Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогической литературы;
· наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
· беседы с детьми;
· анкетирование воспитателей детского сада

Содержание работы

Введение
Теоретическое обоснование проблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровой деятельности

1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников

1.2 Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений

II. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

2.1 Констатирующий этап

2.2 Формирующий этап

2.3 Контрольный этап

Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 113.26 Кб (Скачать файл)

У детей старшего дошкольного  возраста общение приобретает уже  столь устойчивый характер и проявляется  столь многообразно, что становится первой необходимостью придания этому  общению того содержания и тех  форм, с помощью которых успешнее решаются задачи воспитания гуманных взаимоотношений. Т.А. Маркова изучала  вопрос об особенностях той стороны  детских взаимоотношений, которые  можно характеризовать, как дружеские, имеющие гуманное содержание, необходимое  как при избирательном отношении  ребенка с другим, так и со всеми  детьми группы. При этом условии  детские дружеские взаимоотношения  строятся как отношения, имеющие  важнейшее значение для складывания  дошкольного коллектива. Полученные Т.А. Марковой данные позволили определить критерии, ранее не разработанные  в дошкольной педагогике, свидетельствующие  о наличии дружеских взаимоотношений  у детей 6-7 лет. Эти нравственные описания имеют свою эмоциональную  и интеллектуально-моральную сторону  и выражаются в действиях, поступках, в поведении. Показателем формирующихся  гуманных качеств является также, по мнению Т.А. Марковой, выражение их детьми по собственному побуждению, независимо от непосредственного воздействия  воспитателя и его присутствия  в группе. Результаты исследования Т.А. Марковой подтвердили предположение  о внутренних взаимосвязях таких  нравственных качеств, как детская  дружба и активные ее проявления во взаимопомощи, в общей организованности поведения детей, необходимых в  совместных играх.

В исследованиях А.А. Пельевской, посвященных развитию взаимопомощи у детей старшего дошкольного  возраста было выявлено многообразие форм детской взаимопомощи и разработана  ее классификация. Оригинальным и новым  является определение уровней моральной  отзывчивости, характеризующей поведение  того или иного ребенка и тех  возможностей, которыми он располагает  для оказания взаимопомощи. Автором  выделены те нравственные качества в  их взаимосвязи, которые, которые обуславливают  возникновение деятельности взаимопомощи. При благоприятных условиях общественного  и семейного воспитания у ребенка 5-7 лет ярко проявляется чувство  привязанности к сверстникам, детскому саду, воспитателю. Дети приветливы с  окружающими, легко вступают в общение, чутки, добры, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают радостно и выражают готовность делать лучше. Характерным для детей старшего дошкольного возраста являются формирующиеся общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель может опереться. Дети могут осудить поведение сверстников - их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу - и высказывать одобрение хорошего поведения товарища.

Нравственные проявления детей 5-7 лет отличаются неровностью  и неустойчивостью, особенно это  характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у  детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия. [24, 25]

Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться  хорошо, вместе, замечают нарушение  тех или иных правил, стараются  их исправить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых  навыков, затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто  зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует  от педагога использования разнообразных  методов и приемов, более тонкого  их применения.

К концу года старшие дошкольники  воспринимают правила как норму  поведения. У детей накапливается  опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи.

По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают  поступки героев только как плохие или хорошие, то 6-7 летние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявит заботу. Для выражения  своего отношения к людям и  поступкам дети используют знакомые им критерии оценок. Однако они не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации. При выборе решения того или иного  вопроса преобладают эмоциональность, аффективность там, где уместны  выдержка, терпение. Это свидетельствует  о том, что воля старшего дошкольника  еще неустойчива, самоконтроль недостаточен.

С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения  окружающих. Они способны уже к  дифференциации и обобщению этических  представлений. По мнению С.А. Газлевой работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения  к людям, ко всему живому, должна быть целенаправленной, систематической. При этом надо помнить о доступности  сообщаемых ребенку сведений. Формирование у детей этических представлений  во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления  о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог  должен, прежде всего, выяснить, что  знают сами дети об этих отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия "доброта", "честность", "справедливость", осознают ли они проявление жестокости.

Для развития гуманных отношений  С.А. Газлева рекомендует использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается  конфликтная ситуация, а, как в  сказках, были бы противопоставлены  друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать рассказ Н. Носова "Карасик". Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик, необходимо так  построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя  и почувствовали бы зависимость  между совершенным им поступком  и пришедшим к нему раскаянием. [7]

В этом случае происходит не только формирование представлений  детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств. При формировании и развитии у детей этих представлений  и гуманных чувств, необходимо постоянно  ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном  опыте. Например, можно предложить ребенку  рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка  на такой случай, когда он сам  обошелся с кем-то несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку хотя и старшего дошкольного возраста, довольно трудно: необходимо обладать определенной долей самокритичности, а также иметь представления  о непредвзятом отношении, как к  окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать  свои поступки, сравнивая свое поведение  с поведением других - одна из главных  задач на пути формирования у детей  этических представлений. По мнению С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк, выявлению  и формированию этических представлений  и гуманных отношений детей, воспитанию их чувств, способствует наблюдение за общением детей в процессе деятельности: внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку. [12]

Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо него не прошло ни одно серьезное нарушение  детьми общепринятых норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том  или ином поступке, как объясняют  его, какую дают оценку поведению  товарищей, взрослых, как оценивают  героев и персонажей художественных произведений, можно судить о том, каковы же их представления о морали. Эстетические представления ребенка  особенно четко выступают в том  случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Наблюдения за взаимоотношениями  детей, поможет лучше понять каждого  ребенка, определить, как развиваются  его представления и чувства, что оказывает на них влияние. Трудность заключается в том, что представления детей формируются  на основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому, этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Только целенаправленная систематическая работа по развитию у детей этических представлений и гуманности даст хорошие результаты.

Одним из условий пробуждения  гуманных отношений является развитие нравственного сознания детей. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и  плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой  мотив стоит за каждым поступком. Путь формирования у детей знаний о хорошем поведении до правильного  поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной работой взрослых над развитием нравственного  сознания детей. В данном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом - поступают как будто  бы правильно, но поступки их фальшивы, корыстны, в третьем - поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте  между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении  остаются, равнодушны к поведению  окружающих. Нередко они ведут  себя хорошо только в присутствии  взрослых из страха быть наказанными.

Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха или по принуждению. Донести до сознания детей, объяснить им, что поступать надо честно только потому, что за ложь наказывают, что ложь отвратительна, можно только на конкретных примерах у детей необходимо вызвать жалость, сочувствие к тем, кто пострадал из-за лжи, и постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять  людям зло.

Приучая детей раздумывать  над поступками, взрослые развивают  в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых  ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей  к разрешению конфликтов. Дети чувствуют  большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят  выход из создаваемого положения. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических  представлений детей, но и от их способности  эмоционально реагировать на различные  события: радоваться, возмущаться, сопереживать.

Вывод.

Формирование гуманных взаимоотношений  может осуществляться в различных  видах деятельности. На наш взгляд наиболее эффективной является ведущая  деятельность детей дошкольного  возраста - игра.

Психолого-педагогические подходы  мы раскроем в следующем параграфе.  

 

1.2 Влияние игры  на формирование гуманных взаимоотношений  у детей старшего дошкольного  возраста

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку  вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному  характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает  стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в  общении со сверстниками, участвовать  в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Воспитательное значение игры в развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике, как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Известный психолог Л.С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства. Но она же учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью.

Игра занимает большое  место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического  воспитания дошкольников.

Игра служит поводом для  сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием  интереса к труду взрослых, к общественной жизни у детей появляются первые мечты о будущей профессии. Все  это делает игру важным средством  создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в  дошкольном возрасте

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение  со сверстниками. Их объединяют общая  цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Г.И. Радвил считает, что игровые  переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков  коллективной жизни. Задача воспитателя  состоит в том, чтобы сделать  каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между  детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед  товарищами. [24]

Дети играют потому, что  это доставляет им удовольствие. Ни в какой другой деятельности нет  таких строгих правил, такой обусловленности  поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства  и мысли поставленной цели.

Игре принадлежит большая  роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются  многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и  умения общения со сверстниками.

Игра важна и для  подготовки ребенка к будущему, и  для того, чтобы сделать жизнь  счастливой. Сформированность игровой  деятельности создает необходимые  психологические условия и благоприятную  почву для всестороннего развития дошкольников.

Значительно большее внимание как зарубежными, так и отечественными исследователями уделялось изучению взаимоотношений дошкольников в  игровой деятельности.

Центральными вопросами  при изучении игровой деятельности дошкольников отечественными педагогами (Менджерицкая Д.В., Усова А.П., Иванкова Р.А., Жуковская Р.И., Залогина В.П., Лиштван  З. В.) является вопрос влияния игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения, на формирование коллективистических  и гуманных качеств личности ребенка.

А.П. Усова изучала проблему формирования детского общества и его  роли в установлении между детьми в процессе игровой деятельности реальных отношений различного характера. Автор придает важнейшее значение тем детским отношениям, которые  строятся благодаря наличию у  детей особой группы качеств - "общественности". К ним относятся способность  ребенка входить в общество играющих, устанавливать связи с другими  детьми. На почве формирования "общественности" открывается возможность детей  к нормам и привычкам морального поведения. [33]

В книге Р.И. Жуковской "Воспитание ребенка в игре", показано, как  у детей под влиянием ролевой  игры развиваются общие интересы, переживания, содействие, сплоченность, взаимопонимание. Автор рассматривает  отношения между детьми в плане  коллективных взаимоотношений, на развитие которых влияет содержательная, длительная ролевая игра.

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх