Влияние музыки на развитие дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Влияние музыки и музыкальной деятельности на формирование личности ребенка, в развитии творческой деятельности, очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны личности ребенка.

Содержание работы

Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности ребёнка……………………………………………………………………...3
Формирование у детей эстетического отношения к музыкальному искусству и окружающему миру…………………………………………6
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….9
Развитие основ музыкальной культуры в дошкольном возрасте……..12
Изучить особенности проявления начал музыкальной культуры старших дошкольников. Подобрать и провести диагностические задания, направленные на формирование основ музыкальной культуры………………………………………………………………….. 14
Литература ……………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

контрол. по музыке.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

Заочное отделение

 

 

 

                                   КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

Дисциплина: МДК 02.05

« Теория методика музыкального воспитания с практикумом»

Тема: « Влияние музыки на развитие дошкольника »

 

 

Выполнила:

                                                                   студент группы В-48

                                                                   Жданова С.Ю.

                                                                  Проверила:  

                                                                   Преподаватель

                                                                   Мурашова В.В.

                                                                   ______________

 

 

Соликамск,  2015

Тема: Влияние музыки на развитие дошкольника

План

  1. Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности ребёнка……………………………………………………………………...3
  2. Формирование у детей эстетического отношения к музыкальному искусству и окружающему миру…………………………………………6
  3. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….9
  4. Развитие основ музыкальной культуры в дошкольном возрасте……..12
  5. Изучить особенности проявления начал музыкальной культуры старших дошкольников. Подобрать и провести диагностические задания, направленные на формирование основ музыкальной культуры………………………………………………………………….. 14
  6. Литература ……………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности ребёнка.

Влияние музыки и музыкальной деятельности на формирование личности ребенка, в развитии творческой деятельности, очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны личности ребенка.

 

 Музыкальное воспитание выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения личности ребенка, активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Музыка объединяет детей в едином переживании, становится средством общения между детьми.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способности эмоционально сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует в воображаемой ситуации. Музыка побуждает его к « дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».(1.23)

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально - ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщаться тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки на разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим.

Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности детей.

Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка во время работы и при отдыхе.(1.56)

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитание личности ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги логопеды используют пение при лечение заикания), что способствует выработке вокально - слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Занятие музыкально - ритмическими упражнениями, основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения присутствует и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.(2.8)

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Таким образом,  музыка и музыкальная деятельность  в развитии личности ребёнка играет важную роль. Музыка способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

 

 

 

 

 

2.Формирование  у детей эстетического отношения  к музыкальному искусству и  окружающему миру.

            Значение эстетического отношения  к музыкальному искусству и  окружающему миру в развитии  личности велико. Если у ребенка  развито увлеченное и заинтересованное  отношение, если он восхищается  прекрасным, добрым, выраженным в  музыке, то этим и решается  основная задача нравственно-эстетического  воспитания и успешно формируются  разнообразные музыкальные навыки. Задача воспитания эстетического  отношения носит общий характер  и нуждается в конкретизации. Важно определить этапы развития эстетического отношения к музыке.

           Первый компонент – способность эмоционального сопереживания в процессе восприятия и исполнения музыки. Л.Н.Толстой говорил, что науки доказывают истину, искусство заряжает ею. Педагог должен не только знать программы, он должен владеть педагогикой, как искусством быть артистом «заражающим» детей, наполняющий их эстетической радостью и прежде всего воздействовать выразительным исполнением музыки.(6.67)

            Второй компонент – способность активно осваивать опыт музыкальной деятельности, самостоятельно действовать в поисках:

- эмоционально настроенная  атмосфера обучения, музыка всегда  должна волновать,   радовать, вызывать интерес;

- дать установку –  «вслушайся», «вдумайся»;

- слуховой контроль –  «А ты спел правильно?», «Поправь ошибку»,   «Передал ли ты характер музыки в танце?»,   «Передал ли ты характер героя в театрализации»

- ориентировку в самостоятельных  действиях – спой без сопровождении, какую ты   слышишь песню, исполни  знакомый танец.

- творческие поисковые  действия детей -  «спой музыкальный  ответ, на музыкальный      

  вопрос», «передай в  мелодии радость, огорчение», «инсценируй  песню».

      В целом  при воспитании эстетического  отношения детей к музыке применяется  комплекс методов, которые усложняются  в зависимости от поставленных  задач и возрастных возможностей  детей.

             Третий компонент эстетического отношения к музыке систематическое развитие специальных художественных способностей, первых проявлений художественной оценки, вкуса. Целостный подход к воспитанию эстетического отношения не исключает, а наоборот, предполагает развитие специальных музыкальных способностей. К их числу можно отнести следующее:     

- мелодический, ритмический  слух, чувство лада;

- выразительность в пении, движения в инсценировании;

- элементу творчества  в исполнительской  музыкальной  деятельности;  

- оценка качества исполнение  произведения другими детьми.

 Если систематически  воспитывать эстетическое отношение  ребенка к музыке, к искусству, к окружающему миру то оно проявится в его заинтересованном подходе к общественным, природным явлениям, к предметному окружению, к эстетике быта. В результате многогранной комплексной воспитательной работы осуществляется нравственно-эстетическое развитие личности ребенка. Процесс обучения построен разнообразием видов деятельности. Кроме традиционной структуры деятельностей есть экспериментальные исследования, которые показали, что существуют и другие структуры видов деятельности, которые активизируют процесс обучения. Это тематические, комплексные, фронтальные и т.д. такие виды деятельности  дают детям возможность выразить один и тот же художественный образ средствами разных видов искусства. Благодаря этому у них развивается умение самостоятельно ориентироваться в поисках новых способов отображения своего эстетического отношения к окружающему.(2.45)

       Индивидуальный  подход обучения не всегда  может дать желаемый результат, как коллективная форма обучения. Коллективная деятельность обладает  большими воспитательными возможностями. Дети объединены единым стремлением  при выполнении заданий. Этот  коллектив  (дети) подталкивает  к  активности неуверенных детей. А  это очень важно чтобы ребенок  почувствовал себя еще увереннее  в этом коллективе. Современные  дети отличаются от детей прошлых  лет своей активностью, любознательностью  и продвинутостью. И лишь сочетание  всех видов деятельности дает  воспитание эстетического отношения  ребенка к музыке. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

 

 
Первый год жизни.  Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.  
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых   ощущений   позволяют   осуществлять   музыкальное питание с самого раннего возраста.  
Второй   год   жизни.   При   восприятии   музыки   дети   проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску  (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает   простейшими   движениями:   хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.  
Третий и четвертый год жизни.  У детей  повышается чувствительность,   возможность  более  точного  различения  свойств  предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот   период   развития   характеризуется   стремлением   к   самостоятельности.   Происходит  переход  от  ситуативной  речи  к связной,   от  наглядно-действенного   мышления  к  наглядно-образному, заметно укрепляется  мышечно-двигательный аппарат. У    ребенка появляется   желание   заниматься   музыкой,   активно   действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями,   которые   позволяют   в   известной   степени   самостоятельно плясать и играть.  
Пятый год жизни.  Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.  
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. 
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям  шире использовать их в играх и танцах. Одни   стремятся,   не   подражая   друг  другу,   по-своему   исполнить роль   (например,   в   сюжетной   игре),   другие   проявляют   интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.  
Шестой  и седьмой  год жизни.   Это период подготовки  ребят к школе. На   основе   полученных   знаний и впечатлений дети   могут   не  только   ответить  на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать   музыкальное   произведение, разобраться в его выразительных   средствах,   почувствовать   разнообразные   оттенки настроения, переданные музыкой.  
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. (6.46) 
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Информация о работе Влияние музыки на развитие дошкольника