Эффективность метода наглядного моделирования в развитии речи детей старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 01:12, контрольная работа

Описание работы

Цель метода наглядного моделирования - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучше памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………стр.3
1. Основные направления по развитию связной речи………………………стр.5
2. Наглядное моделирование…………………………………………………стр.8
2.1. Формирование связной речи…………………………………………….стр.9
2.2. Пересказ текста………………………………………………………......стр.10
2.3. Составление описательных рассказов по сюжетной картине………..стр. 10
Заключение……………………………………………………………….......стр.11
Список литературы………………………………………………………......стр.12

Файлы: 1 файл

педагогика 2013.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Карелия 

ГАОУ СПО «Петрозаводский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по педагогике

 

Эффективность метода наглядного моделирования  в развитии речи детей старших  дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 411 группы

Заочного отделения 

Соколова И.Н

Специальность 0501144 Дошкольное образование 

Преподаватель Тиетявяйнен Н.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2013

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………стр.3

1. Основные направления по развитию связной речи………………………стр.5

2. Наглядное  моделирование…………………………………………………стр.8

2.1. Формирование связной речи…………………………………………….стр.9

2.2. Пересказ текста………………………………………………………......стр.10

2.3. Составление описательных рассказов по сюжетной картине………..стр. 10

Заключение……………………………………………………………….......стр.11

Список литературы………………………………………………………......стр.12

                                         

                                                                                   

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Цель метода наглядного моделирования - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более  сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучше памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

  Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту. 

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных  приемов, облегчающих запоминание  и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как  мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Однако  для развития связной речи применение одних искусственных приемов  мало, поскольку основной опорой запоминания  является не искусственные, а логически  оправданные, осмысленные связи  устанавливаемые как внутри того , что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем либо хорошо уже известным. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы –  схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие  основных психических процессов  – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование  информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку)/ Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные направления по развитию связной речи

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых  очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание  у детей и увеличивают объём  памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка  каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких  слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы - схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

4. Развитие основных психических  процессов – памяти, внимания, образного  мышления; помогает овладение приёмами  работы с мнемотаблицами и  сокращает время обучения.

Например:

Работа с мнемотаблицей  на тему “зима”. (см. приложение 1)

1. Рассматривание мнемотаблицы

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет.  День короче, а ночь длиннее. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по  памяти.

Составление рассказа о  зиме по мнемотаблице. (см. приложение 1)

1. Рассматривание мнемодорожек

2.Составление предложений о  зиме по мнемодорожкам.

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заучивание стихотворений по мнемотаблице (см. приложение 2)

И. Суриков «Зима»

1.Белый снег пушистый 

В воздухе кружится

2.И на землю тихо

Падает, ложиться.

3.И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою 

Всё его одело

4.Тёмный лес - что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко непробудно

5.Стали дни короче

Солнце светит мало,

6.Вот пришли морозцы-

И зима настала.

 

 

Н. Найдёнова «Новый год»

Снова пахнет свежей смолкой ,

 Мы у ёлки собрались

Нарядилась наша ёлка,

Огоньки на ней зажглись.

Там и тут мелькают маски…

Ты – медведь. А я – лиса.

Вот какие чудеса!

Вместе встанем в хоровод,

Здраствуй, здраствуй, Новый год !

 

 

По тому же принципу ведётся  работа и с другими таблицами.

 

2. Наглядное моделирование

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. 
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).  
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. 
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. 
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес.
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 

 

 

 

2.1 Формирование связной речи

 Цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. На ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана. 
Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. 
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. 
Надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения. Формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода». 
Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа.  Использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, играет большую роль в формировании различных видов речевой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Пересказ текста

Пересказ – более легкий вид  монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский  сюжет и готовые речевые формы  и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций). 
С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д. 
С детьми старшей группы на занятиях я предлагаю картинно-графический план рассказа.

Информация о работе Эффективность метода наглядного моделирования в развитии речи детей старших дошкольников