Эксперимент по развитию мелкой моторики у детей нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта на уроках изобразительной деятельности.
В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.
2. Выявить особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями интеллекта.
3. Изучить влияние уроков изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушениями интеллекта.
4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики в специальной литературе…………………………..…………………………………………... 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………… 7
1.2 Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………….……… 16
1.3 Уроки изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта……………….. 22
Выводы по первой главе………………………………………………...……. 30
Глава 2. Подбор методик по развитию мелкой моторики у детей…..…….. 31
2.1. Содержание и структура исследования…………………………………. 31
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа…………..………………. 35
Выводы по второй главе…………………………………………………….. 42
Глава 3. Эксперимент по развитию мелкой моторики у детей нарушением интеллекта……………………………………………………………………. 43
3.1 Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта……. 43
3.2 Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики умственно отсталых школьников на уроках по изобразительной деятельности…………………………………………………………………... 51
Выводы по третьей главе…………………………………………………… 56
Заключение…………………………………………………………………… 58
Список литературы…………………………………………………………… 61

Файлы: 1 файл

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта на уроках изобразительной деятельности.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

– упражнение «ладонь-кулак-ребро» повторяется несколько раз с указанной последовательностью.

Перед началом работы мы в обязательном порядке проводили  серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки и рекомендовали  данные упражнения учителю: вращение кистями  рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же кисти и ряд других несложных упражнений.

У леворуких детей  для развития право-левосторонней  ориентации и мелкой моторики использовали специальные упражнения (приложение). Эти упражнения проводили с детьми выборочно, в зависимости от цели занятия и отрабатываемого на нём двигательного приема, во время физкультурной паузы или непосредственно перед использованием приема работы.

Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках изобразительной деятельности.

Достигнуть этого можно  лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

 

 

3.2. Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики умственно отсталых школьников на уроках по изобразительной деятельности

 

Проведя коррекционно-развивающую  работу с младшими школьниками с нарушениями интеллекта, нами были сделаны контрольные срезы по методикам констатирующего этапа экспериментального исследования.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы сделали соответствующие выводы.

Методика «Рисование ножницами».

Результаты представлены в гистограмме 6. Распределение детей по уровням приведено на рис.6.

Рис. 6. Гистограмма. Уровень сформированности операций обведения и вырезывания при работе с ножницами

Из рис. 6 видно, что на контрольном этапе повысилось количество учащихся выполнивших задание на высоком уровне. Количество данных учащихся составляет 1 (изначально было 0) от всего количества испытуемых. Этот школьник сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работал и не допустил ни единой ошибки. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы видим, что уровень устойчивости и концентрации развития мелкой моторики на высоком уровне увеличился.

На среднем уровне 4 (изначально 4) школьников, при выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, по ходу допускали немногочисленные ошибки. Количество допускаемых ими ошибок значительно уменьшилось. Следовательно, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что на среднем уровне развития мелкой моторики младших школьников с нарушениями интеллекта.

Часть учащихся показали низкий уровень: 1 (изначально 2) школьник из 6, этот ученик не проявил интерес к заданиям, в процессе работы допускал многочисленные ошибки.

Соответственно, можно  сделать вывод, что предложенные нами уроки и упражнения по изобразительной деятельности способствовали повышению уровня развития мелкой моторики младших школьников с нарушениями интеллекта незначительно.

Методика «Пластилиновые узоры» представлены в гистограмме 7. Распределение детей по уровням приведено на рис.7.

Рис. 7. Гистограмма. Уровень сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином

Из рис. 7 видно, что на контрольном этапе из 6 учащихся справились с заданием на высоком уровне 2 (изначально1) школьника. Эти школьники сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работали и не допустили ни единой ошибки. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы видим, что уровень развития мелкой моторики на высоком уровне увеличился.

На среднем уровне задания выполнили 4 ученика из 6. При выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, по ходу допускали немногочисленные ошибки. Следовательно, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что на среднем уровне на 1 ученик увеличился уровень устойчивости и концентрации младших школьников с нарушением интеллекта, а низким уровнем ни одного. Поэтому, сравнивая результаты методики на двух этапах можно сказать, что уровень развития мелкой моторики на данном уровне увеличился.

Таким образом, на основании полученных данных можно увидеть, что уровень развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на контрольном этапе улучшился.

Показания методики «Рисование» представлены в гистограмме 8. Распределение детей по уровням приведено на рис.8.

Рис. 8. Гистограмма. Уровень сформированности операций нажима и ритмичных однородных движений при работе с рисунком

Из рис. 8 видно, что  на низком уровне в контрольном этапе  ни одного, изначально 2, в среднем - 4, а изначально было 4, на высоком уровне 2 детей.

Сравнительные данные выполнения методики «Деревья из бумажных лент» представлены в гистограмме 9. Распределение детей по уровням приведено на рис. 9.

Рис. 9. Гистограмма. Уровень сформированности операций закручивания бумажной полосы и создания рельефа

Из рис. 9 видно, что  на низком уровне  в контрольном  этапе  ни одного учащийся (изначально 2), на среднем уровне после формирующего этапа также 4, а на высоком уровне улучшилось 2 (изначально 0).

Итак, мы видим, что на контрольном этапе экспериментального исследования у большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью развитие мелкой моторики находится на среднем уровне. Полученные данные говорят нам о наличии некоторых трудностей в развитии тонкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта, проявляющихся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости учеников. Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения развития мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида.

Сравнительные результаты среднего показателя развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта показаны в гистограмме 10. Распределение детей по уровням приведено на рис. 10.

Рис. 10. Гистограмма. Средний показатель развития мелкой моторики у младших  школьников на контрольном этапе

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапов экспериментального исследования можно сделать вывод, что у учащихся 1-го коррекционного класса с диагнозом легкая умственная отсталость во время формирующего этапа экспериментального исследования произошли значительные изменения в развитии мелкой моторики.

Проведенная исследовательская  работа показала, что у учащихся 1 класса с интеллектуальной недостаточностью имеются специфические особенности развития мелкой моторики. Большинство учащихся в экспериментальном исследовании показали средний уровень развития мелкой моторики на уроках изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Выводы по третьей главе

Итак, для детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности характерны следующие особенности, связанные с недоразвитием мелкой моторики:

  • учащиеся долго не могут сосредоточиться на последовательности выполнения операций. Их движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны, правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений;
  • для детей характерен в основном слабый нажим карандаша на бумагу, вследствие чего линии получаются слабые, отрывистые, поверхностные, что является знаком недостаточной силы движений. Также у некоторых детей отмечается необычайно сильный нажим, оставляющий следы на обратной стороне листа, что обусловлено большим напряжением руки и, как следствие, плохой координации мелкой моторики;
  • недостаточность ручных умений и навыков у учащихся проявляется в работе с красками и кисточкой. Ученики берут на кисточку много краски, наносят ее большим слоем; пользование кистью неумелое: дети не могут рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ею в разных направлениях, не могут ориентироваться на листе бумаги, отмечается тяготение к ритмическим, повторным движениям;
  • учащиеся испытывают трудности при разметке бумаги по шаблону: не могут правильно удерживать шаблон и карандаш, вследствие чего шаблон постоянно соскальзывает; линии при обводке получаются неровными, прерывистыми;
  • большие трудности обнаруживаются у учащихся при работе с ножницами: у большинства наблюдается неправильная хватка ножниц, трудности при их сжимании и разжимании, при регулировании силы нажима; дети не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая правила безопасности работы. Причина указанных трудностей в несформированности мелкой моторики при работе с ножницами, в недостаточной силе и точности движений пальцев рук, их координированности,
  • отмечается несформированность мелкой моторики при работе с пластилином: учащиеся не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, вследствие чего нарушается пропорция и соразмерность деталей; у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца; они испытывают трудности при склеивании деталей; движения рук неловки, слабы, отсутствует координированность действий обеих рук;
  • учащимся с интеллектуальной недостаточностью трудно избрать оптимальный темп рабочих движений. Одни начинают работу в ускоренном темпе, что приводит к снижению ее качества, к закреплению неправильных движений; другие и после длительной тренировки работают медленно.

Таким образом, анализ теоретических  источников и экспериментальное исследование показали, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается несформированность мелкой моторики рук, но проведенная работа на уроках изобразительной деятельности позволяет улучшить результаты работы мелкой моторики детей с нарушениями интеллекта. Полученные данные показали, что проблема изучения и коррекции мелкой моторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной и на сегодняшний день.

 

 

Заключение

Анализ теоретических  источников и результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в  жизни и деятельности, учащихся с  интеллектуальной недостаточностью выполняет  много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения  мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении  и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Проведенная нами исследовательская  работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у учащихся 1 класса с нарушением интеллекта страдает развитие мелкой моторики. По результатам констатирующего этапа мы определили, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства мелкой моторики, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На формирующем этапе  нами были использованы ряд уроков и специально подобранных упражнений для развития мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

Основная задача тренировочных  упражнений состояла в том, чтобы  сделать доступными и легко выполнимыми  все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук  на уроках изобразительной деятельности.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительной деятельности.

На контрольном этапе  нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы  знаний по методикам констатирующего  этапа. Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что под влиянием коррекционно-развивающей работы постепенно расширились возможности учащихся замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у учащихся младших  классов с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний  день. Поэтому мы считаем, что разработанные нами рекомендации и подобранные упражнения по изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у младших школьников специального (образовательного) учреждения VIII вида:

– Определять заранее, на какие процесс в развитии мелкой моторики будет направлено наибольшее воздействие в ходе урока, и как лучше осуществлять регуляцию этого психического процесса в целях его совершенствования.

– Уделять особое внимание учебно-материальному обеспечению уроков (оснащение материалами и инструментами высоко качества).

– Обеспечить эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы (оснащение учебного процесса наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики).

– Соблюдать охранительный режим, что оказывает положительное воздействие на учащихся, предполагает обеспечение на уроках изобразительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.

– Разговаривать во время урока ровным, спокойным, доброжелательным тоном, а педагогическим тактом, заинтересованным отношением к выполняемому учеником заданию создавать атмосферу творчества и взаимного понимания.

Информация о работе Эксперимент по развитию мелкой моторики у детей нарушением интеллекта