Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 16:11, реферат

Описание работы

Педагог организует образовательное пространство урока, создает условия для получения учащимися новых знаний. Не ведет за собой по всем этапам объяснения нового материала, а создает такие условия для учащихся, когда они понимают важность цели урока, мотивируются и определяют сами, что они должны сделать и как именно, чтобы этой цели достичь. При этом они должны научиться или продуктивно использовать межличностное общение, навыки работы в группе, парах, коллективе, сформировать умение выполнять различные роли в группе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
Место мультимедиа в образовательном пространстве урока: возможность, необходимость, условия успешной реализации…………………………………………………………………..4
Как эффективно использовать мультимедиа в образовательном процессе……………………………………………………………………..8
Этапы создания ММ ………………………………………………………11
Интегрированный урок с ММ - новые образовательные возможности……………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Итоговая работаФролова.docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФПК и ПП

Дистанционное обучение

Профессиональное образование (Информатика и вычислительная техника) 506

 

 

 

ИТОГОВАЯ РАБОТА

«Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании»

 

 

      Выполнил: Фролова Ж.Е.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Место мультимедиа в образовательном пространстве урока: возможность, необходимость, условия успешной реализации…………………………………………………………………..4
  2. Как эффективно использовать мультимедиа в образовательном процессе……………………………………………………………………..8
  3. Этапы создания ММ ………………………………………………………11
  4. Интегрированный урок с ММ - новые образовательные возможности……………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………..  18

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

Введение

 

Современное образование призвано формировать самостоятельную,

полноценную личность, способную к постоянному самостоятельному обучению в течение жизни, к адаптации и социализации в окружающей меняющейся действительности. Для достижения этой цели должно меняться и образовательное пространство урока. Ни для кого не секрет, что воспитать активную личность с помощью только традиционных технологий невозможно, на помощь педагогам приходит великое множество инновационных технологий.

В чем суть всех инноваций в области педагогических технологий? Это особая организация урока, отличная от традиционных методик. Самое важное, на мой взгляд, отличие - это организация взаимодействия учащихся и учителя на уроке и выполнение совершенно других ролей по сравнению с традиционной методикой учителем и учащихся.

 Педагог организует  образовательное пространство урока, создает условия для получения учащимися новых знаний. Не ведет за собой по всем этапам объяснения нового материала, а создает такие условия для учащихся, когда они понимают важность цели урока, мотивируются и определяют сами, что они должны сделать и как именно, чтобы этой цели достичь. При этом они должны научиться или продуктивно использовать межличностное общение, навыки работы в группе, парах, коллективе, сформировать умение выполнять различные роли в группе. 

  1. Место мультимедиа в образовательном пространстве урока: возможность, необходимость, условия успешной реализации

 

Мультимедийные технологии, как инструмент достижения образовательной цели урока. Основные требования к современному образованию, уроку, роль учителя и ученика на уроке. С одной стороны все просто и обычно, как в традиционной методике: у каждого урока есть свои цели и задачи, которые должны быть достигнуты и решены в процессе урока – тут ничего не изменилось (кроме самих формулировок типа формировать навыки добывания, обсуждения информации и ее интерпретации и т.д.).

Учителю необходимо в процессе подготовки урока отобрать теоретический и практический материал для конкретного урока, набор приемов и методов (инструментов/технологий), с помощью которых эти цели и задачи можно достигнуть – тут тоже ничего нового нет, все как обычно. Кроме одного – организации работы на уроке, инновационная организация

образовательного процесса урока с помощью инновационных технологий.

Мультимедиа должны выступать как средство или инструмент познания на уроке, поэтому его использование подчинено целям и задачам урока разного порядка: образовательным, воспитательным, дидактическим. ММ призвано решать различные проблемы данного конкретного класса на данном конкретном уроке. Проблемы могут быть разного плана: мотивации к обучению, развитие коммуникативных способностей, получение знаний, накоплению фактического и информационного материала, формирование информационной грамотности и т.д. Для того чтобы использование ММ в образовательном процессе было не только возможно, но и необходимо и уместно, важно соблюдение следующих условий.

Схема использования ММ на уроке – это общение по теме учебного материала по моделям ученик – ученик и ученик – учитель. Такая схема наиболее продуктивна в условиях современного образования, так как она обеспечивает:

− организующую функцию учителя, его позицию консультанта и организатора образовательного пространства урока, технического эксперта;

− активную позицию ученика, то есть позицию субъекта обучения относительно процесса получения им нового знания, где он сам выбирает или определяет границы своего знания и пути, способы и скорость достижения нового;

− развитие коммуникативных навыков, толерантности, опыт продуктивного межличностного общения: общение в группе, парах, возможность побывать в различных ролях в результате распределения их в процессе деятельности.

В выделенных позициях очень важной представляется обеспечение субъективной позиции ученика на уроке с помощью средств ММ. Опыт работы в школе, знакомство с конкурсными работами позволяет сказать, что в большинстве случаев это преимущество технологии ММ, ее потенциал в этом смысле еще недостаточно используется учителями. Да, подготовка к таким урокам - трудоемкий процесс, так как речь идет об организации образовательного процесса урока, когда продумывается сценарий и обеспечивается траектория развития каждого ребенка (насколько это возможно), продумывается создание условий, при которых ученик будет вынужден совершать шаги к получению нового знания и использовать при этом разные способы и виды общения, открывать для себя лично все новые и новые горизонты. Роль учителя при этом – направление движения к получению знаний, консультационная и экспертная помощь.

Это как айсберг: на самом верху - только десятая его часть, основная, самая « тяжелая» - под водой – подготовительная работа учителя. Таким образом, происходит перераспределение ролей не только в процессе урока между учителем и учениками, но и роли самого учителя в процессе подготовки и проведения урока.

Необходимо упомянуть еще и вот о чем. Естественно, одна и та же цель урока может быть достигнута разными способами. Мультимедиа является исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Но все это только при одном очень важном условии: учитель и ученики владеют ИКТ –технологиями на необходимом уровне. Если учитель слабо владеет ИКТ – технологиями

или учащиеся испытывают значительные затруднения в работе с компьютером и необходимым ПО и т.д., то тогда использование в уроке данного инструмента нерационально, неуместно.

Учитель составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного

материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При  этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно  следующее:

1) принцип адаптивности: приспособление компьютера к  индивидуальным особенностям ребенка;

2) управляемость: в любой  момент возможна коррекция учителем  процесса обучения;

3) интерактивность и диалоговый  характер обучения; – ИКТ обладают

способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

4) оптимальное сочетание  индивидуальной и групповой работы;

5) поддержание у ученика  состояния психологического комфорта  при общении с компьютером;

6) неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и  приложения сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: при подготовке урока, в течение всего процесса – при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом компьютер выполняет следующие функции. В функции учителя компьютер представляет собой:

− источник учебной информации;

− наглядное пособие;

− тренажер;

− средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента:

− средство подготовки текстов, их хранение;

− графический редактор;

− средство подготовки выступлений;

− вычислительная машина больших возможностей.

Педагоги активно используют презентации в процессе урока. Их назначение:

− иллюстрация материала урока,

− роль школьной доски демонстрация различного материала без обсуждения;

− демонстрация материала урока для дальнейшего обсуждения в классе, группах;

− работа с материалом, использование возможностей интерактивной доски для осуществления работы с материалом презентаций (заполнение таблиц, работа с тестами и т.д.)

− использование в презентациях различных возможностей для обучения –

локальных образовательных ресурсов.

 

  1. Как эффективно использовать мультимедиа в образовательном процессе

 

Время, в котором мы живём, называют «информационной эпохой». Сейчас самым важным становится информация и способы её получения. Использование ММ в системе образования влечёт за собой радикальные изменения: раньше ее центром являлся учитель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Учитель занимает место грамотного руководителя ученика, сопровождающего его на каждом этапе урока. Именно в таком качестве он имеет возможность значительно повысить эффективность обучения. Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; вовлеки меня - и я научусь, - гласит китайская пословица.

Главным достоинством ММ технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. А одновременное применение аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.

Применение Мультимедиа компонентов даёт возможность учителю представлять учебную информацию в различных формах, делая тем самым процесс обучения более качественным и эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения запланированного материала, составляет в среднем 30%, а полученные таким образом знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. А вот сэкономленное время учитель расходует на вовлечение ученика в процесс познания. С появлением возможности использовать ММ, я незамедлительно стала применять презентации в качестве сопровождения на различных этапах своих уроков.

− Этап проверки домашнего задания: на экране учащиеся видят правильно

выполненные и оформленные упражнения. Прошу прокомментировать ход решения отдельными учащимися. Задаю провокационные вопросы с целью проверки, сам ли ученик выполнял задания или просто списал его с решебника.

− Этап открытия нового знания: предлагаю задания и вопросы, подводящие к рассмотрению новой темы. На слайдах демонстрируются основные понятия, таблицы, раскрывающие особенности нового материала.

− Этап первичного закрепления знаний: предлагаю задания, требующие

мыслительной активности, осмысления материала, демонстрацию правильного решения при возникновении затруднений и после обсуждения.

− Этап самостоятельной работы с самопроверкой и самооценкой: предлагаю задания разного уровня сложности, инструкции по их выполнению,

демонстрацию правильно выполненного задания.

− Этап подведения итога урока: проговаривание новых понятий с одновременным просмотром соответствующих слайдов. В зависимости от уровня возможностей ученика я предлагаю:

− закончить решение задачи или примера;

− найти ошибку в уже решённой задаче;

− решить тест и выбрать верный ответ среди предложенных.

Ученику важно увидеть подтверждение своей правильно выполненной работы, поэтому все ответы на предлагаемые задания показываю ученику, после того, как он предложит свой вариант ответа. И как приятно видеть заблестевшие от удовольствия глаза ребёнка, когда его ответ совпадает с правильным. «Ну да, так и должно быть», - думает сильный ученик. «Ого, и у меня тоже уже получается», - думает ребёнок со слабыми учебными возможностями.

Очень много времени ученик проводит дома за компьютером. И чтобы это время хотя бы частично принесло ему пользу, даю задание подобрать историческую справку по изучаемой теме, или составить презентацию для устной работы, или подобрать интересную задачку по теме, которую «никто в классе решить не сможет».

Активно вовлекаю ребят в участие в сетевых проектах по предмету. Здесь представляются широкие возможности для проявления себя как раз не очень успешным детям. Подготовка ответов на задания этапов, коллективное обсуждение заданий повышает уровень их самооценки.

Использование ММ в образовательном процессе позволяет разнообразить урок, сделать его интересным и познавательным для ученика.

 

 

  1. Этапы создания ММ продукта

 

Информация о работе Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании