Эмоции умственно отсталых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение сравнительного анализа.
Задачи исследования:
Изучить эмоциональное развитие в онтогенезе;
Изучить эмоциональное развитие у детей с УО;
Рассмотреть особенности понимания эмоциональных состояний человека;
Провести исследование;
Проанализировать результаты исследования;
Разработать методические рекомендации по обогащению когнитивного компонента эмоциональной сферы детей с УО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы изучения процесса распознавания эмоциональных состояний 6
1.1.Эмоциональное развитие в онтогенезе 6
1.2.Эмоциональное развитие умственно отсталых детей 9
1.3.Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека 12
Глава 2.Особенности распознавания эмоциональных состояний детьми с интеллектуальной недостаточностью 22
2.1.Методики и организация исследования 22
2.2.Результаты экспериментального исследования и их анализ 24
2.3.Коррекционная работа по обогащению когнитивного компонента эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37

Файлы: 1 файл

эмоции УО.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

- Когда и как это  происходило?

-Как вы думаете,  какие запахи

приносит с собой  слуга по имени Радость? Закройте глаза и представьте, как пахнет радость. Это может быть аромат волшебного цветка или вкус сладкой конфеты  и т.д.

-Как вы думаете,  что подают к столу, когда  в гостях Радость?

-Видите, какая у всех  разная радость, непохожая друг  на друга. Это потому, что мы  с вами все разные и слуга  по имени Радость приходит  к нам тоже по-разному.

4. Радость общения  с Королем. Внесение подарка.

- Как вы думаете,  что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость? Конечно, он радуется, как он это делает? Танцует, хлопает в ладоши, улыбается, устраивает праздники?

(Важно, чтобы ребята  перечислили как можно больше  признаков вербального, невербального,  поведенческого проявления радости).

-Как вы думаете,  что у Короля может вызвать  проявление радости? Что мы  можем подарить?

(Ответы детей. Внесение  подарка-цветка, символизирующего радость).

- Мы с вами знаем,  что Король есть у каждого  из нас в душе и значит, что  к нам тоже пришел слуга по имени Радость. Слышите его? Звучит музыка. (Здесь можно предложить детям начать психодиагностические игры:

- танцевать;

- петь;

- подойти к зеркалу  и разглядывать свою мимику).

5. Знакомство и введение  меры.

-Конечно, слуга по  имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но скажите, пожалуйста, что будет с королем, если слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?

- Да, вы правы, Король  просто устанет! Да и дела  в королевстве разладятся, если  все время только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?

-Секрет королевских  слуг в том, что они обладают  очень важным качеством - мерой.  Они во всем знают Меру.

МЕРА

Мудрая, ответственная. Решает, позволяет, управляет, Вовремя домой слуг отправляет, Мне помогает.

Поэтому слуга по имени  Радость знает, когда пора уходить. В этот момент важно показать ребятам  фигурку, символизирующую Меру. В  дальнейшем ее можно использовать для  восстановления дисциплины. В этом случае, показывая фигурку, ведущий может спросить у ребят: «Мне кажется, мы забыли о чем-то очень важном. Как вы думаете, о чем?»

- Как вы думаете,  ребята, знание Меры пригодится  нам в жизни? А в каких  случаях? Бывало ли с вами  такое, что вы забывали Меру?

6. Ритуал выхода.

Итак, сегодня мы продолжили свое знакомство со слугой Короля по имени  Радость. Радость у каждого своя, потому что мы с вами не похожи друг на друга. Мы с вами поняли, что хоть и приятно, когда приходит слуга  по имени Радость, но если он забудет  о своем доме, королевство от этого потеряет. Поэтому все слуги Короля обладают важным качеством - Мерой. Наши внутренние слуги так же обладают этим качеством. Будем об этом помнить.

 

Выводы по второй главе:

 

В эмпирической части  исследования мы подтвердили гипотезу, выдвинутую во введении, о том, что уровень сформированности компонентов процесса опознания эмоций восприятия и понимания эмоциональных состояний, а также уровень произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрения, зависть); объем эмоционального опыта  и эмоциональных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из важных вопросов осознания эмоций является понимание своих и чужих эмоций. Особенно актуально это в младшем школьном возрасте, когда закладывается фундамент понимания эмоций и формируются высшие чувства, то есть эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

В настоящей курсовой работе мы:

изучили эмоциональное  развитие в онтогенезе;

изучили эмоциональное  развитие у детей с УО;

рассмотрели особенности  понимания эмоциональных состояний  человека;

провели исследование;

проанализировали результаты исследования;

разработали методические рекомендации по обогащению когнитивного компонента эмоциональной сферы  детей с УО.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что задачи работы выполнены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась в эмпирической части исследования.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 2000. – 534 с.
  2. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. 1989. №1.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике. СПб.: Знание, 2004. – 362 с.
  5. Васильев В.И. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. Л., 1998. №4.
  6. Васильев И. А., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980.
  7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. МГУ, 1986. – 278 с.
  8. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ООО издательство «Школьная пресса» № 2. 2006.
  9. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости.  —  В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956.
  10. Гаурилюс А.И., Казанович О.Ф. Практикум по диагностике познавательной сферы личности. Учебно-методический комплекс для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002.
  11. Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. М.: 1980. – 366 с.
  12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько. Мн.: Алмафея, 2003. – 452 с.
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб.: Питер, 2000. – 184 с.
  14. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб. 2002. – 580 с.
  15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
  16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб.: Питер 2004. – 480 с.
  17. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
  18. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Рн/Д, 1999. – 288 с.
  19. Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: 1999.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: 2000. – 456 с.
  21. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: Логос, 2000. – 124 с.
  22. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под. ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. – 430 с.
  23. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под общей ред. Реана А.А. СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
  24. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.
  25. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: 1981. – 256 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика «Эмоциональная идентификация»

Серия № 1

       

                                      

 

 

Серия № 2

 

                                       

                                    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Результаты  констатирующего эксперимента

1 серия (умственно отсталые дети)

 

Ситуации основные

№ п/п

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

День рождения (№ 1)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

Драка (№ 2)

+

+

 

+

                     

Нападение (№ 3)

   

+

                       

Расставание (№ 4)

+

   

+

                     

Сюрприз (№ 5)

 

+

                         

Наказание (№ 6)

+

+

 

+

+

                   

Отвержение пищи (№ 7)

                             

Отвержение людей (№8)

                             

Сумма баллов

4

4

2

4

2

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

Уровень

с

с

нс

с

нс

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Высокий уровень –  0 %;

Выше среднего – 0 %;

Средний уровень – 20 %;

Ниже среднего – 13,3 %;

Низкий уровень – 66,7%.


 

1 серия (норма)

 

Ситуации основные

№ п/п

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

День рождения (№ 1)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Драка (№ 2)

+

+

 

+

 

+

+

+

   

+

 

+

+

+

Нападение (№ 3)

   

+

+

 

+

                 

Расставание (№ 4)

+

   

+

         

+

         

Сюрприз (№ 5)

+

+

     

+

+

+

   

+

 

+

 

+

Наказание (№ 6)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Отвержение пищи (№ 7)

+

   

+

         

+

         

Отвержение людей (№8)

+

   

+

   

+

   

+

         

Сумма баллов

7

4

3

7

2

5

5

3

2

5

3

2

3

3

2

Уровень

вс

с

нс

вс

нс

с

с

с

нс

с

с

нс

с

нс

с

Высокий уровень –  0 %;

Выше среднего – 13,3 %;

Средний уровень – 53,3 %;

Ниже среднего – 33,3 %;

Низкий уровень – 0%.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 серия (умственно отсталые дети)

 

№ п/п

Модальности

 

Радость

Гнев

Страх

Печаль

Отвращение

 

Презрение

и

зависть

Удивление

Стыд-

вина

Интерес

Спокойствие

Уровень

1

+

+

+

       

+

   

ср

2

+

+

 

+

   

+

     

ср

3

   

+

   

+

       

нс

4

+

+

 

+

+

         

ср

5

+

+

 

+

   

+

     

ср

6

     

+

           

н

7

+

                 

н

8

+

                 

н

9

+

                 

н

10

+

                 

н

11

+

                 

н

12

                   

н

13

+

                 

н

14

+

                 

н

15

+

                 

н

Высокий уровень – 0 %;

Выше среднего – 0 %;

Средний уровень – 26,7 %;

Ниже среднего – 6,7 %;

Низкий уровень – 66,7%.

Информация о работе Эмоции умственно отсталых