Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации изучения английского языка детьми младшего школьного возраста.
Задача исследования:
Исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
Изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе.
Анализ эффективности существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации к изучению английского языка

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе................................................5
1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация...........................................5
1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка..........................................7
1.3Специфика урока иностранного языка...........................................................10
1.4 Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте................................................................................................12

Глава II. Способы повышения мотивации при обучению английскому языку младших школьников............................................................................................14
2.1 Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка.......................................................................................................................14
2.2Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах и сильнейшие психологические побудители, проникающий в глубины сознания..................................................................................................................17
2.3 Особенности нетрадиционных форм урока..................................................26
2.4 Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками......................................................................................31
Глава III. Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка...............................37
3.1 Подготовительный этап исследования..........................................................37
3.2 Проведение исследования. Организация уроков без использования грамматических игр...............................................................................................37
3.3 Проведение исследования. Организация уроков с использованием грамматических игр...............................................................................................40
3.4 Обработка результатов. Выводы....................................................................42

Заключение.............................................................................................................44

Список использованной литературы..........

Файлы: 1 файл

кур работа мотивация иностарнного языка.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

 

Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе................................................5

1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация...........................................5

1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка..........................................7

1.3Специфика урока иностранного языка...........................................................10

1.4 Психологические  основы обучения иностранному  языку в младшем школьном возрасте................................................................................................12

 

Глава II. Способы повышения мотивации при обучению английскому языку младших школьников............................................................................................14

2.1 Пути и  приемы повышения мотивации учеников  на уроке иностранного языка.......................................................................................................................14

2.2Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах и сильнейшие психологические побудители, проникающий в глубины сознания..................................................................................................................17

2.3 Особенности  нетрадиционных форм урока..................................................26

2.4 Оценивание  как средство мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками......................................................................................31

Глава III. Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка...............................37

3.1 Подготовительный  этап исследования..........................................................37

3.2 Проведение исследования. Организация уроков без использования  грамматических игр...............................................................................................37

3.3 Проведение исследования. Организация уроков с использованием  грамматических игр...............................................................................................40

3.4 Обработка результатов. Выводы....................................................................42

 

Заключение.............................................................................................................44

 

Список использованной литературы...................................................................46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные психологи  и педагоги едины в том, что  качество выполнения деятельности и  ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой.

Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.

В настоящее время  формирование познавательной мотивации  необходимо, так как это придает  деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную  ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.

Следует признать, что  психологические закономерности развития мотивационной сферы вообще и познавательной мотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о методике ее формирования.

В результате форсированного обучения дети порой, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому

Актуальность данной проблемы, обусловленная поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.

Основную проблему исследования составляет то, что при том, что значение мотивации, а особенно познавательной при изучении иностранного языка не только не снижается на всех возрастных этапах обучения в школе, но наоборот, возрастает. В педагогической практике вопросы мотивирования учащихся к изучению языка на наш взгляд рассматриваются недостаточно.

Объект исследования: проблема мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.

Предмет исследования: использование методов стимулирующих  мотивацию обучения английскому  языку младших школьников.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации изучения английского языка детьми младшего школьного возраста.

Задача исследования:

  1. Исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе.
  3. Анализ эффективности существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации к изучению английского языка.

Структура курсовой работы состоит из введения, основных трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

 

1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация

 

Формирование мотивации  учения в школьном возрасте без преувеличения  можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так же проблема как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время эта проблема весьма актуальна для сельской школы. В связи с обострением социальных проблем на селе, низким уровнем педагогической грамотности родителей, слабой предшкольной подготовкой детей остро стоит вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности. Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности.

Особую важность имеет  вопрос о мотивации именно на начальной  ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и  имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. [Маркова А.К. 1990; - с.192]

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Можно выделить еще пять типов мотивации:

  1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
  2. Мотивация успеха - если предмет “удается”, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
  3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
  4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
  5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ. [Искрин С.А. 2004, № 2; – с.95]

Возникают вопросы о  том, почему один ребёнок учиться  с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого  ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.

Формирование мотивации  – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Под мотивом, который  побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:

  • · учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);
  • · непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
  • · перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.

Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения?

  • дидактические игры и упражнения;
  • личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
  • внеклассные мероприятия по предметам;
  • творческие работы учащихся по разным предметам;
  • проведение предметных олимпиад;
  • использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
  • интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

В общепсихологическом  контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав»  движущих сил поведения, открывающийся  субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Существенным  для исследования структуры мотивации  является выделение Б.И. Додоновым  ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия.

Информация о работе Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка