Эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста средствами тетрализованных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Цель: определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - на основе изучения педагогической литературы определить сущность эстетического воспитания, его особенности в дошкольном возрасте; - рассмотреть средства эстетического воспитания старших дошкольников;
- проанализировать требования современных образовательных программ к содержанию театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте; - дать характеристику театрализованным играм и доказать их значение в решении задач эстетического воспитания старших дошкольников; - изучить особенности эстетического развития детей шестого года жизни.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и содержание понятий: «воспитание», «Развитие», «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», «цель эстетического развития», «цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста» 5
2. Эстетическое воспитание детей в программах дошкольного образования 9
3. Структура и содержание эстетической воспитанности детей 15
4. Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей. Виды и методики организации театрализованных игр 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

эстетическое воспитание детей дошколнього возраста средствами театрализованных игр - реф волкову.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

 С раннего детства ребенок реагирует  на речевые интонации в прибаутках, стихах, на  звучание  музыки. Это  ранние  задатки  эстетического  воспитания.

Под эстетическим воспитанием можно  понимать целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение развивалось вместе с возникновением человеческого общества, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им.  

По  мере формирования различных психических  функции, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, стихи, картинки  имеют всегда какое-то жизненное содержание. Это помогает воспитывать ребенка эстетически. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и,  конечно, в искусстве.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром  прекрасного, но и пробуждают в них  способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. 

Прекрасное  в жизни — и средство и результат  эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Эстетическое воспитание обеспечивается различными средствами: художественной литературой, музыкой, изобразительным искусством. Особое значение в осуществлении эстетического воспитания имеют театрализованные игры. Это делает актуальной тему нашего исследования: « Театрализованные игры как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель: определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- на основе изучения педагогической литературы определить сущность  эстетического воспитания, его особенности в дошкольном возрасте;

- рассмотреть средства эстетического воспитания старших дошкольников;

- проанализировать  требования современных образовательных программ к содержанию театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте;

- дать характеристику  театрализованным играм и доказать их значение в решении задач эстетического воспитания  старших дошкольников;

- изучить особенности эстетического развития детей шестого года жизни.

 

 

 

1. Сущность и содержание  понятий: «воспитание», «Развитие», «эстетическое воспитание», «эстетическое  развитие», «цель эстетического  развития», «цель эстетического  воспитания детей дошкольного возраста»

 Воспитание - процесс подготовки к жизни и выбору профессии [5,с.67].

Воспитание одна из категорий  педагогики. Оно возникло в недрах общества. Старшее поколение передает свой опыт детям при помощи воспитания. Без воспитания не было бы общества. Роль воспитания очень велика в жизни  человека, потому что оно формирует личность. Цель воспитания - всестороннее развитие личности.

По  мнению А.Ю. Коджаспирова   и     Г.М.  Коджаспировой [14]  эстетическое воспитание – это целенаправленное  взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке  и  совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Н.К.Крупская [18] считает, что эстетическое воспитание – это система знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое  отношение к действительности,  понимание и оценку прекрасного в природе, искусстве, в труде и общении; эстетические взгляды, вкусы и убеждения;  художественный кругозор, умения и навыки творческой художественно – эстетической деятельности.

Есть  своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между воспитателями и воспитанниками, между старшими и младшими дошкольниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения воспитателей к воспитанникам, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики.

Н.А. Ветлугина [7]   считает,   что эстетическое   воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений  художественно – декоративного  творчества). Формы организаций эстетической деятельности детей разнообразны. Это могут быть игры, занятия, экскурсии, праздники и развлечения. По мнению Н.А.Ветлугиной [7] очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей совершенный уровень развития различных видов искусства, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое  воспитание не является изолированной  областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами. Полноценное умственное и физическое развитие, активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

По     мнению  Л.Р. Болотиной   [3] эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с  интеллектуальным и физическим развитием детей.     

Эстетическое  воспитание – это организация  жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических  чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни искусства, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – речевая, игровая и другие. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей. Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного                                             процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с  интеллектуальным и физическим развитием детей.

В.И.   Логинова   определяет   эстетическое     воспитание   как целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиции эстетического идеала, испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании деятельности по законам красоты.   Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие, под которым автор понимает длительный процесс  становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности  личности. Этот процесс имеет различные этапы и уровни, определяемые возрастными и социальными факторами. Он обусловлен освоением личностью  эстетической культуры общества и осуществляется  различными путями и с помощью различных форм. Воспитание играет решающую роль в осуществлении эстетического развития личности, так как обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества  в разных ее проявлениях (духовных и материальных). Эстетическое развитие личности совершается в результате творческого усвоения общественно - исторического опыта.   

В.И. Логинова считает, что эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, включающий трудовое и нравственное воспитание, оно способствует подготовке всесторонне развитой, гармонической личности с активной жизненной позицией, проявляющейся в отношении к труду, окружающим людям. 

Эстетическое  воспитание в дошкольном возрасте имеет  свои особенности, которые определяются своеобразной целью эстетического  воспитания. По мнению В.Т. Лихачева цель эстетического воспитания применительно и к зрелой личности, заключается в формировании творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Н.А. Ветлугина [7] занималась изучением особенностей эстетического  воспитания. Она отмечает, что в  основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально  и избирательно. В основе его лежит  эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.   

Н.А.Ветлугина [7] обращает внимание на особенность методов  эстетического воспитания. Они зависят  от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения, поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепианной пьесы. Автор делит методы эстетического воспитания на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей, почувствовали выразительность художественных средств.  

  Н.А.Ветлугина [7]  уточняет,  что  существо методов эстетического воспитания зависит от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, вос-     питатель обращает их внимание на то, какие листья осенью, хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Дети должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать поделки и так далее. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

 

2. Эстетическое  воспитание детей в программах  дошкольного образования  

Существуют  различные виды игр, одни из них развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра. Есть  много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль.

В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают  литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая  их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками.   Театрализованные  игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Многие ученые дают определение театрализованным играм.

В понимании М.Д.Маханевой  театрализованные игры - это игры-представления, в которых с помощью таких  выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.

В    словаре С.И.  Ожегова театрализованная  игра или игра -  драматизация  трактуется как умение «...переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы (как рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене)».

Информация о работе Эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста средствами тетрализованных игр