Эссе "Моя педагогическая философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 11:00, статья

Описание работы

Самое яркое впечатление моего детства-ощущение силы, год за годом становящееся все отчетливее и волнительней. Чаще все заметнее становилось, как меняюсь я сама и окружающий мир вокруг меня: всё серьёзней разговаривают со мной взрослые, всё больше у меня становится новых знакомых, всё чаще появляются во дворе дети, смотрящие на меня восхищенно-бесхитростным взглядом. Они такие смешные и маленькие! А я для них взрослая! Могу помочь завязать шнурки, могу прогнать страшную собаку, а могу…-не делать этого, могу посмеяться на беспомощность, могу напугать (это так легко!)…Это сейчас я понимаю, что власть серьезное испытание, и его практически невозможно пройти, не набив шишек.

Файлы: 1 файл

эссе Моя педагогическая философия.docx

— 19.14 Кб (Скачать файл)

Эссе  «Моя педагогическая философия»

«Рядом  с детьми»

«Лицом  к  лицу»- «напротив» означает

Мне это слово как-то не к душе

Оно чуть-чуть, но все же разлучает

И не совсем едины мы уже.

 

«Плечом к плечу»-мне выраженье ближе.

Я рядом. Вижу то же, что и  ты

Я понимаю, чувствую и слышу

Твои тревоги, радости, мечты

 

Я проникаю каждой клеткой  кожи

В твой тайный мир… и растворяюсь  в нем…

Не для того, чтобы тебя тревожить,

А для того, чтоб стать  сильней вдвоем.

Самое яркое впечатление  моего детства-ощущение силы, год за годом становящееся все отчетливее и волнительней. Чаще все заметнее становилось, как меняюсь я сама и окружающий мир вокруг меня: всё серьёзней разговаривают со мной взрослые, всё больше у меня становится новых знакомых, всё чаще появляются во дворе дети, смотрящие на меня восхищенно-бесхитростным взглядом. Они такие смешные и маленькие! А я для них взрослая! Могу помочь завязать шнурки, могу прогнать страшную собаку, а могу…-не делать этого, могу посмеяться на беспомощность, могу напугать (это так легко!)…Это сейчас я понимаю, что власть серьезное испытание, и его практически невозможно пройти, не набив шишек. Сколько набила их я-сосчитать сейчас трудно. Но вывод сделала один: «Сила дана человеку для того, чтобы созидать, помогать делать добро». И занятие это очень не простое. Даже любящие люди зачастую причиняют друг другу боль. Что уж говорить о менее близких? Помочь другому, поддержать, подсказать, тем более научить-необыкновенно деликатное, бесконечно сложное, требующее глубоких знаний и полной беззаветности дело. Ибо материалом здесь является человеческая душа, а результатом сложившаяся личность. Вряд ли кто в полной мере может постигнуть степень ответственности за влияние одного человека на другого, а ведь под этими влияниями и формируется чья-то сущность.

Нельзя  сказать, что именно данные мысли  привели меня к детям, но именно они  сделали меня таким педагогом, каким  я являюсь сегодня. И пусть  я не нашла формулу влияния  людей друг на друга, и не вычислила  степень ответственности каждого за такое влияние , и не являюсь безупречным идеалом в своей профессии и думаю, что никто не является. Потому что педагог должен быть мудрее, сильнее, благороднее и т.д. всех вместе взятых, но, к сожалению, он тоже человек, а значит не застрахован от ошибок. Но все же считаю себя хорошим специалистом, так ка первоочередной задачей всегда видела работать так, чтобы находящимся рядом со мной было тепло, уютно и интересно. Конечно, важен и результат, но главное, по моему глубочайшему убеждению - это процесс. А для того, чтобы сделать этот процесс максимально действенным, я, например, учусь быть "рядом с детьми". А подразумевает это понятие следующее: быть в их глазах не взрослой тетей -воспитательницей, которую нужно слушаться, а одной из них. Постараться увидеть происходящее их глазами, почувствовать их интерес или скуку, энергию или усталость, радость или страх.

Вы  видели когда-нибудь, как настраивают  музыкальные инструменты. Казалось бы - давно можно было просчитать, сколько раз повернуть колок, чтобы звук был точным. Так ведь нет! Струна - металлическая нить! - требует  уважения к её металлической душе, заставляет прислушиваться, стараться  аккуратничать! Но зато, какого звука может добиться от неё терпеливый и умелый мастер! А ребенок, на мой взгляд, гораздо более податливый "инструмент". И заинтересованному человеку не составит огромного труда "настроиться на его тональность". Только "опустись" на высоту его роста . Встань рядом, посмотри туда, куда смотрит он, и постарайся увидеть это его глазами, послушай и услышь его, пойми и прими его, раздели с ним его проблему, почувствуй, насколько она серьезна, найди решение вместе с ним, обрадуйся победе. И когда ты поймешь, что действительно радуешься, просто, как маленький радуешься тому, что вы с Павликом попали мячом в корзину - значит, ты начинаешь становиться педагогом. Это значит - ты уже сделал что - то доброе, полезное, нужное для ребенка, а это уже хорошо.

Вот и  вся философия. Нехитрая, но надежная и проверенная временем. Научившись понимать детей, подобрать более эффективные методы и способы обучения и воспитания - уже дело техники. Я еще раз повторю: техника, т.е. профессиональная грамотность - неотъемлемое условие успешного педагогического процесса. Без неё даже самый душевный и неравнодушный педагог всего лишь дилетант, рискующий как минимум не достигнуть поставленной цели, а как максимум - допустить серьезные ошибки, получив в результате противоположный эффект. А потому не жалеть времени и сил на повышение педагогической квалификации. Именно это стремление подвигло меня для участия в данном конкурсе. А так же желание еще раз привлечь внимание к проблеме личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей, и на своем опыте показать сомневающимся - это возможно. Трудно, непривычно, долго - но необходимо!

Многие  опытные педагоги, "закостеневшие" в старых представлениях, противоречат такой необходимости, ссылаясь на многолетне - подтвержденную эффективность дисциплинарной модели взаимодействия: "Нас так воспитывали - и мы выросли достойными людьми. А сейчас и так очень трудно добиться исполнительности, а уж если все позволять..." Действительно, после превосходно -диктующей позиции: "Я знаю, что тебе нужно", очень нелегко перестроиться на - "Я хочу понять, что тебе нужно". И тем слабее мотивация к перестройке, чем смешнее сумма, предлагаемая воспитателю в конце рабочего месяца...

Но, в  конце концов, всегда есть выбор. В  нашу профессию нельзя идти, не будучи беззаветно преданным своему делу. И я думаю, что гораздо богаче тот, кто получает удовлетворение от своего труда, кто с радостью утром идет на работу и возвращается с чувством выполненного долга. И тем ярче будут ощущения, чем нагляднее будет результат: здоровые, активные, жизнерадостные, хорошо подготовленные к школе дети, продолжающие обращаться к тебе за советом уже став учениками. А достичь такого результата можно, только существуя "рядом с детьми".

 

 

 


Информация о работе Эссе "Моя педагогическая философия"