Эксперимент по развитию мелкой моторики у детей нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта на уроках изобразительной деятельности.
В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.
2. Выявить особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями интеллекта.
3. Изучить влияние уроков изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушениями интеллекта.
4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики в специальной литературе…………………………..…………………………………………... 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………… 7
1.2 Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………….……… 16
1.3 Уроки изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта……………….. 22
Выводы по первой главе………………………………………………...……. 30
Глава 2. Подбор методик по развитию мелкой моторики у детей…..…….. 31
2.1. Содержание и структура исследования…………………………………. 31
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа…………..………………. 35
Выводы по второй главе…………………………………………………….. 42
Глава 3. Эксперимент по развитию мелкой моторики у детей нарушением интеллекта……………………………………………………………………. 43
3.1 Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта……. 43
3.2 Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики умственно отсталых школьников на уроках по изобразительной деятельности…………………………………………………………………... 51
Выводы по третьей главе…………………………………………………… 56
Заключение…………………………………………………………………… 58
Список литературы…………………………………………………………… 61

Файлы: 1 файл

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта на уроках изобразительной деятельности.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...   3

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики в специальной литературе…………………………..…………………………………………...   7

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………   7

1.2 Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………….………   16

1.3 Уроки изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта………………..   22

Выводы по первой главе………………………………………………...…….   30

Глава 2. Подбор методик по развитию мелкой моторики у детей…..……..   31

2.1. Содержание и структура исследования………………………………….   31

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа…………..……………….   35

Выводы по второй главе……………………………………………………..   42

Глава 3. Эксперимент по развитию мелкой моторики у детей  нарушением интеллекта…………………………………………………………………….   43

3.1 Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта…….   43 

3.2 Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики умственно отсталых школьников на уроках по изобразительной деятельности…………………………………………………………………...   51

Выводы по третьей главе……………………………………………………   56

Заключение……………………………………………………………………   58

Список литературы……………………………………………………………   61

Приложение…………………………………………………………………….  65 
Введение

 

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной  деятельности весьма актуальна, так  как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Анализ и синтез при обработке  информации в центральной нервной  системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде. 
Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены.

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального

развития и пальцев  моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Одной из эффективных  форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов являются уроки по изобразительной деятельности. В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования (по представлению и с натуры), которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Рисование рассматривалось  исследователями Морозовой Н.Г., Петровой В.Г. в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство определения степени умственной отсталости. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания, учащихся с нарушением интеллекта.

И.А. Грошенков, Т.Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.П. Павлова, 
Ж.И. Шиф и других специалисты считают, что для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством коррекции и развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики. Кроме того, система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной.

Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта на уроках изобразительной деятельности.

Объект исследования: развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта на уроках изобразительной деятельности.

В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями интеллекта.

3. Изучить влияние  уроков изобразительной деятельности  на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушениями интеллекта.

4. Разработать рекомендации  для педагогов, по коррекции  мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта.

В процессе работы над  данным исследованием были использованы следующие методы исследования:

    • изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
    • психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы;
    • педагогическое наблюдение, беседа.

База исследования: АШИ VI вида г. Альметьевска, РТ.

Выборку исследования составили учащиеся 1 коррекционного класса VIII вида в количестве 6 человек.

Практическая  значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках изобразительной деятельности и коррекции имеющихся недостатков.

Выпускная аттестационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики в специальной литературе

 

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

 

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в  школе ведет к коренному изменению  социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества

Ведущей в младшем  школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к  достижениям. Поэтому основным мотивом  деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение  в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию  получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок  участвует в новых деловых  отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший  школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного  детства. Основные достижения этого  возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Нарушения интеллекта и  умственная отсталость обычно выявляются и диагностируются рано, до года или в самые первые годы жизни  ребенка, однако степень дефекта, его структура, темп и характер развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.

Общими чертами для  всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего развития и снижения умственных способностей являются также  нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением интеллекта выражается в нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать.

Моторная недостаточность  у различных групп данной категории  детей проявляется по-разному. При  олигофрении тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразности движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости, угловатости. У глубоко отсталых детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные, координированные действия, зачастую такой ребенок не может самостоятельно обслужить себя.

Информация о работе Эксперимент по развитию мелкой моторики у детей нарушением интеллекта