Эмпирическое исследование эффективности работы по развитию у детей положительных эмоций в период адаптации к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор литературных данных по проблеме развития положительных эмоций у детей в период адаптации к ДОУ
1.1. Понятие адаптации, периоды и этапы адаптации детей к ДОУ……..6
1.2. Особенности эмоциональной сферы у детей раннего возраста…….14
1.3. Формы работы по успешной адаптации детей к ДОУ………………20
Выводы по главе 1……………………………………………………………...31
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности работы по развитию у детей положительных эмоций в период адаптации к ДОУ
2.1. Характеристика объекта и методики исследования………………....33
2.2. Система работы психолога в период адаптации……………………..37
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………….42
Выводы по главе 2……………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Развитие положительных эмоций в период адаптации к ДОУ.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Обзор литературных данных по проблеме развития положительных  эмоций у детей  в период адаптации  к ДОУ

    1. Понятие адаптации, периоды и этапы адаптации детей к ДОУ……..6
    2. Особенности эмоциональной сферы у детей раннего возраста…….14
    3. Формы работы по успешной адаптации детей к ДОУ………………20

Выводы по главе 1……………………………………………………………...31

Глава 2.  Эмпирическое исследование  эффективности работы   по развитию у детей положительных  эмоций в период адаптации к ДОУ

    1. Характеристика объекта и методики исследования………………....33
    2. Система работы психолога в период адаптации……………………..37
    3. Анализ результатов исследования…………………………………….42 

Выводы  по главе 2……………………………………………………………...52                                                  

Заключение………………………………………………………………………54

Список литературы……………………………………………………………...56    

Приложение……………………………………………………………………...60   

 

 

Введение

 

Детский сад – это  новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка  в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Актуальность. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.

Для успешной адаптации  ребенка к условиям дошкольного  учреждения необходимо сформировать у  него положительную установку на детский сад, положительное отношение  к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до посещения ребенком ДОУ. Прежде всего, с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

 Целью данной работы является исследование психоэмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ и развитие у них положительных эмоций.

 

 

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие, периоды и этапы адаптации к ДОУ, а также факторы успешной адаптации детей.
  2. Изучить особенности эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
  3. Рассмотреть и апробировать систему  по специфике работы психолога с воспитателями и родителями по развитию положительных эмоций у детей  в период адаптации в ДОУ.
  4. Провести   исследование психоэмоционального состояния детей в период адаптации к  ДОУ.
  5. Оценить эффективность работы психолога с воспитателями и родителями, а также детьми по развитию у них положительных эмоций.

Гипотеза: Целенаправленная и своевременная психопрофилактическая работа в период адаптации к ДОУ будет способствовать развитию положительных эмоций и оптимизации психоэмоционального состояния детей.

Объектом исследования являются  дети раннего возраста.

Предмет – психоэмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ.

Методы исследования:

  1. Метод теоретического анализа.
  2. Метод эмпирического анализа с использованием  следующих психодиагностических методик:
  3. «Индивидуальный лист адаптации» разработанной Т.Д.Марцинковской.
  4. «Карта нервно-психического развития ребенка» разработанной К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной и Л.Г. Голубевой.

3.  Метод количественного и качественного анализа с оценкой достоверности различий средних данных  по t-критерию Стъюдента.

 

Список литературы

 

  1. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ //  Психологическая наука и образование. 2010. №3.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж: Учитель, 2004.
  3. Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста  // Ребенок в ДОУ. 2003. №6.
  4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  5. Баскакова Е. Проблема адаптации детей к детскому саду // Ребенок в ДОУ. 2009. №5.
  6. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Ранний возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2001. №4.
  7. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.
  8. Борисенко М.Г., Камышникова О.Е. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. – СПб.: Паритет, 2002.
  9. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Работа с детьми раннего возраста. – СПб: Паритет, 2005.
  10. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет. – М.: Интор, 1996.
  12. Давыдова О. И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера 2006.
  13. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация). – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  14. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007.  
  15. Запорожец А.И. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
  16. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – Спб., 2001.
  17. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание.  2004. №7.
  18. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2004.
  19. Илларионова Е. Радость общения // Ребенок в детском саду. 2004. №2.
  20. Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка. – СПб., 2003.
  21. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1998. №4.
  22. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  23. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Шиклустой. – СПб., 2003.
  24. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание.  2006. №1.
  25. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2008.
  26. Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок.  Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. садов. – М.: Просвещение, 1981.
  27. Мамланцева. К проблеме адаптации 3-х-летних детей к ДОУ // Вестник МГУ, серия 14.  2003. №1.
  28. Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду // Дошкольное образование. 2002. №5.
  29. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста. Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2001. №4.
  30. Образцова Л.Н. Не хочу идти в детский сад: маленькие подсказки для родителей. – М.: АСТ; – СПБ.: Сова, 2005.
  31. Овсепян К.Р. Я иду в детский сад (проблемы адаптации).  – М.: Карапуз, 2002.
  32. Островская Т.В. Игровая методика введения детей в условия детского сада // Психологическая наука и образование. 2008. №3.
  33. Остроухова А. Успешная адаптация //  Обруч. 2000. №3.
  34. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.
  35. Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому учреждению. – М.: МГППУ, 2003.
  36. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2003. №2.
  37. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ. – М.: Книголюб, 2004.
  38. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М., 2006.
  39. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2006.
  40. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.
  41. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М., 1980.
  42. Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. №3.
  43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2007.
  44. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  45. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – CПб.: Речь, 2005.
  46. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2006 .

Информация о работе Эмпирическое исследование эффективности работы по развитию у детей положительных эмоций в период адаптации к ДОУ