Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогической литературы;
· наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
· беседы с детьми;
· анкетирование воспитателей детского сада

Содержание работы

Введение
Теоретическое обоснование проблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровой деятельности

1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников

1.2 Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений

II. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

2.1 Констатирующий этап

2.2 Формирующий этап

2.3 Контрольный этап

Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 113.26 Кб (Скачать файл)

2) Игра - упражнение

Задачи:

1)  воспитывать отзывчивое отношение, переживание, сочувствие;

2)  формировать у детей способы поведения, адекватные ситуации;

3)  активизировать собственный опыт переживаний детей.

воспитатель разыгрывает  с помощью игрушек сценку, при  этом объясняет: "На борту корабля  чрезвычайное происшествие, паника. Человек  за бортом! Что же делать, как быть?".

Воспитатель предлагает детям  разные роли (врача, матроса, капитана…). Внимательно выслушивает предложения  детей, обращает внимание на то, как  они относятся к "потерпевшему", поощряет тех, кто предложил свой выход из ситуации.

3)  Продолжи рассказ.

Задачи:

1)  воспитывать доброжелательные отношения;

2)  формировать умение сдержаться от упреков, нареканий, быть более снисходительными.

Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все  увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки.

Вдруг Дима споткнулся на кубик  и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.

Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей  к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти  с каждым. Обращает внимание на то, что  Диме больно, и он плачет. Воспитатель  поощряет инициативные предложения  детей, особенно с гуманистической  направленностью.

4)  Чтение художественной литературы: "Далеко в море" Л. Кассиль.

Задачи:

1)  воспитывать внимательное отношение к окружающим;

2)  учить находить выход из сложившейся ситуации;

3)  формировать навыки заботливого и доброжелательного отношения к окружающим.

Беседа о прочитанном. Воспитатель беседует о профессии  моряка, обращает внимание детей на то, какими качествами должны обладать моряки

(быть сильными, выносливыми,  справедливыми, отзывчивыми), прийти  на помощь друг другу в трудную  минуту.

2-е направление

Формирование опыта гуманных отношений в предложенных сюжетно-ролевых  играх

Опыт справедливых отношений  в предложенных сюжетно-ролевых  играх мы предлагаем развивать с  помощью создания в процессе игры специальных игровых ситуаций, которые  вносит взрослый, требующих от детей  не только выполнения ролевых отношений, но, прежде всего гуманной отзывчивости.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ  ИГРА "КАПИТАНЫ"

Мы предлагаем ситуации, которые обогащают сюжет.

Задачи:

1)  Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, взаимовыручку;

2)  Формировать умение действовать сообща.

1)  Ребята, наш капитан получил сообщение о помощи: на одном из кораблей, который находится в нескольких милях от нашего корабля, команда заболела гриппом и им срочно нужна помощь. Какие действия предпримет капитан и команда нашего корабля? …

2)  Люди за бортом!

3)  Касатка поранилась о винт корабля, ей срочно нужна помощь.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ  ИГРА "БОЛЬНИЦА"

Задачи:

1)  уметь предложить свою помощь другим людям;

2)  воспитывать внимательное. Отзывчивое отношение.

Мы предлагаем следующие  ситуации для игры:

1)  Срочно требуется помощь ребенку, у него высокая температура и болит горло…

Воспитатель обращает внимание детей на состояние больного, он нуждается в ласке, утешении, в  немедленной медицинской помощи.

2)  В поликлинике большая очередь. Входит мама с дочкой, у девочки рана на голове и сочится кровь. Как быть?

Воспитатель дает возможность  детям самостоятельно найти выход  из ситуации. Обращает внимание на то, как необходимо обращаться с больной. Поощряет и отмечает тех, кто сочувствует  на только больной, но и ее маме.

3)  В больнице тихо, все ждут своей очереди к врачу и вдруг входят молодые люди и начинают громко смеяться, нарушают тишину. Ваши действия…

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ  ИГРА "СЕМЬЯ"

Задачи:

1)  уметь предложить свою помощь другим;

2)  организовать совместное дело;

3)  найти выход из сложной ситуации;

4)  воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение, внимательное отношение к состоянию другого человека.

Мы предлагаем ситуации для  обогащения сюжета:

1)  Раздается телефонный звонок. Мама сообщает, что сегодня задержится на работе, у нее проверка. Дочка понимает, что мама придет очень усталая, она решает убраться в квартире, чтобы порадовать маму. Ваши действия?

2)  Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет, так как по дороге мама не купила ему Чупа-Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя.

3)  У бабушки юбилей. Все родные желают много счастья, улыбок, здоровья…

Воспитатель обращает внимание детей на состояние пострадавших, что они нуждаются в заботе, помощи, уходе. Поощряет детей, которые  сочувствуют, сопереживают, проявляют  заботу.

В процессе внесения нового содержания в сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель не навязывает свои решения, а дает возможность детям  самостоятельно найти выход из ситуации. Воспитатель только помогает, если возникают затруднения, обращает внимание детей на результаты их совместных действий, предупреждает отрицательное  проявление в поведении детей, привлекая  мнения самих детей.

АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА

Проведенная нами предварительная  работа способствовала тому, что у  детей наблюдались проявления таких  гуманных отношений, как: справедливость, сочувствие, вежливость, отзывчивость, доброжелательность, а так же умение действовать сообща, находить выход  из различных ситуаций. Эти отношения  и умения закреплялись непосредственно  в сюжетно-ролевых играх. Так, в  сюжетно-ролевой игре "Больница" использовали ситуации с оказанием  помощи девочке с раной на голове, дети с большой охотой откликнулись, чтобы оказать помощь (например, Сережа Д., сразу же предложил пропустить больную девочку без очереди);

В игре "Капитаны" все  дети изъявили желание помочь потерпевшим  людям (Миша Х.: "Нужно бросить  им спасательные круги!", Данил Р.: "Нужно самим прыгнуть, кто  умеет плавать".).

Эти примеры свидетельствуют  о том, что дети проявляли отзывчивое отношение, внимательность к неудачам окружающих людей, заботу об их благополучии, безопасности, а так же принимали  активное участие для устранения неблагоприятных ситуаций. Дети очень  сочувствовали неудачам героев игр, это проявлялось и в интонации  голоса, мимике, в словах утешения "Больница" (Настя И: "Не плач, не бойся, маленькая, все будет хорошо, доктор хороший, он тебя вылечит"); "Капитаны" (Юля  Т.: укутала куклу в одеяло, качает на руках и ласково говорит: "Мы скоро приедем в больницу, потерпи чуточку".).

Справедливые отношения  ярко проявлялись в момент, когда  распределяли роли: мальчики уступали девочкам, дети договаривались по очереди  исполнять роли.

Играя, дети не просто исполняли  свои роли, выполняя правила игры. Их действия опирались на чувственные  переживания, например, "Больница" (Лена К., берет куклу на руки; Роман  Н.: "Лена, осторожно! У нее же на голове рана и кровь идет!").

"Капитаны" (Юля Т.  Очень аккуратно заворачивает  куклу в одеяло, чтобы ей не  было больно).

На формирование доброжелательного  отношения была в большей степени  ориентирована игра "Семья". В  ней дети предлагали свои идеи, как  можно сделать приятное другому, доставить радость. Самостоятельно распределяли обязанности (Оля В.: "Настя, вытри пожалуйста пыль со шкафов. Данил, а ты сходи в магазин и купи хлеба и молока, а мы с Полиной  пока будем готовить обед".).

Все эти поступки и поведение  ребят говорят о том, что дети стремясь доставить радость сверстнику, получают от этого большое удовольствие, удовлетворение, а это и есть важный показатель сформированности доброжелательного  отношения к окружающим.

Вывод:

Проведенная нами работа принесла положительные результаты:

-  дети научились понимать состояние и настроение другого человека;

-  оказывают разнообразную помощь сверстникам, попавшим в трудную ситуацию;

-  дети научились находить различные способы решения сложной проблемы. 

 

2.3 Контрольный этап

Цель:

Определить эффективность  экспериментальной работы по сформированности гуманных взаимоотношений в сюжетно-ролевых  играх старших дошкольников.

Задачи:

1) выявить, какие гуманные взаимоотношения будут преобладать у детей в сюжетно-ролевых играх;

2) выявить уровень представления  детей о гуманных

взаимоотношениях и уровень  их сформированности.

Методы, используемые на данном этапе:

I.  Беседа с детьми по вопросам.

II.  Беседа с неоконченными ответами.

III.  Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры.

ОПИСАНИЕ И  АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА

I. Проведение беседы с детьми и анализ ответов

Вопросы для беседы

1)  Как ты понимаешь слова добрый, справедливый?

2)  Назови ребят, с которыми ты дружишь и почему?

3)  Чем больше всего вы любите заниматься с друзьями?

4)  Каким должен быть хороший человек?

Беседа проводилась в  групповой комнате, во второй половине дня. Анализируя ответы детей, можно  сказать, что по сравнению с ответами на констатирующем этапе, представления  детей о гуманных взаимоотношениях стали значительно шире. Дети продолжают пользоваться понятиями "добрый", "хороший". Но, раскрывая эти  понятия, они называют такие качества, как отзывчивый, ласковый, заботливый, доброжелательный (Юля Т.: "Хороший, значит ласковый, отзывчивый, заботливый, не врет и всех защищает".).

Вопрос о том, что значит справедливый, теперь не вызывает затруднения (Рома Н.: "Справедливый, это который  поступает честно, никого не обижает, все по правде". Лена К.: "Справедливый, значит, поступает правильно, все  поровну".).

Раскрывая такие отношения, как забота, дети говорили (Данил  Р.: "Заботливый, это если у кого-то что-то не получается, а другой человек  это увидел и помог").

В ответах детей прослеживается дифференциация различных отношений, пусть еще не совсем точные, но теперь представления о гуманности не сводятся к одному понятию "хороший". (см. Приложение № 4)

II.  Проведение беседы с неоконченными ответами и их анализ

"Чтобы ты сделал, как  бы поступил, если бы…"

Вопросы:

1)  Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный?

2)  Если бы ты играл (а) в "Строителей" с другими детьми и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе тоже нужны были кубики?

3)  Если бы ты гулял на участке детского сада с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся? Что бы ты сделал?

Ответы детей на первый вопрос показали, что все дети 100% внимательно отнеслись бы к огорчению  мальчика и постарались бы его  как-то развеселить (Сережа Д.: "Что  у тебя случилось? У меня есть интересная книга, хочешь посмотреть?". Полина К.: "Почему ты грустный? Хочешь вместе поиграем в "Лото"?")

Дети не просто предлагали способы, которыми можно поднять  настроение, но и формировали словесное  обращение к товарищу, как выражение  сочувствия, заботы. ("Почему ты грустный? У тебя что-то случилось?" - Сережа Д.)

Второй вопрос по-прежнему вызывал затруднения, но на этом этапе 60% детей сказали, что можно поделиться кубиками, построить дом вместе (Миша Х.: "Построили бы один большой гараж из его и моих кубиков.". Данил Р.: "Сложить кубики вместе и из них строить общий дом. "

Юля Т.: "Я бы поделилась и у каждого было бы поровну  кубиков").

Отвечая на третий вопрос, 80% детей сказали, что они спросили бы упавшего товарища, очень ли ему  больно, подняли бы его осторожно, посадили бы на лавочку, а затем позвали  воспитателя. (Юля Т.: "Я бы спросила, очень ли больно? Сказала бы, чтобы  немного потерпел…"

Миша Х.: "Я бы ему  помог подняться, сказал бы, чтобы  не плакал").

20% детей сказали, что  они подняли бы ребенка, посадили  бы на лавочку, а затем позвали  бы воспитателя. (Рома Н.: "Помог  бы ему подняться, если он  сам не может, а потом я  побегу и позову Галину Георгиевну") см. Приложение № 4.

III.  Наблюдение сюжетно-ролевой игры и ее анализ

Сюжетно-ролевая игра "Больница" организована воспитателем. Дети, участвовавшие  в эксперименте, выразили желание  поиграть именно в эту игру, хотя рядом были организованы такие игры, как "Магазин" и "Парикмахерская". Свой выбор они объяснили тем, что именно в игре "Больница" наиболее ярко проявляются гуманные отношения человека к человеку (ласковые, утешительные слова доктора, чувство  сострадания со стороны других пациентов).

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх