Экспериментальное исследование формирования аксиологической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Теоретически обосновать и практически проверить педагогические условия формирования аксиологической культуры младших школьников.
Объект исследования: аксиологическая культура как личностное качество младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования аксиологической культуры младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...

Глава I. Теоретические аспекты в формировании аксиологической культуры личности…………………………….

1.1 Формирование аксиологической культуры личности как психолого-педагогическая проблема…………………..….

1.2 Сущностные особенности формирования аксиологической культуры младших школьников ……………………………

1
1.3 Возможности пословиц и поговорок в формировании аксиологической культуры первоклассников.…….……….

Глава II. Экспериментальное исследование формирования аксиологической культуры младших школьников………………

2.1 Актуализация аксиологической культуры в учебной деятельности младших школьников....…….………………

2.2 Творческое взаимодействие в системе «учитель-ребенок-родитель»..............................................................................

2.3 Программа «Пословицы и поговорки в формировании культуры младших школьников»……................................

Заключение………………………………………………………….....

Список литературы……………………………………….….............

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Творческое  взаимодействие в системе «учитель-ребенок-родитель»

Воздействие - действие, направленное на кого-то, что-либо с целью достичь определенных результатов, добиться чего-то [4, С.480]. В данном случае воздействует лишь носитель сознания, носитель воли. Чем выше мера субъективности, тем больше оснований говорить о наличии « воздействия» [32].

Взаимодействие педагогическое - личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [14].

Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников.

Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей [14, С.21].

Понятие «взаимодействие» является центральным в таких науках, как психология, социология, педагогика и социальная психология. В философии оно рассматривается как процесс воздействия систем друг на друга, как их взаимообусловленность, изменения состояния и взаимопереход. В социологии это процесс взаимодействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации процессов.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей) [23].

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров утверждают, что взаимодействие педагогическое – это личностный контакт воспитателя и воспитанника, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [14, С.18].

Взаимодействие учителя, ученика и родителей является одним из важных условий нравственного воспитания младших школьников. При этом важно отметить, что взаимодействие всех участников образовательной деятельности должно быть основано не на подавлении инициативы и активности людей, а на их развитии и бережном отношении друг к другу. Взрослые должны строить взаимодействие с ребенком так, чтобы он смог увидеть себя со стороны, разобраться в своих чувствах, эмоциях и захотеть их контролировать. Взаимодействие взрослых и детей направлено на то, чтобы во взрослых, и в детях вырастить внутренний голос совести [9].

Взаимодействие учителя, ученика и родителя как личностный контакт в совместной согласованной просветительской, творческой, общественно-значимой деятельности, способствующей самореализации каждого субъекта взаимодействия и имеющей следствием совершенствование взрослых и детей с целью:

  • присвоения наибольшего количества образцов поведения;
  • развития умения создавать и изменять образцы поведения в соответствии со своими потребностями;
  • обретения большей самостоятельности и ответственности.

С момента поступления ребенка в школу возникает, существует и развивается так называемый «педагогический треугольник» с его трудностями и противоречиями:

  • родители не активны, молчаливы на собраниях, часто предъявляют только претензии учителю, выражают неудовлетворение друг другом и чужими детьми;
  • учителя неохотно посещают семьи учеников, сопротивляются приходу на свои уроки родителей, устройству мероприятий с участием семей, а просьбы родителей о помощи в воспитании порой оставляют без внимания;
  • дети без особой радости сообщают дома о родительском собрании, не хотят делиться своими школьными достижениями, впечатлениями и переживаниями, не испытывают радости от общения с учителем и одноклассниками.

Таким образом, причина этих противоречий кроется в нарушении взаимоотношений сторон «педагогического треугольника». Поэтому нельзя забывать о том, что только единство трех сторон может привести к рациональному решению проблемы без ярких последствий.

 

2.3 Программа  «Пословицы и поговорки в формировании  культуры младших школьников»

Совершенствование развития поисково-познавательной деятельности первоклассников является важной составляющей формирования профессиональной компетенции и деятельности педагога-мастера.

В рамках нашего проекта разработана программа «Пословицы и поговорки», направленная на формирование культуры младших школьников, главной целью которой мы поставили проследить, выйдет ли уровень культуры младших школьников на уроках риторики на более высокий, при условии, что на уроке будут активно применяться пословицы и поговорки.

В программе представлено перспективное тематическое планирование.

Цель программы: организация методической работы в начальных классах общеобразовательной школы №125 города Москвы, для формирования и совершенствования культуры младших школьников.

Задачи программы:

  • составить анкеты и подготовить опросники, направленные на опрос мнений педагогов и детей об использовании пословиц и поговорок на уроках чтения;
  • проанализировать полученную информацию, сформулировать основные выводы и составить план работы для дальнейшей работы педагогов в начальных классах образования.

Для реализации этих задач использовались следующие формы и методы:

  • опрос-анкетирование;
  • рефлексивные беседы.

Итак, мы провели опрос-анкетирование. В нем принимали участие 57 учеников 1 «А», 1 «Б» и 1 «В» классов МОУ СОШ №125, города Москвы и преподавательский состав начальных классов образования. На этом этапе мы выделили следующие задачи:

  • выявить отношение к использованию пословиц и поговорок на уроках чтения;
  • определить отношение учеников к предмету «чтение»;
  • открыть отношение детей к пословицам и поговоркам;

Для начала мы опросили педагогический состав:

 

Какое по Вашему место занимают пословицы и поговорки в формировании культуры ребёнка?

Самое главное

60%

Не самое главное

23%

Второстепенное

17%

Не задумывался над этим

0%

Не знаю

0%


Какими материалами вы пользуетесь, подбирая пословицы и поговорки для уроков?

Они предложены в различных методических пособиях в достаточном количестве

4%

Беру из разных книг

60%

Не использую вообще

36%



 

Как часто вы используете пословицы и поговорки во время проведения урока?

Очень часто

22%

Не очень часто, но достаточно

30%

От раза к разу

48%

Не знаю

0%


 

С какими трудностями Вы сталкиваетесь на уроках при применении пословиц и поговорок?

Мало методических пособий на эту тему

47%

Равнодушие детей

10%

Не задумывались над этим

36%

Не испытываю трудностей

7%


 

Опираясь на результаты данного анкетирования, мы сделали вывод: учителя положительно относятся к использованию пословиц и поговорок и хотели бы активно использовать их в своей педагогической деятельности. Но педагог затрачивает много времени на подбор материала, так как в методических пособиях очень мало примеров пословиц и поговорок. Также отсутствуют и специальные пособия, где бы была предложена система пословиц и поговорок и способы их преподнесения на уроке.

В школе также были проанкетированы 64 ученика из 1 «А», «Б» и «В» классов. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление отношения учащихся к предмету «Чтение», и их отношение к активному применению пословиц и поговорок на уроках по данному предмету:

 

Какие уроки ты больше всего любишь? (допускается несколько ответов)

Математика

6 чел.

Русский язык

14 чел.

Риторика

23 чел.

Чтение

14 чел.




 

Нравится ли тебе урок риторики?

       Да

32 чел.

       Нет

10 чел.

       Не очень

15 чел.




 

Каких заданий хотелось бы больше на уроках риторики?

Больше различных пословиц и поговорок за урок

27 чел.

Больше заданий с использованием таблиц, картин и др.

7 чел.

Больше заданий с учебником

20 чел.

Все устраивает

3 чел.



 

Как часто в вашем классе на уроках риторики обсуждаются пословицы и поговорки?

Часто

8 чел.

Не очень часто

14 чел.

Редко

35 чел.




 

 

Из ответов учащихся мы можем сделать вывод, что они положительно относятся к использованию пословиц и поговорок на уроках. Также ответы школьников доказывают нам, что урок чтения является любимым уроком у большинства учащихся, но пословицы и поговорки на уроках чтения почти не применяются.

Таким образом, проведение данных методических мероприятий поможет педагогам не только расширить поисково-познавательную активность в деятельности младших школьников, но и повысить уровень культуры, что в дальнейшем поможет детям сформировать полученные знания в систему ценностей для взрослой жизни.

 

Выводы по второй главе

Пословицы и поговорки – незаменимые помощники при культурном воспитании детей. Ценностное содержание образовательного процесса расширяет и обогащает возможности воспитания у младших школьников готовности и способности к целенаправленному саморазвитию, творческой деятельности в присвоении духовно-нравственных ценностей.

Также взаимодействие учителя, ученика и родителей является одним из важных условий нравственного воспитания младших школьников. Отметим, что взаимодействие всех участников образовательного процесса должно быть основано на развитии коллективизма и бережном, уважительным отношении друг к другу.

Информация о работе Экспериментальное исследование формирования аксиологической культуры младших школьников