Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: художественно - эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

музыка.docx

— 52.71 Кб (Скачать файл)

Методы  и  приемы художественного – эстетического обучения, развития художественной деятельности разнообразны. Это разнообразие определяется источниками информации, получаемой детьми в процессе обучения, видами деятельности (пение, рисование и т. п.), задачами развития способностей и т д.

Новые знания и  представления  дети получают из различных источников:  
       а) их знакомят непосредственно  с  произведениями искусства,  
       б) им рассказывают, объясняют, задают вопросы с целью обучения знаниям и навыкам.

Следовательно, методы и  приемы можно  разделить  на наглядные и словесные. К этим методам  предъявляются  определенные требования. 
        Исполнение  литературных, музыкальных произведений должно быть художественным, выразительным. Словесные методы также должны носить образный, эмоциональный характер. Их назначение не только в том, чтобы дети поняли содержание картины, стихотворения, песни или смысл какого-либо задания. Беседы, пояснения направлены на то, чтобы создать определенное настроение в соответствии с образами произведений, побудить детей к сопереживанию, привлечь их внимание к выразительным и изобразительным средствам [13,с.97].

Методы  и приемы зависят также от того, какие качества, способности, необходимые для художественной деятельности, взрослый формирует у ребенка. Необходимо, с одной стороны, сформировать способы творческих и самостоятельных действий, которые будут нужны при выполнении любой деятельности, а с другой стороны, развить специальные художественные способности, обеспечивающие осуществление музыкальной, изобразительной, словесно - художественной деятельностей. 
        Воспитатель ищет способы побуждения детей к  выбору материалов, цветовых сочетаний, форм, композиций для лучшей реализации изобразительных замыслов, к придумыванию загадок, поискам новых рифмованных слов, подбору антонимов, синонимов, разрабатывает приемы развития способностей к импровизации напевок, оригинальных движений при создании типичных музыкально-игровых образов, к новым композициям танцевальных движений. В этих случаях обучение становится одним из условий, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер [17,с.152].

Важной  стороной художественной деятельности являются способы самостоятельных  действий детей. Приемы их формирования несколько различаются в зависимости от того, связываются они с восприятием или с воспроизведением, исполнительством. В первом случае методические приемы побуждают детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, выразительных средств произведения, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях, например поют без фортепианного сопровождения, двигаются без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу и воплощают его соответствующими средствами.    Самостоятельность действий детей может проявиться и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает требования к воспроизведению, по ребенок самостоятельно исправляет недочеты своего исполнения, контролирует свои действия [21,с.131].

Особых  приемов  требует развитие специальных  художественных способностей. Ведь в  общую  структуру  этих способностей входят и сенсорные способности (т. е. качество восприятия, воспроизведения,   соотношений музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике и т. п.), и более развитые формы (музыкальный, поэтический слух, художественный вкус, творческие проявления и т. д.). Следовательно, нужна система приемов, разработанная с учетом сложной общей структуры специальных художественных способностей и предусматривающая последовательность формирования и совершенствования ее компонентов при переходе от одного возраста к другому. 

Таким образом, система методов  и  приемов  художественно-эстетического обучения зависит  от многих условий. При этом использование  некоторых  методов  направлено, то на систематическое упражнение детей, тренировку и закрепление навыков, то на выработку способов самостоятельных действий. Лишь тогда, когда стройная система обучения осуществляется в условиях поисковых ситуаций, совершается формирование нужных качеств и способностей. 
 

 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 1 главе

 

 

 

 В ходе исследования по теме работы мы пришли к следующим выводам:

Художественно - эстетическое  воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия  на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту  окружающего мира, искусство и  создавать ее. В процессе эстетического воспитания дошкольников формируются основы эстетического вкуса детей, эстетическое восприятие, знания, суждения, оценка, идеалы, чувства, интересы.

Средствами  эстетического  воспитания дошкольников является  эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.

          Музыкальное воспитание это  целенаправленное формирование личности ребенка  путем  воздействия  музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности.

          В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, художественно — дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и телепередачи.

          По  тому, как дети получают эстетическую информацию, методы и  приемы эстетического  воспитания можно  разделить  на наглядные  и словесные. К ним предъявляются  определенные требования.         

          В процессе работы мы раскрыли понятие художественно- эстетического воспитания, приемы и методы эстетического воспитания дошкольников на основе использования музыки, изучили педагогический опыт по музыкально - эстетическому воспитанию, раскрыли понятие и классификацию, тем самым цель – изучить и проанализировать теоретический материал по теме, была достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II     Практическая работа по художественно- эстетическому  развитию дошкольников

 

2.1 Фрагмент режимных  процессов с использованием разных  жанров музыки, направленные на  художественно - эстетическое развитие  дошкольников

 

Художественно-эстетическое развитие воспитанников является приоритетным направлением деятельности МБДОУ.

Мое представление об основных условиях художественно-эстетического образования связано с основными компонентами художественно-эстетической культуры: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста, музыка и музыкальная деятельность, театрализованная деятельность в детском саду [См. Приложение].

Система деятельности МДОУ по художественно-эстетическому развитию воспитанников включает в себя следующие направления работы: организация предметно-развивающей среды и условий для художественно-эстетического развития детей; организация деятельности детей; организация работы с педагогами; взаимодействие с родителями.

В МДОУ имеются методические рекомендации по работе с детьми, перспективные и тематические планы работы специалистов.

  1. Конспект занятия «Музыка и настроение»

Цель: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения; грустную, лирическую - ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную - легким звуком, в оживленном темпе. Под музыку дети спокойно заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Воспитатель поет музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.) Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством - она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Сейчас мы послушаем пьесу, которая называется «Болезнь куклы». Сочинил ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Прислушайтесь внимательно, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке. Проводится сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений. Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома». Кто нам скажет, какая сейчас прозвучала музыка? Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая, обиженная, плачущая.

Очень грустная музыка,

В ней мы слышим печаль.

И смеяться не хочется,

И кого-то нам жаль...

Воспитатель. Это верно. Здесь звучали ноты грусти и печали. А вот мелодия другая - Вы нам расскажете, какая? Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома». Дети. Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая, озорная, солнечная.

Очень радостная музыка, -

Ноги сами в пляс идут.

И мальчики, и девочки

Сейчас запляшут тут!

Воспитатель. Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот и Дюймовочка! (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами, музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает детям исполнить задание. Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка - музыкальное задание и нарисованная куколка-эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Воспитатель. Первый мы цветок возьмем и узнаем, что же в нем? «Чтобы звонко, чисто петь - надо многое уметь. Прямо с самого утра на распевке детвора». Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!». Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково, сердито, протяжно, в быстром темпе и т.п. Воспитатель.

Второй цветочек поднимаем,

Что там задано, узнаем...

«Рано утром в светлый дом

Все мы радостно идем.

В этом доме...

Дети. Детский сад!» Воспитатель. Он устроен... Дети. Для ребят! Исполняется песня «Детский сад», слова и музыка Н. Пономаревой Воспитатель.

Второй цветочек поднимаем,

Что нам задано, узнаем.

«Ах, вот какая жалость -

Уже четыре дня

Я с куклой поругалась,

Не слушает меня».

Девочки-солистки исполняют песню «Ах, вот какая жалость», слова и музыка Т. Копыловой. Воспитатель. Какая грустная песня. Ругаться, дети, не годится, надо срочно помириться! Третий мы цветок возьмем и узнаем что же в нём «Дружит лес, и дружит луг, Солнышко нам тоже друг! В круг вам, дети, надо встать и про дружбу рассказать». Исполняется веселый танец «Ты мой друг, и я твой друг» под песню А. Пугачевой «Сто друзей». Движения по выбору воспитателя.

Воспитатель. Еще цветочек поднимаем. Сейчас задание узнаем... «Что за шум, что за звон? Слышен он со всех сторон. Так это же милашки - Наши неваляшки!» Танец «Неваляшки». Воспитатель. Пора еще цветочек взять, Что нам задано опять? «На прощанье нужно станцевать!»

Исполняется танец «Мы хотели танцевать» или любой другой общий танец по выбору воспитателя. После танца дети садятся на стульчики. Воспитатель. Наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Мечтательное? Сердитое? (Дети отвечают.) А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы выберем для них «глазки», «бровки», «ротик» и постараемся более точно выразить «настроение» шарика каждого цвета. Звучит «Утреннее размышление» П. И. Чайковского, дети выполняют задание. Для изготовления глазок, ртов, бровей, носов удобно использовать цветную самоклеящуюся пленку или специальный набор шариков с наклейками для выражения лица, их можно купить в магазине. Глазки и носики можно наклеить заранее, чтобы «лицо» не расползалось за пределы разумного. Выражение «лица» у шарика достигается путем приклеивания в разном положении бровей и ртов.

Воспитатель. Теперь понятно, что это - грустный шарик. А этот - задумчивый, мечтательный. А этот на что-то очень рассердился. А вот этот - веселый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше с вами настроение. Возьмите эти шарики с собой в группу, там вы с ними еще поиграете. А нам пора прощаться. (Поет.) До свиданья, дети!

Информация о работе Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни