Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 16:11, реферат

Описание работы

Педагог организует образовательное пространство урока, создает условия для получения учащимися новых знаний. Не ведет за собой по всем этапам объяснения нового материала, а создает такие условия для учащихся, когда они понимают важность цели урока, мотивируются и определяют сами, что они должны сделать и как именно, чтобы этой цели достичь. При этом они должны научиться или продуктивно использовать межличностное общение, навыки работы в группе, парах, коллективе, сформировать умение выполнять различные роли в группе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Место мультимедиа в образовательном пространстве урока: возможность, необходимость, условия успешной реализации…………………………………………………………………..4
Как эффективно использовать мультимедиа в образовательном процессе……………………………………………………………………..8
Этапы создания ММ ………………………………………………………11
Интегрированный урок с ММ - новые образовательные возможности……………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Итоговая работаФролова.docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

Медиасредства могут передавать содержание предметов и исполнять их роль. Объекты, которые недоступны из-за их дороговизны или особенностей, предстают ученикам в иллюстрациях или диаграммах, звуковых документах или фильмах (функции заместителя).

На этапе мотивации медиасредства организуют внимание и, как основное условие любого занятия, возбуждают интерес. Визуальные медиасредства могут, например, озадачивать, будить и поддерживать интерес и любопытство и создавать стимулы для преодоления трудностей.

Создание презентаций - это творческий процесс. Презентация состоит из набора слайдов, на которых сохранена текстовая, видео, звуковая, графическая информация.

Основные этапы создания презентации

Этап 1. Начало работы

Выбор темы, постановка цели и задач презентации. Определение смысла: зачем выступаю? Чем привлеку внимание?

Этап 2. Определение содержания презентации

1. Составление плана будущей  презентации. Желательно на бумаге  нарисовать структуру презентации, схематическое изображение слайдов и наметить, какой текст, рисунки, фотографии или другие материалы будут включены в тот или другой слайд.

Составление списка рисунков, фотографий, звуковых файлов, видеороликов, которые будут размещены в презентации.

2. Определение количества  слайдов в вашей презентации, объем текстовой информации, располагаемой на слайдах, размер шрифта и вид навигации. В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой звено, логически связанное с темой повествования, и работать на общую идею презентации.

Презентация должна заканчиваться итоговым слайдом, на котором следует поместить основные выводы доклада в концентрированном виде.

Этап 3. Дизайн презентации

Определение дизайна слайдов. Цветовая гамма фонов слайдов, формат заголовков (желательно, чтобы во всех слайдах был выдержан один формат и соблюден единый стиль). Выстраивая видеоряд, необходимо помнить особенности и значение фона и цвета, которые могут существенно изменять восприятие информации. С их помощью можно легко расставить акценты, подчеркнуть значимость важных выводов и ключевых идей.

При подборе цветов необходимо учитывать, что более 3-4 оттенков в одном слайде воспринимаются плохо. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на экране проектора значительно отличаются. Из дизайнерских советов: правило ТРИЖДЫ ТРИ. На одном слайде не должно быть более трех видов шрифтов (стиль, размер и цвет считается за разное), не более трех контрастных цветов, не более трех самостоятельных элементов одновременно. Иначе кадр становится сразу перегруженным информацией и трудно воспринимаемым.

Этап 4. Порядок создания презентации

1. Ввод и редактирование  текста. Создаются текстовые слайды, на каждый слайд вводится только текстовая информация. После ввода текста необходимо определиться с его расположением на каждом слайде, продумать размер, цвет шрифта, заголовков и основного текста. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт,размер, начертание). При подборе цвета текста помните, что текст должен быть «читаем», т. е. фон слайдов не должен «глушить» текст. Определите, не перегружены ли слайды текстом, возможно, придется часть текста включить в устный доклад. Лучше всего воспринимаются слайды, на которых написано 3-4 строчки, выделены ключевые слова, а размер шрифта составляет 36 пунктов и более. Не забывайте об орфографии, ничто не портит так представление о работе, как орфографические ошибки в тексте презентации.

2. Графики, диаграммы, таблицы. Если вы планируете разместить  в вашей презентации графики и диаграммы, то продумайте их расположение, определите, читаются ли надписи, и не перегружайте один слайд несколькими графиками или диаграммами – информация будет хуже восприниматься. То же самое относится и к таблицам, текст в таблицах должен быть хорошо виден, для наглядности в таблицах можно применять слабую (по цвету) заливку ячеек.

3. Изображения, рисунки, фон. Очевидно, что большой объем написанного  плохо воспринимается с экрана. Поэтому нужно стремиться, по возможности, заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком. Очень важным является фон слайдов, он создает определенное настроение у аудитории и должен соответствовать теме презентации. Серьезные презентации не должны содержать слишком яркие цвета и менять цветовую гамму от слайда к слайду. Не делайте фон слишком пестрым - это отвлекает аудиторию и затрудняет чтение текста. Размещенные в презентации графические объекты должны быть оптимизированными, четкими и с хорошим разрешением. Графические объекты не располагаются в средине текста – это плохо смотрится. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла

4. Вставка видео и анимации. С помощью анимационных эффектов  можно существенно улучшить восприятие презентации и обратить внимание аудитории на наиболее важные ее моменты. Можно использовать указку или указатель мышки для подсказки зрителям в поиске того, о чем вы уже начали говорить. Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийной презентации фрагменты видеофильмов.

5. Звуковое сопровождение. Немаловажное значение имеет  и использование в презентации звука. Звук может играть роль звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, как дополнительный канал информации. К примеру, наглядное изображение зверей или птиц может сопровождаться их криками, рычанием, пением.

Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. Музыка не должна заглушать докладчика, раздражать слух, иметь резкие переходы, а также усыплять слушателей. Звуковое сопровождение должно органично вписываться в тему вашей презентации. Для записи речи, музыки или шумов на аудиоадаптере предусмотрено (согласно требованиям стандарта MPC) подключение микрофона. Возможна запись звука и создание собственных аудиофайлов при помощи стандартного (поставляемого вместе с Windows) приложения, которое называется Sound Recoder. Для воспроизведения (и для записи) звуковой информации требуются такие устройства, как аудиоадаптер, громкоговорители, а также микрофон для ввода речи. Видеоклипы с включением музыки и речи способны донести информацию и знания гораздо быстрее, чем самые лучшие печатные издания.

Этап 5. Доводка презентации

Доводка презентации заключается в неоднократном просмотре своей презентации, определении временных интервалов, необходимых аудитории для просмотра каждого слайда, и времени их смены. Проведите репетицию презентации. Возможно, при окончательном просмотре вам придется поменять местами некоторые слайды для создания более логичной структуры презентации или внести в нее другие коррективы. Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию. Проверьте работу оборудования, необходимого для проведения презентации.

 

 

 

 

 

 

  1. Интегрированный урок с ММ - новые образовательные возможности

 

Самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека на протяжении всей его жизни. Но знания невозможно механически переложить из одной головы в другую.

Усвоение знаний идет только через деятельность, когда ученик вынужден сам создавать собственные знания, а я, как учитель, могу направить этот процесс, а не просто передать определенный объем информации. Моя задача состоит в том, чтобы обучить не столько ответам на вопросы, сколько новым способам мышления, необходимым и достаточным навыкам самостоятельной учебной деятельности.

 В.А.Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.

Огромную роль в познавательной деятельности обучающихся играет интеграция учебного процесса, которая способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей, например, при изучении не только географии, информатики, истории, физики, но и иностранного языка можно условно выделить два блока процессов: актуализацию и конкретизацию. Опираясь на опыт своих коллег и используя свой собственный, я в данной работе попытаюсь сформулировать цели и задачи интегрированных уроков и остановлюсь на их методике и результативности, а также предложу вариант интегрированного урока, разработанного и проведенного мной совместно с преподавателем информатики.

Среди задач для интегрированных уроков можно выделить несколько более важных:

1) пробудить интерес к  предмету, способствуя активному  и осознанному

усвоению учениками учебного материала;

2) развивать логическое  мышление;

3) дать возможность использовать  в ходе обучения современные  интерактивные методики;

4) позволить просто и  объективно оценивать достижения  учащихся;

5) снять напряженность, неуверенность.

Эти уроки эффективны независимо от того, изучается ли учениками новый материал или обобщается уже пройденный. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Примером но интеграция и применение компьютера позволили

мне - учителю:

    • ликвидировать шаблонность занятий, сделать обстановку на них более интересной;
    • эффективнее использовать учебное время, уделяя больше внимания отработке практических умений и навыков;

учащимся:

    • систематизировать знания;
    • развивать устную и письменную речь, глубже понимать изучаемый материал;
    • повысить мотивацию и сформировать познавательный интерес, что способствовало самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
    • снять напряжение, утомленность за счет переключения на разнообразные виды деятельности в ходе уроков, построенных на интегративной основе;
    • формировать в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.

И нам удалось достичь тех результатов, которые планировались: во-первых, увлечь детей, во-вторых, доказать возможность и целесообразность применения ПК на уроках гуманитарного и естественного циклов, что позволило обеспечить более высокий уровень усвоения учебного материала и в то же время имело большое воспитательное значение.

 

Заключение

 

Мультимедиа могут быть использованы учащимися с различными каналами восприятия учебного материала: некоторые учащиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео и т.д. К тому же качественное использование ММ педагогом в процессе урока может дать возможность учащимся работать над учебными материалами по-разному – создает условия выбора для ученика решать, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, ученики становятся активными участниками образовательного процесса.

Использование качественных мультимедиа, таким образом, позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения и их интересам.

Учитель использует ММ на уроке затем, чтобы использовать преимущества ММ, необходимые для решения задач урока:

− индивидуализация обучения;

− интенсификация самостоятельной работы учащихся;

− рост объема выполненных на уроке заданий;

− расширение информационных потоков при использовании.

        ММ дает учителю возможность:

− переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным: становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент;

− помогает оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение возможностей ММ;

− за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

ММ дает учащимся:

− повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;

− возможности включения игрового момента: позволяет получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером;

Информация о работе Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании