Экологическое воспитание школьников в рамках обучения биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы было выяснить роль учителя биологии в экологическом воспитании школьников, а также выбрать на практике наиболее доступные и эффективные методы экологического воспитания.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
- по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
- изучить различные методы и формы экологического воспитания в рамках обучения детей биологии;
- теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной а также социальной среде;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..5
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания………………………………………………………………………...5
1.1 Содержание и сущность экологического воспитания……………..8
1.2 Методы и формы экологического воспитания …………………....10
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………….......12
2.1 Экологическое воспитание в рамках уроков биологии по теме «Человек»………………………………………………………………………...12
2.2 Воспитание школьников в рамках внеклассной работы по биологии…………………………………………………………….…………..13
2.4 Результаты работы…………………...………………………….……..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………..…16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………18

Файлы: 1 файл

моя квалификационная работа.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Учащиеся, которые не вошли в состав команд, приглашаются на мероприятие в качестве жителей города болельщиков.

Конкурсы мероприятия оцениваются жюри из числа учителей.

Ведущий-1 (Савина К.А.): Добрый день!

Ведущий-2(Сосновская Р.Л): Мы рады приветствовать Вас на викторине под названием «Забавная анатомия». Сегодня лабиринт, сотканный из испытаний на прочность, объединил учащихся двух параллелей 8-х классов. В итоге сформировалось 2 взвода с названиями «Биологическая защита» и «Нанотехнологии в области биологии».

Ведущий-1: Насколько хорошо каждый взвод знает тайны биологии, оценит компетентное жюри в составе:

- Председатель (аплодисменты)      Ефимова А.В учитель химии

- Члены жюри: (аплодисменты).   Машина К.А. учитель русского языка

                                                           Сосновская Р.Л. учитель    биологии

                                                        Савина К.А. студентка-практикант

                              - хранитель флага биологии ученик 8 класса Дмитрий.

- В городе паника. Вся природа  увядает. Жители ищут путь спасения  всего живого - болельщики – (аплодисменты)

 

 

 

Испытание №1 «Азбука Морзе

 

Регина Леонидовна: Первое испытание, которое выпадает командам - это «Азбука Морзе»: каждой команде поочередно задаются вопросы (правильный ответ оценивается в 5 баллов), в случае неправильного ответа или его отсутствия вопрос переадресовывается болельщикам (цена правильного ответа -1 балл). Болельщик в свою очередь может подарить балл любой из команд. После верного ответа звучит фрагмент зашифрованной мелодии.(песня «Капитан, капитан, улыбнитесь»)

№ 1. Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают? (Цветы Анютины глазки)

№ 2. У кого есть усы, но нет лица? (У клубники, огурцов, кабачков)

№3. У кого есть косточки, но нет скелета? (У абрикоса, у вишен, у сливы и прочего)

№4. У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева)

№5. Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет. (Змея)

№6.  Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил)

№7. Какая водоплавающая птица написала известные книги? (Гоголь)

№8. Какой злак может расти ... на человеке? (Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

 

Предоставляю слово жюри для подведения итогов первого испытания (в дальнейшем ведущие предоставляют слово жюри после каждого конкурса).

Испытание №2 «Противоядие»

 

Ксения Александровна: В нашем лабиринте есть источники очищения загрязнённой окружающей среды от радиации. Второе испытание называется «Противоядие». Вам предстоит при помощи химических реактивов, соблюдая правила техники безопасности, определить, в каком сосуде находиться чистая вода. При правильном ответе команда получает 2 балла. Для участия в этом испытании приглашаются по 2 участника от команды.

( Учащиеся из перечня реактивов должны выбрать индикаторы и с их помощью определить в каких пробирках находятся щёлочь, кислота и вода.)

Ответы: Пробирка №2 – пробирка с чистой водой – правильный ответ 2 балла

 

Испытание №3 «Зелёная аптека»

 В нашем лабиринте растут  удивительные растения, отгадайте их: для этого выслушав задание необходимо поднять сигнальный флажок (зелёного цвета) правильный ответ оценивается 3 баллами. В случае неправильного ответа вопрос адресуется болельщикам – жителям города с правом передачи  1 балла любому из взводов.

№1. Какие лекарственные растения вам известны? Назовите их как можно больше. (алоэ, боярышник, валериана, зверобой, мелисса, полынь, пустырник, жень-шень, мать-и-мачеха, солодка, эвкалипт, одуванчик, ромашка)

№2. Согласно древней легенде, если цветок этого растения положить под голову, то он усыпит и подскажет во сне, что ожидает человека. Если носить это растение с собой. То никакая нечистая сила не подступится. Этот цветок растёт в местах, где есть залежи никеля и кобальта, он накапливает их в себе. При избытке металлов растение вянет. Назовите его (Сон-трава, или прострел) – демонстрация растения.

№3. Какую траву и лекарство любят кошки? (валериана)

№4. Лесное травянистое растение, содержащее много кремния в своём стебле и способное поцарапать сталь. (Хвощ) – демонстрация растения.

№5. Листья этого растения используют при ранениях, ушибах. Что это за растение? (подорожник)

№6. По легенде, в древние времена, соцветия этого растения использовались степными гномами в качестве зонтиков. А в настоящее время отвар из соцветий этого растения используется в качестве противовоспалительного средства. (Ромашка) – демонстрация растения.

Регина Леонидовна: Посмотрите, мы нашли поникшую ромашку. Надо её освежить, ведь наши команды не зря искали чистую воду. (Обрызгиваем обработанные индикатором лепестки ромашки сделанной из бумаги слабым раствором лимонной кислоты. Изменение цвета лепестков).

Действительно, в нашем городе может погибнуть вся природа.

 

 

Испытание №4 «Человек»

 

Это испытание будет посвящено самому главному и решающему этапу – знаниям в области анатомии. Командир каждой команды должен подойти к столу и выбрать по конверту. В конверте будут вопросы. Первая буква ответа позволит пройти лабиринт команде и достичь финиша.

 

Конверт №1. Конверт№2

Регина Леонидовна: Вот и подошла к концу викторина под названием «Занимательная анатомия».

Ксения Александровна: Просим жюри подвести итог игры.

Регина Леонидовна: Мы благодарим взводы и жителей города, жюри за великолепную игру.

Ксения Александровна: Хотим пожелать Вам разгадать все тайны окружающего мира. В чём, мы уверены, помогут знания по биологии и других предметов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Конспект урока

 

Дата проведения: 12.09.2012.

Тема урока: Осанка

Тип урока: Изучение нового материала, лабораторная работа

Вид урока: Урок – беседа.

Задачи урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с классификацией и систематикой животных;

Развивающая: развить умения сравнивать, анализировать, обобщать развивать логику мышления, связанную речь, умение работать с текстом учебника и рисунками.

Воспитательная: сформировать умения внимательно слушать, сформировать экологическое мировоззрение, правильное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

- сантиметровая лента

- вспомогательные: компьютер, доска, проектор, презентация на тему «Осанка».

Литература:

Научная:

1. Колесов, Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.  БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК уч. для 8 класса общеобразовательных учереждений 2004 -  336с.  Разраб. под рук. Пасечника В.В.

 

 

Методическая:

1. Верзилин, Н.М. Общая методика  преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1976. С. 384.

2. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания  биологии. Пособие для учителя / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. М.: Просвещение, 1985. 190 с.

Научно-популярная и художественная:

1. Медицинский атлас для школьников и поступающих в медицинские вузы/ сост. С.А. Моллис. М.; Просвещение, 1981. 223 с.

 

Содержание урока

1-й этап

(организационный)

2 мин

Организация урока

Приветствие, подготовка класса к уроку, проверка отсутствующих, проверка подготовки класса к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек, карандашей). Объявление темы урока и его целей.

2-й этап (опрос домашнего задания)

5 мин

 

Учитель

Вопрос 1

 

Ученик 1

 

 

3 мин

 

Вопрос 2

 

Ученик 2

 

 

 

 

 

 

 

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал – 5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание – 3 мин

 

Опрос (проверка знаний)

 

На прошлом занятии мы рассмотрели § 13 – «Строение мышц» Давайте вспомним:

Какие виды мышц вы знаете? Как он работают?

 

Актуализация знаний

  1. Какие отделы позвоночника вы знаете?

В начале урока мне ы хотелось чтобы вы вспомнили кое-что из ранее пройденного.

- шейный, грудной поясничный, крестцовый, копчиковый

 Слайд 2.

Все правильно. Как это ни странно,  позвоночник имеет не прямую, а  S –образную форму.

Это связано, естесственно, с адаптацией гоминид к прямохождению. Начиная с австралопитека, позвоночник имеет S-образную форму, благодаря чему центр тяжести смещен назад и тело находится в равновесном состоянии.  

2.Объяснение нового материала

Если  под воздействием каких-либо причин физиологические изгибы превращаются в деформации, в норме не встречающиеся, говорят об искривлениях позвоночника. Различают  кифоз (искривление кзади),  лордоз (искривление кпереди) и сколиоз (искривление в боковой проекции).

Самое распространенное -  СКОЛИОЗ.

Сколиоз - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального (физиологического) выпрямленного положения. Обнаружить  на ранних стадиях непросто, потому что деформация видна только при утомлении мышц спины, а после отдыха исчезает. В дальнейшем искривление отмечается постоянно, у пациента нарушается осанка, форма грудной клетки, лопатки и плечи находятся на разной высоте.

Чем опасен сколиоз?

При прогрессировании заболевания подвижность позвоночника значительно уменьшается, физические нагрузки приносят боли, на этой стадии пациенты нередко предъявляют жалобы на боли неврологического характера. В крайней степени сколиоза затрудняется работа многих внутренних органов, и возникают сопутствующие заболевания. Сколиоз - одно из самых распространённых заболеваний. По статистике 15-20% детей страдают боковым искривлением позвоночника, при котором позвонки разворачиваются вокруг своей оси. Если болезнь запущена, то искривление может увеличиваться из-за того, что от высокого давления межпозвонковые диски сдвигаются. Такие изменения раздражают нервы.

Рекомендации:

  • сон на жёсткой и ровной поверхности;
  • индивидуальный подход к разработке режима дня и комплексу упражнений лечебной физкультуры;
  • специальная обувь, которая выбирается на основе рекомендаций лечащего врача;
  • достаточная двигательная активность;
  • контроль положения тела во время работы и при ходьбе
  • лечебное плавание;

Как правильно сидеть за столом.  -  слайд 5

Чтобы предупредить такие  нарушения, а впоследствии патологии позвоночника, необходимо прежде всего правильно сидеть за рабочим местом.

Следите за своим положением тела: туловище – выпрямлено, спина опирается пояснично-крестцовой областью на удобную спинку стула, между поясницей и стулом должен помещаться кулак – как на картинке, ноги согнуты под прямым углом, стопы стоят на полу, предплечья лежат на столе. При этом расстояние от края стола до груди должно быть около 3-4 см. Постепенно вы привыкните к такой позе и формирование правильной осанки не будет доставлять вам неудобства или дискомфорт.

При работе с монитором: взгляд сверху вниз соответственно голова строго прямо угол с воображаемой линией горизонта около 30 градусов что обеспечивает поддержание шеи прямо.

Рекомендуемое расстояние до монитора – 50 см, но тут также влияние оказывают, яркость, размер изображения и т. п.

  1. Правильная осанка стоя. – слайд 6.

Посмотрите на картинку – как вы думаете, под каким номером человек стоит правильно?

№1.сейчас объсним почему, какие признаки определяют «правильность» осанки стоя.

Вот основные правила по правильному вертикальному положению для равномерного распределения нагрузки:

-  макушка должна быть  самой высокой частью, подбородок  не следует ни опускать ни  выпячивать

- глаза смотрят прямо

- шею держать прямо

- плечи выровнены, отведены  назад и вниз, но не напряжены

- бедра расположены на  одном уровне

- живот и ягодицы должны  быть втянуты, чтобы поддерживать  позвоночник и предупреждать  появление чрезмерного поясничного  изгиба

- коленные чашечки должны  смотреть вперед и  быть втянуты;

 

 

 

3.  Лабораторная  работа.

-Для выявления сутулости  сантиметровой лентой измерьте  расстояние между  самыми отдаленными  точками левого и правого плеча,  отступая на 3-5 см вниз от плечевого  сустава, со стороны груди и  со стороны  спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит  о нарушении осанки.

- Встаньте  спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

 

Плоскостопие.

Для предупреждения плоскостопия существуют очень простые меры.

Есть, например, комплекс из нескольких упражнений которые легко выполнять в домашних условиях.

- ходьба на цыпочках

- ходьба на внешнем  и внутреннем своде стопы

- попеременноне сжимание  пальцев стопы

- а также такое упражнение, как поднять и бросить пальцами стопы какой-то небольшой предмет

- полезно заниматься плаванием  и различными спортивными играми;

Диагностика плоскостопия может быть проведена как в медицинском учреждении, так и в домашних условиях.

Вашим д/з будет померить у себя плоскостопие .

 Существует несколько  довольно простых способов определить, если ли плоскостопие у человека.

Самый простой и быстрый метод выяснить, есть ли у вас плоскостопие, состоит в следующем. Найдите жирный крем, гуталин, любое красящее вещество и обильно смажьте им всю поверхность стопы. Затем возьмите белый лист бумаги и станьте на него смазанной кремом стопой. Стоять нужно прямо, опираясь при этом на всю стопу, в противном случае метод окажется просто бесполезным. Далее возьмите этот лист бумаги и внимательно изучите образовавшийся отпечаток ступни. По линии внутреннего края стопы следует выемка, которая в норме занимает чуть больше половины стопы посередине. Т. е., если провести отрезок от середины среднего пальца до середины пятки, то при здоровой стопе линия выемки должна образовывать синусоиду относительно данного отрезка, как на рисунке 39 в учебнике на странице 74.

Листок с измерениями вклейте в тетрадь для лабораторных работ.

Прочитать параграф 15.


 

 


 

 



Информация о работе Экологическое воспитание школьников в рамках обучения биологии