Экологическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель – формирование ответственного отношения к окружающей среде, поиск оптимальной технологии экологического воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
2. Выявить особенности организации экологического воспитания младших школьников;
3. Охарактеризовать технологию организации экологического воспитания младших школьников.

Файлы: 1 файл

курсовая оригинал распечатать.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

      Методы исследования: анализ различных источников информации, сравнение и классификация, наблюдение, эксперимент, обобщение и другие.  
     Оборудование: для учащихся: блокнот, лист-опросник, рулетка, часы, таблицы с данными и др.; для руководителя занятий: необходимая научная и методическая литература.

     Работа проводится в два этапа.

     Первый этап предполагает 6 занятий. 
     Занятие 1. Постановка задач и целей. 
     На этом этапе необходимо обсудить с учащимися цели и задачи исследования и найти ответы (с помощью дополнительной литературы) на вопросы: без чего не может прожить человек? Какой бывает воздух? Какими способами он загрязняется?  
     Проводится данное занятие в классе или на пришкольной территории, может сопровождаться тематической экскурсией. 
     Занятие 2. Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка. 
Для проведения этого исследования следует произвести необходимые измрения на пришкольной территории с помощью рулетки, занести результаты в таблицу, сравнить с санитарно-гигиеническими нормами и сделать вывод.

     Ниже представлена примерная таблица соответствия измерений, полученных учащимися, санитарно-гигиеническим нормам.

Таблица№1

 
Измерения

 
Полученные результаты

 
Санитарно-гигиенические нормы

 
Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников 
 
     -на границе территории 
 
     -со стороны автомагистрали

 

 
 
   1.5 
 
     6

 
Площадь деревьев и кустарников  по периметру школы, приходящаяся на одного учащегося

 

 
 
 
               50

 
Расстояние от школы до деревьев

 

 
               10

 
Расстояние от школы до кустарников

 

 
 
 
                 5

 
Расстояние между деревьями (узколистными)

 

 
               5-6


 

     Занятие 3.Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников.

     Как известно, лишайники являются одним из перспективных объектов биоиндикации.

     Перед проведением этого исследования необходимо прочитать учащимся лекцию о видах лишайников, обратив внимание на их основные группы: накипные, листоватые, кустистые. 
     Накипные лишайники имеют следующие признаки: слоевище порошкообразное или в виде корочки, сросшейся с порой дерева или поверхностью камня. 
     Листоватые – лишайники с листообразным слоевищем, с четко выраженной нижней коркой, растут в виде чешуек, отделяющихся от поверхности субстрата.

     Кустистые – лишайники кустистой или прямой волосовидной формы, растут в виде нитей или кустиков с широким плоским основанием. 
     Для выполнения этого исследования необходимо выбрать на пришкольном участке, найти на них лишайники, определить степень покрытия древесного ствола лишайником и занести результаты в таблицу. 
     С помощью таблицы контроля загрязнения воздуха по споровым растениям определить степень загрязнения воздуха около школы. Сделать вывод. 
     Занятие 4. Определение степени запыленности воздуха. 
     Для проведения данного исследования понадобятся карточки размером 10*15см. Посередине следует вырезать отверстие прямоугольной формы, оставив «рамочку» шириной около 1,5см и наклеить внутрь скотч. Липкая сторона скотча будет собирать на себя твердые частицы (пыль), содержащиеся в воздухе. 
     Разместить карточки можно в следующем порядке: две - в классе, две – в школьном коридоре, где учащиеся активно проводят время на перемене, две – у входа в школу, три – снаружи школы со стороны, где проезжают больше всего машин, три – с противоположной стороны и три – в непосредственной близости от выбранной крупной автотрассы. 
     Картинки должны висеть не менее 7 дней. После этого их собирают и исследуют. На основании визуального осмотра и сравнения с карточками, размещенными возле крупных автотрасс, делается вывод о степени запыленности воздуха в школе и на пришкольном участке. 
     Занятие 5. Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны.

     Для определения степени загрязнения воздуха в данном исследовании понадобится ветка сосны. Необходимо определить класс повреждения и класс усыхания хвои. 
     Результаты занести в таблицу и определить степень загрязнения воздуха. 
     Занятие 6. Определение уровня антропогенного загрязнения среды. 
     В непосредственной близости от школы следует выбрать для исследования участок автомобильной дороги. В течение 20 минут учащиеся подсчитывают количество единиц автотранспорта, проходящих по выбранному участку за этот период времени. Данные заносятся в таблицу. 
     Подобную работу следует провести и на участке оживленной автотрассы, там, где были развешены карточки для сбора пылевых проб. 
     При анализе данных следует соотнести результаты, полученные возле школы, и результаты, полученные при подсчете единиц  автотранспорта из крупной автомагистрали. Сравнить полученные результаты с результатами пылевых проб с этих участков. Сформулировать вывод. 
     2-й этап заключается в окончательной обработке результатов и выводов. 
     По результатам исследований делается вывод о степени загрязненности атмосферного воздуха в данном учебном заведении и на прилежащей территории. Предполагается обоснование возможных причин полученных результатов и предложение своих способов борьбы с загрязнением атмосферного воздуха.

     По результатам проведенного исследования учащиеся могут сделать доклады, проиллюстрировать их творческими работами, могут разработать правила, позволяющие сохранить воздух более чистым. 
     Таким образом, проектная деятельность развивает у учащихся способность наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследований и т.д. 
     Все это способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а это, как известно, является важным качеством.

Список литературы

 

1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная Школа. – 1999. - №1. - С. 19-22

2. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников / / - Русский язык– 1993. - №6.

3. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям // Начальная Школа – 1998. - №10. - С. 9-11.

4. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // Начальная Школа – 1998. -  № 6. - С. 63-64.

5. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры // Начальная Школа - 1998. - №6. - С. 13-14

6. Гордеева В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка) // Начальная Школа – 1999. -  №12. -  С. 98-100.

7. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование  в экологическом воспитании детей // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 71-76.

8. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы // Начальная Школа – 1998. - № 6. - С. 19-26.

9. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная Школа – 2001. - №6. - С. 125-127.

10. Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками // Начальная Школа – 1998. -  №6. - С. 84-92.

11 . Климцова Т. А. Экология в начальной школе // Начальная Школа – 2000. -  №6. - С. 75-76 с.

12. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 50-52.

13. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы// Начальная Школа – 1999. - №3. - С. 32-34

14. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного // Начальная Школа – 1998. -  №6. - С. 105-106

15. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями // Начальная Школа – 2000.  - №6. - С. 26-28.

16. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная Школа – 1999. -  №5. - С. 45-51.

17. Симонова Л. П. «Зеленый дом» // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 127-128

18. Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 77-81

19. Чижевский А. Е. Экология у нас дома  // Начальная Школа – 2000. - №6. - С. 43-46.

20. Яншин А. Л., Яншина Ф. Т. Ноосфера  // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 4-13.


Информация о работе Экологическое воспитание