Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации изучения английского языка детьми младшего школьного возраста.
Задача исследования:
Исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
Изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе.
Анализ эффективности существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации к изучению английского языка

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе................................................5
1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация...........................................5
1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка..........................................7
1.3Специфика урока иностранного языка...........................................................10
1.4 Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте................................................................................................12

Глава II. Способы повышения мотивации при обучению английскому языку младших школьников............................................................................................14
2.1 Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка.......................................................................................................................14
2.2Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах и сильнейшие психологические побудители, проникающий в глубины сознания..................................................................................................................17
2.3 Особенности нетрадиционных форм урока..................................................26
2.4 Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками......................................................................................31
Глава III. Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка...............................37
3.1 Подготовительный этап исследования..........................................................37
3.2 Проведение исследования. Организация уроков без использования грамматических игр...............................................................................................37
3.3 Проведение исследования. Организация уроков с использованием грамматических игр...............................................................................................40
3.4 Обработка результатов. Выводы....................................................................42

Заключение.............................................................................................................44

Список использованной литературы..........

Файлы: 1 файл

кур работа мотивация иностарнного языка.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

В условиях гуманизации  образования, когда личность растущего  человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких эффективных приемов обучения – использование стихотворных и песенных материалов на уроках иностранного языка.

Практически все  педагоги и методисты, работающие с  детьми на разных этапах обучения, отводят  большое место поэтическим текстам  и песенкам при изучении иностранного языка. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов: или аутентичных, или специально сочиненных. Важность этой работы трудно переоценить.

Каждый учитель  стремиться сделать свои уроки творческими  и занимательными, чтобы желание  и интерес младших школьников, которые только приступили к занятиям иностранным языком, не угасли в последующие годы. Задача учителя - добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А там, где интерес, там и успех.

Работа с  английскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к поэзии страны изучаемого языка, учит видеть красоту природы и человеческих чувств. Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.

Подходы к работе над стихами зависят от возраста учащихся, от их творческих способностей и от того, какие задачи ставит учитель. Многие задачи, такие как обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу, решаются в комплексе. Изучение стихотворения или песни чаще всего происходит на нескольких уроках. Это зависит от объема, наличия незнакомых слов и грамматических структур. На уроке можно использовать песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Очень хорошо воспринимаются детьми песни знакомые им на русском языке. Если есть время на уроке, то песню, стих можно инсценировать, стих прочитать по ролям.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой “сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания“ (Леви В.Вопросы психологической музыки). Поэтому в старших классах стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни. Это один из видов речевого общения, средство более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включает новые слова и выражения. Уже знакомая лексика здесь встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Известно, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Можно предложить учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали учащихся к последующему обсуждению, высказываний своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению.

Использовать  песни и стихи на уроках английского  языка нужно и можно. Их легче всего подбирать для классов младшего и среднего звена. Для классов старшего звена подбирать стихи и особенно песни намного труднее. Однако это не является неразрешимой задачей.

Таким образом, работа со стихами, рифмовками и песнями  служит эффективным средством усвоения языкового материала, развития памяти, внимания и творческой активности учащихся, воспитывает чувства толерантности  и уважения к творческому наследию стран изучаемого языка. [Якобсон П.М. 1998; −с. 304; Ушинский К.Д. 1998; – с.640]

 Драматизация и  инсценирование не являются тождественными  приемами анализа; их включение  в разбор способствует усвоению  родовых и композиционных особенностей  литературного произведения; драматизация и инсценировка сказки развивает воображение, устную и письменную речь учащихся младших классов.

Специфика актерского искусства  заключается в следующем: живое  актерское действие требует полного  включения исполнителя в реализацию предлагаемых обстоятельств. Следовательно, постановка младшего школьника в предложенные роли на иностранном языке активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Основная задача театральной педагогики состоит в том, чтобы не превращать школьника в артиста, а использовать средства театрально-исполнительского искусства в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.

В применении драматизации сказок на уроках иностранного языка у младших школьников коммуникативная направленность обучения перестаёт быть обычной декларацией, а становится одним из принципов образовательного процесса. Драматизацию мы понимаем как технологию обучения и воспитания, направленную на развитие коммуникативности младшего школьника средствами художественных произведений. В основе драматизации сказки лежит "метод физических действий" К.С. Станиславского.

В процессе разработки методики драматизации сказки как средства развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку нами было установлено, что процесс работы учителя над драматизацией сказки можно разбить на пять этапов:

  • чтение сказки и достижение углубленного понимания слов, словосочетаний, предложений и текста в целом;
  • работа над текстом сказки с учетом лингвистических особенностей использования традиционных формул народной сказки;
  • работа с действующими лицами по сценкам, сценарию и музыкой в целом, монтаж спектакля;
  • работа по художественному оформлению, предметами бутафории, костюмами;
  • показ спектакля и его оценка.

Драматизация творчески  упражняет и развивает самые  разнообразные способности и  функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка. Благодаря ей развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность; развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Сказка является оптимальным  для данного возраста учащихся и  этапа обучения видом текста, позволяющим  вовлекать младших школьников и в игровую (с привлечением активных методов обучения), и в учебную деятельность.

2.3 Особенности нетрадиционных форм урока

иностранный язык урок мотивация

Сегодня все  большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы  реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Нетрадиционные  формы урока английского языка  реализуются, как правило, после  изучения какой-либо темы или несколько  тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участи уроке учителя.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок – спектакль, урок – праздник, видеоурок, урок –  экскурсия, урок – интервью и другие формы занятий. [Подласый И.П. 2001; – с.576; www.bolshe.ru]

  • Интернет на уроках иностранного языка

  • Интернет обладает колоссальными информационными  возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но прежде всего необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач. [Васильева М.М. 1988; – с.131; Рогова Г.В. 2000. – с.232]

    Поэтому прежде всего следует определить, для  решения каких дидактических  задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

    Интернет создает  уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.

    Сначала вспомним особенности предмета "иностранный  язык". Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, которая  предусматривает формирование способности  к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися.

    Следует иметь  в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Обучать  речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.

    Готовясь к  очередному уроку, учителю важно  иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

    Если иметь  в виду предмет нашего обсуждения – Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

    • для включения материалов сети в содержание урока;
    • для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;
    • для ликвидации пробелов в знаниях;

    Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

    • совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
    • пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
    • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

    Включение материалов сети в содержание урока позволяет  учащимся лучше понять жизнь на нашей  планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.[Подопригорова Л.А. 2003; - с.25-31; www.festival.1september.ru]

    Видеоурок

    Овладеть коммуникативной  компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

    Не менее  важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

    Их использование  способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых .

    Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное  воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

    Информация о работе Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка