Эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста средствами тетрализованных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Цель: определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - на основе изучения педагогической литературы определить сущность эстетического воспитания, его особенности в дошкольном возрасте; - рассмотреть средства эстетического воспитания старших дошкольников;
- проанализировать требования современных образовательных программ к содержанию театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте; - дать характеристику театрализованным играм и доказать их значение в решении задач эстетического воспитания старших дошкольников; - изучить особенности эстетического развития детей шестого года жизни.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и содержание понятий: «воспитание», «Развитие», «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», «цель эстетического развития», «цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста» 5
2. Эстетическое воспитание детей в программах дошкольного образования 9
3. Структура и содержание эстетической воспитанности детей 15
4. Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей. Виды и методики организации театрализованных игр 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

эстетическое воспитание детей дошколнього возраста средствами театрализованных игр - реф волкову.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

А.Н. Леонтьев определяет театрализованную игру как «предэстетическую  деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы  детского сада: от ознакомления с общественными  явлениями, до эстетического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях эстетического воспитания личности.

Т.А.Куликова различает театрализованные  игры  в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет. Она разделила театрализованные игры на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации. К режиссерским играм в детском саду Т.А.Куликова относит настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок не является действующим лицом, он изображает персонажа интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой. 

Драматизации  основаны на собственных действиях исполнителя роли, ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.   

Л.В.Артемова [2]  выделяет  различные   виды  театрализованных  игр, отличающихся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности:

Игры – драматизации. В них дети представляют спектакль сами, каждый ребенок выполняет свою роль. Участвуя в играх – драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства ( например маска ). Создать образ ребенок должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Пальчиковый театр. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как  в драматизации сам действует  за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.

Театр петрушек (куклы бибабо). В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме.

Театр марионеток. Их водят  по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревки, закрепленные на планках.

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые  разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок.  В этих играх дети используют  плоскостные фигурки или картинки. На фланеленрафе или экране дети  показывают  сказку, рассказ. Все картинки – персонажи и декорации, необходимо сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Желательно использовать элементы декорации: 2 – 3 дерева, лужайку, ручеек.

К стендовым театрализованным играм Л.В.Артемова относит:    

Стенд – книжка. Автор  отмечает, что динамику, последовательность событий легко изобразить при  помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд – книжку. Укрепить ее нужно на нижней части доски. По ходу игры ведущий переворачивая листы стенда – книжки, демонстрирует различные сюжеты, встречи, события, которые происходят в игре.

Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Разнообразные по форме экраны позволяют создавать  « живые » картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Теневой театр.  Для которого, как  считает Л.В.Артемова, необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черты плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук.       

Задачи  и содержание  работы по организации театрализованных игр предусмотрены современными образовательными программами. Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,  Т.С.Комаровой выделяется специальный подраздел  «Театрализованные игры»   в разделе «Игра», где предусматривается решать следующие задачи:

- продолжать развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; использовать для этих целей куклы, бибабо, самостоятельно вылепленные из глины, пластилина фигурки, игрушки из киндер – сюрпризов, элементы костюмов, декорации;

- совершенствовать исполнительские умения, учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Авторы  программы подчеркивают, что в ходе театрализованных игр необходимо решать задачи  эстетического воспитания:

- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал  детей, вовлекая их в различные  театрализованные представления:  игры в концерт, цирк, показ  сценок из спектаклей;

- предоставлять детям возможность  выступать перед  сверстниками, родителями и другими гостями.

Комплексная вариативная программа  «Детство»  под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.Н.Гурович  [7] в разделе «Творческие игры» в старшей группе предусматривает разыгрывание театральных, режиссерских игр и игр – драматизаций, сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий; разыгрывание театральных спектаклей  с куклами, игрушками – самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток.

Театрализованные  игры в данной возрастной группе, по мнению авторов программы «Детство», будут способствовать успешному  эстетическому воспитанию, поскольку творческое создание разных игровых образов в играх – имитациях (животные, птицы, растения) будет обеспечивать выразительную передачу их действий, физического состояния, смену настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времен года, перелет птиц, « немое » кино, волшебные картины).

Программа «Истоки»  под  редакцией  Н.А. Парамоновой, Г.И.Алиевой, Т.В.Антоновой [9] рассматривает создание  условий для эстетического воспитания в театрализованных играх:

- предоставить детям возможность самостоятельно определять содержание сюжетно – ролевых и режиссерских самодеятельных игр, поддерживая при этом  нравственно и познавательно ценные  сюжетные линии;

- способствовать возникновению в игре дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; помогать детям самостоятельно договариваться  друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме  разрешать конфликты;

- развивать у детей  способность к творчеству в игре, произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов;

- создавать развивающую предметно – игровую среду для самостоятельных, обучающих и досуговых игр; предоставлять для игры время и место.

Настоящая театрализованная игра представляет собой  богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и так далее. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

Анализ  комплексных вариативных программ позволяет отметить, что  содержание театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте многообразно и призвано  решать задачи разностороннего развития личности, в том числе и эстетического.

Все представленные в данном параграфе  программы ориентируют практических работников на включение в целостный педагогический процесс театрализованных игр по художественным произведениям, соответствующим возрасту детей.  

 

3. Структура и содержание эстетической воспитанности детей

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов. Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т. д. Через произведения искусства: стихи, песни–у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

Наряду с усвоением  знаний в содержание эстетического  воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности–умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности. Далее я хочу рассмотреть вопрос, как все богатое содержание эстетического воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего, какого “инструмента” это может сделаться.

По выражению А. С. Макаренко, этим инструментом прикосновения к  личности, этим способом, в помощью  которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников являетсяметод. Основными методами , которые используются в эстетическом воспитании являются: Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т. д.

Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них  ребенок может высказать свое мнение.

Развитие самостоятельных  действий –воспитатель предлагает найти  способ решения намеченного задания  или собственного замысла.

Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать  красоту труда. Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в  воспитании высокообразованного, культурного  и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Методы эстетического  воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение. II. Формирование основ эстетического  воспитания.

В своей работе я хотела бы проследить, когда закладываются  основы эстетического воспитания и  как происходит его дальнейшее развитие.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного  отношения к окружающему–сложный  процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство –особая форма  отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием  или несоответствием потребностям человека.

“Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”– говорил К. Д. Ушинский. Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические, нравственные и интеллектуальные.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст–это период первоначального  фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного  возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Воспитание у детей  устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги– и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического воспитания. К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т. д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво! ” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: “какой красивый красный мяч”, “как нарядно одета кукла” и так далее. Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках. Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”, “водичка, водичка, умой мое личико”и так далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса. Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле– все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы. Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании эстетических чувств детей. Общий эмоциональный тон (некрасиво поет, нравится), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших более определенными и дифференцированными эстетическими оценками: ”Какая грустная музыка, даже хочется плакать”, ” Какая у тебя безобразная шляпа, как горшок”. Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив –детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия– должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой. Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Информация о работе Эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста средствами тетрализованных игр