев.

Информация о работе Этнопедагогические аспекты воспитательной работы